|
|
||||||
|
|||||||
|
Словарь по истории России |
||||||
Содержание раздела: |
КУЛЬТУРА РОССИИ В 20 В.Развитие русской культуры в 20 в. протекало в условиях острых социальных конфликтов и политических катаклизмов (см. Россия на рубеже 19—20 вв.; Россия от Февраля к Октябрю; Октябрьская революция 1917 г.). Значительное влияние на культурную жизнь общества оказали научно-технические достижения, создавшие принципиально новые возможности для производства, хранения и распространения ценностей культуры. На протяжении века в дома вошли радио, телевидение, компьютеры (см. Компьютер и история). Начало столетия вошло в историю русской культуры как краткий период ренессанса (возрождения), в ходе которого шло освобождение духовной культуры от социального утилитаризма. Расцвет поэзии и философии, напряженные религиозные искания интеллигенции ознаменовали «серебряный век» русской культуры, не уступающий «золотому» 19 веку, но утверждающий иную систему духовных ценностей (см. Культура России в 17 — 19 вв.). Как альтернатива народническим увлечениям интеллигенции с 90-х гг. 19 в. широкое распространение получил марксизм, ему отдали дань многие русские философы и мыслители. Важное место в духовных поисках занимала религия. С 1901 г. организуются религиозно-философские собрания, их идея, по словам 3. Н. Гиппиус, заключалась «во встрече интеллигенции и церкви».
Широкий резонанс в обществе вызвал сборник статей «Вехи. Статьи о русской интеллигенции», опубликованный в 1909 г. и выдержавший 4 издания. Его авторы (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. Б. Струве и др.) призывали интеллигенцию пересмотреть свое мировоззрение и через покаяние обрести «новое сознание». Процессы демократизации культурной жизни ярко проявились в книгоиздательском деле. Деятельность крупнейших книгоиздателей того времени — И. Д. Сытина, А. С. Суворина, Ф. Ф. Павленкова — была направлена прежде всего на издание общедоступной литературы. Российские ученые в начале века внесли заметный вклад в развитие мировой науки, особенно естествознания. В 1904 г. И. П. Павлов первым из русских ученых получил Нобелевскую премию за разработку учения об условных рефлексах. В 1908 г. этой премии был удостоен И. И. Мечников за исследования в области иммунологии и инфекционных заболеваний. Работы П. Н. Лебедева, создателя русской научной школы физиков, сыграли большую роль в разработке теории относительности, квантовой теории и астрофизики. Труды В. И. Вернадского заложили в России основы новых наук — биохимии, биогеохимии, радиогеологии (см. Наука и техника).
В литературе и искусстве появились новые течения (символизм, акмеизм, футуризм, кубизм, суперматизм и др.), объединенные общим понятием «модернизм» (от фр. modern — «новейший», «современный»). В творчестве художников различных направлений отразились декадентские настроения (от фр. decadence — «упадок»), т. е. настроения безнадежности, неприятия жизни, индивидуализма. Идея синтеза искусств способствовала созданию различных художественных объединений и кружков. Наиболее заметным из них был «Мир искусства», из кружка молодых художников оформившийся в культурно-эстетическое движение, захватившее архитектуру и скульптуру, поэзию, оперное и балетное искусство, художественную критику и искусствознание. В литературе, продолжавшей играть ведущую роль в духовной и культурной жизни русского общества, реалистические традиции развивали в своем творчестве Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. М. Горький, И. А. Бунин, А. И. Куприн. Расцвет символизма связан с именами В. Я. Брюсова, А. А. Блока, К, Д. Бальмонта, Д. С. Мережковского. Основоположником акмеизма стал Н. С. Гумилев, особое место в поэзии акмеизма заняли стихи А. А. Ахматовой и О. Э. Мандельштама. В среде поэтов-футуристов начинали свой творческий путь В. В. Маяковский, Б. Л. Пастернак. В эти же годы в поэзию пришли не связанные с определенным литературным течением С. А. Есенин, М. И. Цветаева. Поистине «серебряный век» дал целую плеяду выдающихся поэтов.
Обновление театрального искусства связано с Московским Художественным театром, созданным в 1898 г. К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко. Театр утверждал новые принципы актерской игры, режиссуры, оформления спектаклей. В те же годы в противовес сценической «правде жизни» начинал свои театральные эксперименты В. Э. Мейерхольд, формируя эстетику условного театра. Художники «Мира искусства», отвергая салонность академизма и тенденциозность передвижничества, провозгласили идеал «чистого», или «свободного», искусства, призванного художественно преобразить окружающую действительность. В выставках этого объединения принимали участие А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов, В. А. Серов, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, М. А. Врубель, И. И. Левитан, М. В. Нестеров и другие. К 1910-м гг. относится рождение русского авангарда, в русле которого проходили творческие искания К. С. Малевича, В. В. Кандинского, К. С. Петрова-Водкина, Р. Р. Фалька, М. 3. Шагала, П. Н. Филонова и других.
Новые черты русской музыки нашли наиболее яркое выражение в произведениях С. В. Рахманинова и А. Н. Скрябина, создателя светомузыки. Основные достижения оперного искусства связаны с частной оперой С. И. Мамонтова в Москве, где выступал Ф. И. Шаляпин. «Русские сезоны» в Париже, проводимые С. П. Дягилевым с 1906 г., принесли мировое признание русской музыке и балету, открыв миру имена И. Ф. Стравинского, А. П. Павловой, В. Ф. Нижинского, Т. П. Карсавиной, Ф. А. Шаляпина и других. В начале века родилась отечественная кинематография: кинопредприниматель А. А. Ханжонков построил в Москве кинофабрику и начал производство фильмов. В дореволюционном кино выдвинулся целый ряд крупных режиссеров (А. А. Протазанов, Е. Ф. Бауэр, В. Р. Гардин), талантливых актеров (В. В. Холодная, И. И. Мозжухин, В. А. Полонский).
Октябрьская революция 1917 г. и гражданская война положили конец «серебряному веку». Большая часть интеллигенции оказалась в эмиграции. Политика большевистского руководства была направлена на решение двух неразрывно связанных задач: установление партийного контроля за всем, что формирует образ мыслей и настроения в обществе, и подъем общего культурного уровня народа. В качестве долговременной выдвигалась перспектива создания нового типа культуры. В первые послереволюционные годы власти, нуждавшиеся в интеллектуальных силах, шли на определенные компромиссы с интеллигенцией. Разрешалось издание журналов, не поддерживавших новую власть, публичные диспуты на различные острые темы, принимались меры по улучшению условий работы и быта специалистов. В то же время продолжались репрессии против инакомыслящих. В 1922 г. большая группа ученых, писателей, публицистов, философов была по распоряжению В. И. Ленина выслана из Советской России, среди них — Н. А. Бердяев, П. А. Сорокин, С. Л. Франк, Н. О. Лос-ский, С. Н. Булгаков (см. Эмиграция). Энтузиазм первых послереволюционных лет и относительная свобода делали культурную жизнь общества яркой и пестрой. Революция открыла массам широкие возможности приобщения к искусству и творческой деятельности. В литературу и искусство приходило новое поколение писателей (В. А. Каверин, Л. М. Леонов, М. А. Шолохов, А. А. Фадеев, М. М. Зощенко, М. А. Булгаков), художников, артистов, создавались новые театры (Большой драматический в Ленинграде, Театр им. Вс. Мейерхольда, Театр им. Евг. Вахтангова), коллективы художественной самодеятельности, литературно-художественные группировки, такие, как «Серапионовы братья», ЛЕФ, Российская ассоциация пролетарских писателей — РАПП, «Кузница», «Октябрь». Но по-прежнему заметными фигурами в литературно-художественной жизни тех лет оставались В. Я. Брюсов, В. В. Маяковский, С. А. Есенин, К. С. Станиславский, В. Э. Мейерхольд, А. Я. Таиров, Б. М. Кустодиев. Поиски новых средств художественного воплощения революционной действительности шли по двум направлениям: реалистическому и авангардистскому. Реалистическое искусство оказалось более доступным новой, массовой аудитории. Большим успехом у зрителей пользовались постановки Малого театра («Любовь Яровая» К. А. Тренева), МХАТа («Бронепоезд 14-69» Вс. В. Иванова). Не увенчалась успехом программа обновления театрального искусства «Театральный Октябрь», выдвинутая В. Э. Мейерхольдом в 1920 г. Через три года театры повернули «назад к Островскому», т.е. к традициям отечественного театра. Ориентация на доступные для широкой публики формы определила ведущее место Ассоциации художников революционной России (АХРР) среди других художественных группировок.
Партийное вмешательство в дела литературы и искусства первоначально ограничивалось политической цензурой и поддержкой пролетарских литературных группировок. Становление тоталитарного режима в конце 20-х гг. привело к ужесточению политического и идеологического контроля за всеми сферами культуры, к утверждению административно-бюрократических методов руководства наукой, литературой и искусством. Усилились репрессии по отношению к церкви. Политические процессы над группами технических специалистов 1928 г. («шахтин-ское дело») и 1930 г. («дело промпартии») обозначили поворот от политики сотрудничества со старой интеллигенцией к борьбе против нее. Репрессии, волна которых нарастала на протяжении 30-х гг., унесли жизни сотен тысяч ученых, писателей, художников, искалечили судьбы миллионов и имели тяжелые последствия для культуры (см. Тоталитарный режим в СССР; Массовые политические репрессии в СССР 30-х — начала 50-х гг.).
Утилитарный подход к культуре, враждебность к религии и интеллигенции негативно отразились на отношении к культурному наследию прошлого (см. Охрана памятников истории и культуры). Церкви и монастыри безжалостно разрушались, закрывались музеи 1927 — 1929. усадебного типа, произведения искусства продавались за границу.
Во время реконструкции Москва потеряла около трети памятников зодчества. Новый поворот в отношении к культурному наследию прошлого наметился в 1933 — 1934 гг., когда история потребовалась сталинскому режиму в пропагандистских целях. С этого времени в школу вернулись уроки истории, были восстановлены исторические факультеты в университетах, историческая тематика прочно вошла в советскую литературу и искусство (см. Исторический жанр в литературе и искусстве). Курс на ускоренную индустриализацию повлиял на темпы и методы культурных преобразований. В предшествующие годы система образования, доставшаяся в наследство от дореволюционной России, была кардинально перестроена, велась работа по ликвидации неграмотности взрослого населения. В конце 20-х гг. задачи ликвидации неграмотности, введения всеобщего обязательного начального обучения и массовой подготовки специалистов решались штурмовыми методами и одновременно, что приводило к низкому качеству обучения. Только к концу 30-х гг. положение стабилизировалось, повышение уровня знаний стало приоритетной задачей для системы образования.
Революция и гражданская война подорвали научный потенциал России. Однако точные и естественные науки пострадали в меньшей степени, чем общественные. Сеть научных учреждений была сохранена, и большинство ученых оставались на своих рабочих местах. Эмигрировали главным образом философы, юристы, историки, экономисты. Преимущественное развитие получали направления, имевшие практическое применение, другие закрывались как неперспективные или ложные. Такая судьба постигла генетику и кибернетику. В конце 20-х гг. усилилось политическое давление на литературу и искусство. РАПП взяла на себя осуществление партийного призыва к консолидации литературных сил и активизации борьбы против враждебной идеологии. Методы ее действия — раскол литературных группировок, отстранение их руководителей, очернительные кампании. В этих условиях партийное постановление 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций», где объявлялось о ликвидации РАППа и создании единого Союза советских писателей, было положительно воспринято художественной интеллигенцией. В уставе писательского Союза, принятом в 1934 г. на Первом съезде советских писателей, ведущим методом советской литературы провозглашался социалистический реализм, что означало подчинение литературы и искусства задаче «идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма». Хотя теоретически метод соцреализма не исключал стилевого и жанрового многообразия художественного творчества, на практике утверждались определенные нормативные каноны. В изобразительном искусстве возводились в догму традиции русских художников-передвижников. В архитектуре отвергались конструктивистские поиски и механически переносились классические формы. Эталоном в музыке были объявлены М. И. Глинка и П. И. Чайковский, в театральном искусстве — МХАТ. Метод соцреализма, разумеется, не охватывал всех явлений художественной жизни. В классику советской литературы вошли произведения А. М. Горького, М. А. Шолохова, А. Н. Толстого, М. А. Булгакова, А. А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, О. Э. Мандельштама, подчас не вписывавшиеся в жесткие каноны. Золотой фонд отечественной кинематографии составили фильмы «Броненосец «Потемкин», «Октябрь» С. М. Эйзенштейна, «Земля» А. С. Довженко, «Мать» В. И. Пудовкина, а также фильмы, снятые в 30-е гг., — «Путевка в жизнь» (режиссер Н. В. Экк), «Чапаев» (братья Васильевы), трилогия о Максиме (Г. А. Козинцев и Л. 3. Трауберг), музыкальные комедии Г. В. Александрова. В эти годы в изобразительном искусстве работали М. В. Нестеров, П. Д. Корин, А. В. Лентулов, П. Н. Филонов; музыкальная жизнь страны была связана с именами С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича.
В годы войны идеологический контроль в культуре был немного ослаблен. Изменилась государственная политика по отношению к религии и церкви. Война оказала большое влияние на духовный климат в обществе, в народе крепло ожидание перемен, интеллигенция надеялась, что возврат к репрессиям и идеологическим погромам невозможен. Ответом на эти настроения стали постановления ЦК ВКП(б) 1946 — 1948 гг. о литературе и искусстве, ознаменовавшие усиление прямого вмешательства властей в художественное творчество. Изоляционистская политика, подкрепляемая широкими идеологическими кампаниями борьбы с низкопоклонством перед Западом и с космополитизмом, свела к минимуму международный культурный обмен. Под видом научных дискуссий проводились публичные проработки «провинившихся» ученых. Продолжилась начатая еще до войны борьба с «формализмом» в литературе, музыке и изобразительном искусстве, которая на практике выливалась в травлю талантливых мастеров, таких, как А. А. Ахматова, М. М. Зощенко, Д. Д. Шостакович. Реформы, начавшиеся после смерти И. В. Сталина, создавали более благоприятные условия для развития культуры, хотя «оттепель» не была устойчивой и идеологические послабления сменялись грубым административным вмешательством. Вместе с тем в 50 — 60-х гг. был сделан решающий шаг в преодолении сталинизма, началось возвращение культурного наследия русской эмиграции, восстановление культурной преемственности и международного культурного обмена. В годы «оттепели» сформировались «шестидесятники», поколение интеллигенции, впоследствии сыгравшее важную роль в разрушении тоталитарного режима. Большое значение для развития общественного сознания имело появление источников информации, альтернативных официальным, — самиздата, передач зарубежных радиостанций. Консервативные и либеральные тенденции тесно переплетались в политике и культурной жизни общества периода «оттепели». Рупором настроений либеральной интеллигенции стал журнал «Новый мир» с его главным редактором А. Т. Твардовским. На его страницах появились многие ключевые произведения того времени, например первые публикации А. И. Солженицына. Из-за невозможности открытого обсуждения накопившихся общественных проблем на литературу и искусство ложилась большая социальная нагрузка. Литературно-художественные дискуссии периода «оттепели», вовлекавшие не только профессионалов, но и массового читателя, играли роль трибуны для выражения гражданской позиции. Рубежом, окончательно похоронившим надежды либеральной интеллигенции, стали открытый процесс над писателями А. Д. Синявским и Ю. М. Даниэлем в 1966 г., обвиненными в антисоветской деятельности за публикацию своих произведений на Западе, и введение советских войск в Чехословакию в 1968 г. Вместе с тем многие процессы, начавшиеся в предшествующие годы, продолжались. В духовную жизнь общества возвращались отвергаемые ранее пласты культурного наследия прошлого, расширялся международный культурный обмен, развивались официально непризнанные направления в литературе и искусстве. В условиях научно-технической революции резко возросла роль науки. Советские ученые добились мирового признания в исследованиях космоса, развитии ядерной физики, атомной энергетики. Достижения Л. Д. Ландау, Н. Н. Семенова, Н. Г. Басова и А. М. Прохорова были отмечены Нобелевской премией. Разоблачение сталинизма дало импульс общественным наукам, но реализовать его не удалось. По-прежнему многие темы и имена оставались под запретом, слабыми были контакты и обмен информацией с зарубежными специалистами. В условиях перестройки монолит «советской культуры», искусственно скрепленный идеологическими догмами, исчез. А в постсоветской России взаимоотношения культуры и власти стали строиться на принципиально иных основаниях. Государство перестало диктовать свои требования, и культура утратила гарантированного заказчика. Исчезла централизованная система управления и единая культурная политика, а вместе с ними идеологические фильтры, контролировавшие доступ к информации. Определение путей дальнейшего культурного развития стало делом самого общества и предметом острых разногласий, а культурная жизнь страны — несравненно сложнее, разнообразнее, многовариантнее. (Подробнее об общественной и культурной жизни страны читайте в ст. «Оттепель», «Перестройка в СССР», «Диссидентское и правозащитное движение в СССР», «Эмиграция», «Русская православная церковь» и др.) |
||||||
|
|||||||
Copyright © 2000-2009. RUSSIA.YAXY.RU |
Словарь по истории России |