Россия | Великая страна

Гербы городов России

История России

География России

Этнография России

Российский фольклор


Россия


 

Содержание раздела:

КУЛЬТУРА

НАУЧНАЯ ТРАДИЦИЯ РОССИИ

НАСЕЛЕНИЕ

  • Первый научный календарь "по меридиану и широте царствующего града Санкт-Петербурга" составлен в 1719 г.
  • В XVI столетии в Москве открылась первая аптека.
  • На Славяно-греко-латинскую академию возлагался контроль за состоянием умов учителей, особенно иностранцев. Тем, кто "держал у себя волшебные, чародейные, гадательные и всякие от церкви возбраняемые книги" или порицал православную веру, грозило суровое наказание.
  • Академия наук в России была основана 28 января 1724 г. по указу Петра I.
  • Одной из бурно развивавшихся в России наук была география. Экспедиции созданного в 1845 г. Русского географического общества сыграли выдающуюся роль в изучении природы Кавказа, Средней и Центральной Азии, Сибири и Дальнего Востока. В этих исследованиях приняли участие П. П. Семёнов-Тян-Шанский, П. А. Кропоткин, Н. М. Пржевальский и др. В. В. Докучаев создал новую науку - почвоведение.
  • Ещё в 30-х гг. советские физики Д. Д. Иваненко, И. Е. Тамм, И. В. Курчатов начали изучать строение атомного ядра; в дальнейшем их исследования привели к созданию принципиально нового способа получения энергии.
  • После распада СССР Россия унаследовала большую часть его научного потенциала: 70 % учёных, все главные архивы, почти все ведущие академические институты и самые известные высшие учебные заведения.
  • Заработная плата научных работников в 70- 80-х гг. XX в. была лишь на 10 % выше средней по СССР и значительно отставала от зарплаты на транспорте или в строительстве. В Западной Европе и США доходы учёных в тот же период в 2,5-3 раза превышали средний уровень.
  • В 1995 г. в нашей стране действовало 4060 научных организаций, в которых работало примерно 1,1 млн человек.

Отсчёт "возраста" российской науки традиционно начинают с эпохи Петра I. До этого времени в России не было широкого светского (т. е. не церковного) образования и научных организаций - институтов, музеев, общедоступных библиотек, а учёные люди занимались прежде всего практическими вопросами. Однако найденные в Новгороде берестяные грамоты (письма и документы на берёзовой коре) говорят о высоком уровне просвещённости, а прекрасные строения Киева, Новгорода, Владимира, Москвы - о математических, физических, астрономических познаниях наших предков. Такие сведения, как правило, передавались от мастера к ученику в устной форме. Поэтому о большинстве первых на Руси служителях науки почти ничего не известно.

Любимым чтением на Руси были "Шестодневы" (описания сотворения мира), "Толковая Палея" (сокращённый рассказ о ветхозаветных событиях) и "Хронограф" (популярное изложение мировой истории). В XVII в. появился "Синопсис" - первый печатный учебник по русской истории.

Уже Иван III (1462-1505 гг.) и Борис Годунов (1598-1605 гг.) пытались организовать в России высшее учебное заведение. Однако только в XVII в. появилась Киевская академия, а затем Славяно-греко-латинская академия в Москве. Обучение велось по программе, обычной для средневековой Европы: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Эти семь предметов служили подготовкой к занятиям философией и богословием, которые венчали образование. В московских школах преподавались также иностранные языки, история и география.

НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ПЕТРА I И РУССКАЯ НАУКА XVIII ВЕКА

Революция российской науки связана с именем Петра I: им были созданы специальные учреждения, главной задачей которых стали научные исследования. Император обязал всех дворян учиться: юноша, не окончивший курса начальной школы, не мог жениться. Специальным Указом от 13 февраля 1718 г. населению России предписано было собирать "куриозы и раритеты" для Кунсткамеры - первого в России музея. Решив организовать в России Академию наук, Пётр послал за границу вельможу Ивана Даниловича Шумахера для знакомства с работой Лондонского королевского общества и Парижской академии. "Иностранцы узнают, что и у нас есть науки, и перестанут почитать нас варварами. Сверх того... в канцеляриях, конторах и других местах должны будут требовать от Академии советов в таких делах, в которых науки потребны", - говорил Пётр.

Вскоре в Россию прибыли 1б учёных-иностранцев. Академия находилась в ведении императора и не подчинялась даже высшему государственному органу - Сенату. В середине XVIII столетия по инициативе М. В. Ломоносова и И. И. Шувалова был создан университет в Москве. Их начинание поддержала императрица Елизавета Петровна, считавшая себя продолжательницей дела Петра. "Добро происходит от просвещённого разума", - писала она в Указе об открытии университета от 12 января 1755 г.

При Елизавете и Екатерине II учёных стали назначать на государственные должности. Математик Христиан Гольдбах и физик Франц Эпинус работали в шифровальном отделе Коллегии иностранных дел. Гениальный изобретатель Иван Петрович Кулибин заведовал механической мастерской Петербургской Академии наук и делал игрушки для дворца. Он сконструировал дворцовый лифт, механизм для открывания окон, устраивал великолепные фейерверки. Однако его изобретения редко ценились по достоинству. Кулибинский семафорный телеграф погребли среди игрушек, а сорок лет спустя за секрет менее совершенного устройства французу Шато заплатили огромные деньги.

Постепенно занятия наукой становятся всё более почитаемы. Академиков приглашают во дворец, внимательно выслушивают. Комиссия, вырабатывавшая в 1787 г. правила устройства университета, подчёркивала, что профессора "не подвергаются принуждению ни в рассуждении правил науки, ни в рассуждении книг учебных: свобода мысли способствует вообще знаниям".

Академия позволила российской науке сделать гигантский скачок. За удивительно короткий срок был пройден путь от азов арифметики до исследований в области математического анализа, теории гравитации. Работы Леонарда Эйлера, Христиана Гольдбаха, Даниила Бернулли вошли в сокровищницу мировых открытий. Теоретические достижения сочетались с упорными исследовательскими трудами. Организовывались экспедиции на Камчатку, в Сибирь, Казахстан и Северную Америку для изучения ландшафтов, полезных ископаемых и населения.

Имя М. В. Ломоносова (1711-1765) стало символом научной универсальности. Закон сохранения вещества, производство цветного стекла, открытие атмосферы на Венере, идея Северного морского пути, книга "Древняя Российская история", экономический труд "О охранении и размножении российского народа", "Российская грамматика" - далеко не полный перечень его научных заслуг. "Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом", - писал о нём А. С. Пушкин.

РУССКАЯ НАУКА В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

В XIX в. наука прочно вошла в жизнь российского общества. Число научных учреждений к середине столетия возросло в четыре раза по сравнению с XVIII в. Сформировались три главных сектора науки, которые до сих пор являются основой её организации, - академический, учебный и прикладной. Разрасталась Академия наук: в I860-1900 гг. в ней насчитывалось более 100 подразделений, в том числе палата мер и весов, метеостанции, архивы, музеи, давшие начало многим современным академическим институтам. Увеличивалось число высших учебных заведений: в 1848 г. в России было всего 4,5 тыс. студентов, а в начале XX столетия в 72 вузах страны обучалось уже около 90 тыс. человек. Появились научные учреждения, принадлежавшие различным ведомствам: Военно-топографический отдел Генерального штаба, Учёный комитет горного ведомства, Статистический комитет Министерства внутренних дел и др.

Вокруг крупных исследователей постепенно складываются коллективы учеников и соратников, образуются научные школы, передающие традиции из поколения в поколение. Такими математическими, физическими, химическими, географическими и другими школами, многие из которых берут своё начало ещё в XIX столетии, до сих пор знаменита российская наука. Накануне Октябрьской революции 1917 г. в стране насчитывалось около 300 научных учреждений. В конце XIX в. Россия, догнав Германию, лидировавшую в науке с 20-х гг., стала вторым по величине научным центром мира.

НАУКА В СОВЕТСКОЙ РОССИИ

За семьдесят лет советской власти жизнь России полностью изменилась. На вопрос, что принесли эти перемены науке, невозможно ответить однозначно. В течение нескольких лет после революции около 10% российских учёных были вынуждены покинуть Родину - их высылали как "врагов народа" или они сами бежали, опасаясь преследований и репрессий. И действительно, в 30-х гг. и позднее сотни представителей науки подверглись арестам и преследованиям. Этой участи не избежали ни крупнейший физик Лев Давидович Ландау, ни будущий конструктор космических кораблей Сергей Павлович Королёв. За колючей проволокой работало даже целое конструкторское бюро Андрея Николаевича Туполева, ставшего позже знаменитым самолётами марок АН и ТУ. В тюрьмах и лагерях погибли многие выдающиеся учёные, в том числе генетик Николай Константинович Кольцов, первый президент Академии сельскохозяйственных наук Николай Иванович Вавидов. Позже, в 70-х гг., в Горький за правозащитную деятельность был сослан выдающийся физик, академик Андрей Дмитриевич Сахаров.

Власть осуществляла жесточайший идеологический контроль за наукой. По решению руководителей коммунистической партии целые сферы знаний подвергались разгрому. Так, "служанками империализма" были объявлены генетика и кибернетика, а работавшие в этих областях исследователи стали жертвами долгих гонений. Под запретом оказались целые научные направления, от чего российская наука не оправилась до сих пор. Литературу, которая, по мнению властей, являлась идейно вредной, изымали из библиотек и держали в специальных закрытых хранилищах. До начала 90-х гг. цензоры следили за содержанием любой публиковавшейся научной работы, будь то в области истории или физики.

И в то же время российская наука при советской власти сделала огромный шаг вперёд, сохранив за страной роль одного из крупнейших научных центров мира. Была достигнута почти всеобщая грамотность населения; в крупнейших вузах на равных правах учились дети рабочих, крестьян, интеллигенции. Государство получило возможность концентрировать колоссальные средства на ключевых направлениях и в кратчайшие сроки решать самые сложные задачи. Первым опытом стал в 1920 г. План ГОЭЛРО (Государственной комиссии по электрификации России) - в те годы в разорённой стране потребовалось построить 30 электростанций. К работе над проектом привлекли более 200 учёных. За 10 лет план выполнили, и выработка электроэнергии в России увеличилась в 7 раз.

После Великой Отечественной войны была реализована программа ядерных исследований. Научным руководителем проекта стал И. В. Курчатов, под руководством которого работали Я. Б. Зельдович, А. П. Александров, Л. А. Арцимович, Ю. Б.Харитон и др. Через несколько лет вслед за США СССР стал ядерной державой; страна создала не только самое мощное в истории оружие, но и атомные электростанции. Первая советская атомная бомба была испытана в 1949 г.; первая в мире атомная электростанция пущена в 1954 г. в Обнинске.

После этого И. Е. Тамм, А. Д. Сахаров, Л. А. Арцимович, Е. П. Велихов, И.Н.Головин начали работать над проблемой управления ядерным синтезом, протекающим при взрыве водородной бомбы. Вначале эти исследования хранились в строжайшей тайне, однако стало ясно: задача столь грандиозна, что решить её можно только усилиями физиков всего мира. Поэтому в 60-х гг. работы были рассекречены (уникальный случай в советской истории), и результаты, полученные нашими учёными, стали известны всему миру.

Параллельно с ядерной осуществлялась не менее масштабная программа космических исследований. В "империю Королёва" - генерального конструктора космических кораблей - входили десятки институтов, заводов, полигонов. Невозможно перечислить все открытия и имена учёных, благодаря которым 4 октября 1957 г. на орбиту Земли вышел первый в мире космический аппарат, созданный в нашей стране.

Государство не жалело денег на исследования, количество научных институтов увеличилось во много раз по сравнению с дореволюционной Россией. В 1929 г. в стране создана Академия сельскохозяйственных наук, во время Великой Отечественной войны - академии медицинских и педагогических наук. Конечно, в первую очередь поддерживались программы, которые повышали военное и политическое могущество страны (ядерная, космическая) или укрепляли её экономику (ГОЭЛРО, разведка недр и др.). При этом быстро развивались и фундаментальные науки, связанные с различными актуальными направлениями. Фактически исследования велись почти во всех областях знаний. Самой главной ценностью были научные кадры - люди, самозабвенно и бескорыстно служившие своему делу.

В начале 60-х гг. с участием ведущих учёных было организовано Сибирское отделение Академии наук с центром в Новосибирске. Среди тайги быстро вырос академгородок с корпусами лабораторий, институтов и библиотек. Такие же города науки возникли в Центральном регионе: Пущине, Дубна, Обнинск, Протвино и др. Во Владивостоке открылось Дальневосточное отделение Академии наук; крупными академическими центрами стали Иркутск, Красноярск, Казань. В конце 80-х гг. число научных учреждений достигло нескольких тысяч, а научных сотрудников - почти 2 млн человек.

Несмотря на революции, войны и жестокие репрессии, учёные сумели сохранить главные научные школы России и развить лучшие традиции. Спустя столетие математики считали себя учениками Лобачевского и Ляпунова, физики - Лебедева и Столетова, химики - Менделеева и Бутлерова. Новые поколения учёных совершили множество мировых открытий и вправе гордиться блестящими достижениями (см. статью "Нобелевские лауреаты из России и СССР").

НАУКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

После распада Советского государства в начале 90-х гг. жизнь российской науки сильно изменилась. Исчезли цензура и государственный контроль за научными исследованиями. Теперь каждый учёный может беспрепятственно публиковать результаты своих работ и высказывать любые мнения. Открылись границы страны, и специалисты получили возможность свободно общаться с зарубежными коллегами.

Однако последовавший затем экономический кризис сильно ударил по отечественной науке. Из-за недостатка средств были остановлены или сокращены крупнейшие научные программы, десятилетиями являвшиеся гордостью страны. Вот лишь некоторые примеры. В 80-х гг. на создание космического корабля многоразового использования "Буран" выделялась в год сумма, равная 0,6-0,7 млрд долларов США. Эта уникальная машина, полностью управляемая компьютерами, совершила полёт в космос, после чего её превратили в аттракцион в Парке культуры и отдыха в Москве. В течение многих десятилетий одной из крупнейших была программа разведки недр России. На её счету тысячи месторождений самых разных полезных ископаемых. Но в 90-х гг. исследования сократились в 3,5 раза. Если в 1990 г. геологи пробурили 5,3 тыс. км разведочных скважин, то в 1995 г. - только 1,5 тыс. И подобное характерно для многих отраслей отечественной науки.

Из-за отсутствия средств в 1990- 1996 гг. примерно 50 тыс. российских учёных уехали за рубеж. Как правило, это талантливые специалисты очень высокой квалификации, которых охотно принимали на работу иностранные фирмы и институты. Подобная "утечка умов" происходила в России лишь после революции 1917 г.; тогда учёные покидали страну из-за угрозы репрессий, теперь - из-за нужды и невозможности полноценно трудиться. Не менее сильно ударила по российской науке и "внутренняя эмиграция", как иногда называют переход учёных в иные сферы деятельности - предпринимательство, банки, торговлю. В результате всего за пять лет - с 1990 по 1995 г. - численность людей, работающих в научных организациях, сократилась в два раза. Но несмотря на все эти сложности и проблемы, российская наука не умерла.

По мнению ведущих учёных, в России сохранилось главное - практически все ведущие научные школы. Академия наук остаётся крупнейшим центром фундаментальных исследований в стране и мировым лидером в теоретической и прикладной математике, ядерной и лазерной физике, а также в ряде отраслей биологии, химии, геологии, географии. Россия располагает уникальными научными установками - мощнейшими ускорителями элементарных частиц, гигантскими радиотелескопами, флотом научно-исследовательских судов.

Около 550 высших учебных заведений, в том числе 72 государственных университета, не только готовят специалистов, но и ведут обширные научные исследования. Самым крупным вузом страны является Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова. Мощной научной базой обладают Федеральное космическое агентство, Министерство атомной промышленности, Институт атомной энергии имени И.В.Курчатова, объединение "Энергия" имени С. П. Королёва, осуществляющее космические исследования, и множество других центров, институтов, конструкторских бюро.

Российская наука - одно из главных и поистине бесценных достояний нашей страны, за которым стоит труд многих поколений. Учёные умеют открывать тайны природы, способны создавать самые совершенные технологии и технику, не уступающую лучшим мировым образцам.

Copyright © 2000-2009.

RUSSIA.YAXY.RU
All rights reserved

 

   Рейтинг@Mail.ru    Rambler's Top100

Россия