|
|
||||||
|
|||||||
|
Россия |
||||||
Содержание раздела: |
ДАЛЬНИЙ ВОСТОКОТ ОХОТСКА ДО ЧУКОТКИ СЕВЕРО-ВОСТОК АЗИИРЕГИОНЫ
СЕВЕРО-ВОСТОК АЗИИНа Северо-Востоке Сибири существует нелепое на первый взгляд противопоставление: "здесь, у нас" и "там, на материке". Оно складывалось в сознании людей постепенно и оказалось удивительно устойчивым. Вероятно, это объясняется удалённостью и обособленностью региона от крупных городов и железных дорог, промышленных и культурных центров России. Корабли подходят к берегам Чукотки только в период короткой (60-70 дней) навигации. Немногим дольше она у побережья Охотского моря. Конец навигации означает на Севере не только приостановку завоза необходимых грузов, но также рубеж, за которым начинается длинная и суровая зима. Побережье Охотского моря, горы и плоскогорья Колымы и Чукотки относятся к Магаданской области; Аяно-Майский и Охотский районы - к Хабаровскому краю. На площади более 1 200 тыс. км2, что превышает территорию Великобритании, Германии и Франции вместе взятых, очень редко можно встретить крупные населённые пункты. С севера на юг регион простирается почти на 1 тыс. км, с запада на восток - на 2,7 тыс. км. ПЕРВОПРОХОДЦЫДолгое время огромные пространства на северо-востоке Азии оставались практически неизвестны европейцам. Лишь в XVII столетии русские землепроходцы открыли Охотское и Арктическое побережья, реки Колыма, Индигирка и Анадырь, достигли крайней восточной точки Азии и обнаружили пролив, отделяющий её от Американского континента и названный позднее Беринговым. В устье реки Охота в середине XVII в. был поставлен Охотский острог. Его не раз переносили с места на место из-за наводнений, штормовых нагонов волн, мелководья. Постепенно он становился опрным пунктом огромного края. В 1731 г. Охотск был объявлен портовым городом. Сегодня это посёлок городского типа, центр Охотского района Хабаровского края. В 1829 г. вблизи Охотска открыли золотые россыпи, а к началу XX в. пошли слухи, что где-то на севере старатели также моют драгоценный металл. Тем не менее Северо-Восток ещё долго оставался почти не изученным. Начало научным работам положила экспедиция под руководством Сергея Владимировича Обручева. В 1926- 1935 гг. им были исследованы некоторые районы Чукотки, а также открыт гигантский хребет Черского - по существу целая горная страна. В 30-40-х гг. XX в. Юрием Билиби-ным и Валентином Цареградским проводились крупные географические и геологические изыскания в бассейнах рек Колыма и Индигирка. Экспедиции обнаружили крупнейшие россыпи золота, которые стали основой золотовалютных резервов страны. Магаданская область и север Хабаровского края относятся к малонаселённым территориям. В Магаданской области (площадь - 461,4 тыс. км2) проживает 258 тыс. человек, т. е. на 1 км2 приходится меньше двух человек. Коренные народности - эвены, эвенки и якуты - равномерно расселились по территории. Более компактно, в национальных округах, проживают чукчи, эскимосы, коряки, юкагиры. Почти все они перешли на оседлый образ жизни, образовав посёлки и постоянные стойбища. В Чукотском автономном округе (центр - город Анадырь) появились даже посёлки городского типа. Романы о Чукотке Юрия Рытхэу, поэмы и стихи Антонины Кымытваль, искусная резьба по кости художников-гравёров Ву-квутагина и Хухутана сейчас известны как в России, так и за рубежом. Поиски и освоение месторождений полезных ископаемых привели на Чукотку русских, украинцев, белорусов, корейцев и др. Пришлое население размещено по территории неравномерно. До сих пор обширные пространства северо-восточной окраины страны совершенно пустынны. СУРОВАЯ ПРИРОДАЗначительную часть северо-востока Азии занимают горы и плоскогорья, в том числе хребты Верхоянский и Сунтар-Хаята, представляющие собой естественный рубеж региона на западе. Лишь вдоль арктических берегов на севере, в нижнем течении реки Анадырь на востоке и на юге - у реки Тауй простираются болотистые низменные равнины. Климат Приохотья, Колымы и Чукотки очень суровый. Самая низкая среднегодовая температура воздуха отмечена в центральных районах Колымы и составляет -14 °С; к побережьям она иногда повышается до -3 °С. Зимой стоит ясная погода с морозами до -60 °С. Летом в районы, удалённые от океанов, приходит тепло, а порой настоящая жара. В тайге нередко температура воздуха повышается до 35 "С. Однако на побережье летом заметно холоднее. Например, Магадан, который находится на той же широте, что и Санкт-Петербург, климатом схож с Мурманском. Осадков выпадает мало, особенно на Арктическом побережье (около 200 мм в год). К югу их количество увеличивается: в центральных районах Колымы 450-500 мм, на Охотском побережье до 600-700 мм. Реки, в том числе и крупные, зимой часто промерзают до дна. Снега накапливается мало, а потому половодье низкое. Уровни воды резко повышаются в периоды летних паводков, вызванных дождями. В руслах рек и ручьёв скапливаются заломы - баррикады из упавших деревьев. Особенность рек Северо-Востока - огромные ледяные поля (наледи), которые образуются в их долинах в течение длинной морозной зимы. Только самые крупные реки: Колыма (от посёлка Сеймчан), Омолон (в низовьях), Анадырь (в нижнем течении) - используются для судоходства. Большинство рек бурные и порожистые. Много озёр, но, как правило, они невелики. Чаще всего их можно обнаружить в поймах и дельтах рек. Нередко встречаются древние ледниковые озёра, например озеро Джека Лондона. На Чукотке существует даже озеро, располагающееся в метеоритном кратере, - Эльгы-гытхин (Незамерзающее озеро). На территории Магаданской области есть горячие источники с температурой воды 25-92 °С. Широко известен источник Талая (90 °С) в 287 км к северо-востоку от Магадана, где построена водолечебница. Вечная мерзлота мешает развиваться почвенному покрову, и он даже в лесном поясе маломощный (40- 50 см). Высокие склоны гор вообще покрыты каменными развалами. Лишь в крупных речных долинах попадаются относительно плодородные дерново-луговые почвы. В природе Северо-Востока своеобразно сочетаются тундра и тайга. Подножия гор обычно заняты лиственничными и берёзово-лиственнич-ными лесами и редколесьями; над ними располагается пояс кедрового стланика, а ещё выше - горные ли-шайниковые тундры. На побережье холодного Охотского моря верхняя граница леса находится на высоте 400-500 м; в верховьях Колымы лесные заросли поднимаются до 1,2 тыс. м. Наконец, у северного предела распространения лесов, в низовьях Колымы, их верхняя граница вновь опускается до 200 - 250 м. В северной тундре обитают песцы, белые медведи и дикие олени; в тайге водятся белки, рыси, росомахи, бурые медведи. Многие животные свободно мигрируют из тундры в тайгу и обратно. Весной и летом в тундре изобилие перелётных птиц - лебедей, гусей, уток, куропаток. Таёжную чащу предпочитают рябчики, глухари, дятлы, кедровки, поползни, дрозды и др. Но больше различий можно обнаружить по высотным поясам. Например, в горной тундре, выше границы леса, встречаются снежные бараны и кабарга. В нерестовые реки заходят горбуша, кижуч, нерка; часто в ручьях встречается хариус. В морях обитают тюлени, котики, моржи, каланы. На север Охотского моря заходят "сельдяные акулы", следующие за рыбными косяками. На охоту, ловлю рыбы и добычу морского зверя наложены ограничения и запреты. Но, пожалуй, самая строгая охрана природы ведётся в заповеднике Остров Врангеля. Сам остров располагается в 140 км севернее берегов Чукотки. Его отличают низкогорный, а местами равнинный рельеф и очень суровый климат. Почти треть года длится здесь полярная ночь, и только в июле в проливе Лонга ломается лёд и появляются разводья. Сильные ветры и морозы не позволяют селиться деревьям и кустарникам. Это область полярных пустынь (см. статью "Полярные и ледяные пустыни"). Заповедник известен прежде всего тем, что в нём находятся "родильные дома" белых медведей и бродят небольшие стада овцебыков. Весной на заснеженных склонах тут и там появляются чёрные пятна берлог, из которых выглядывают любопытные мордочки медвежат. Остров служит также перевалочным пунктом для диких гусей. Здесь нередки "птичьи базары"; залетают сюда и полярные совы. Объект пушного промысла вне границ заповедника - песец, а из морских зверей - нерпа и лахтак. ГОРОДАВ названиях гор, рек, озёр, посёлков и городов заключена история освоения людьми далёкого края. По названиям можно узнать о тех, кто не побоялся прийти в неведомые места, чьи мечты о покорении тундры и тайги воплотились в реальные дела. Север сам воспитывал своих патриотов, потому что этот край не терпит слабости, трусости и фальши. Однако проникнуть в него непросто даже сейчас. "Главные ворота" Колымы - Магадан; туда из Москвы, Якутска и Хабаровска регулярно летают самолёты. Между тем со времени появления здесь первых палаток геологов прошло всего 70 лет. Магадан является символом Колымы и Чукотки. В 1928 г. на его месте была редкостойная лиственничная тайга и мари (кочковатые и заболоченные пологие склоны, поросшие редкими угнетёнными лиственницами), спускавшиеся к самому берегу одной из бухт Охотского моря. В устье речки Магаданка стояло несколько юрт эвенов. Геолог и писатель Пётр Бабкин предполагает, что Магадан в переводе с эвенского означает "жилище из плавника", т. е. из стволов деревьев, выброшенных на берег морем. По преданию, много лет назад над северным побережьем Охотского моря пронёсся тайфун, обрушивший на берег огромные волны. В 1929 г. на берегу поставили щит из досок - навигационный знак для кораблей. В 1931 г. началась планировка улиц, а уже в 1939 г. посёлок был преобразован в город. Магадан раскинулся на невысокой гряде, отгораживающей бухту Нагаева от речки. В городе 124 тыс. жителей. Центральные улицы обрамлены газонами с цепочками лиственниц. Тротуары выложены бетонными плитками. К скверам примыкают четырёх- и пятиэтажные дома. Постепенно городские кварталы спускались с гряды, захватывали склоны ближайших сопок и долину Магадан-ки. Сегодня чётко распланированный центр сменяется на окраинах извилистыми улочками, где дома специально построены под углом к направлению господствующих сильных ветров. Во дворах обычно видны деревянные короба, внутри которых проложены трубы водопровода, канализации и теплотрассы. Вечная мерзлота не позволяет укладывать их в глубокие траншеи. Плоские короба зимой и в дождливое время жители используют в качестве дополнительных тротуаров. Климат Магадана можно определить как североприморский. Летом, чуть заштормит Охотское море, город окутывает влажный туман; его называют выносом, так как он проник со стороны моря. Зимой на Колымской трассе, вдалеке от побережья, светит солнце и стоит мороз от -40 до -50 "С, а в самом Магадане - 15 °С ниже нуля и валом валит снег. Сугробы достигают 3-4 м. Улицы продуваются со всех сторон, зато здесь не бывает смога, характерного для городов "на материке" (см. статью "Загрязнение окружающей среды"). Мало осталось в городе двухэтажных рубленых домов, построенных в 30-х гг. Уже в 40-х гг. им на смену пришли кирпичные здания, иногда с колоннами и причудливыми украшениями вокруг окон. Однако и эти строения ныне требуют реконструкции и ремонта. Во второй половине XX в. появилось много трёх- и четырёхэтажных панельных домов. Знаменитая Колымская трасса - автомобильная дорога, соединяющая Магадан с Якутском, - начинается прямо в конце центральной улицы. В Магадане дорогу называют просто трассой. Кстати, ни в Магадане, ни на трассе никто не поёт песен, посвящённых весьма мрачному периоду в жизни края: в 30-40-х гг. в эти места отправляли осуждённых за политические преступления, чаще всего вымышленные. Магаданцы искренне преданы своей области и городу. К 1985 г. Магадан превратился в важный узел морских, авиационных и автомобильных путей. Он связан автобусным сообщением и авиарейсами со многими внутренними районами Колымы и Приохотья. Заводы - судоремонтный, механический, топливной аппаратуры, панельного домостроения и др. - обеспечивают нужды не только города, но и многочисленных приисков области. Магадан стал крупным культурным и научным центром Сибири и Дальнего Востока. Здесь расположены научные институты Российской Академии наук, Международный университет. Вторым по значению городом края является Анадырь. Он находится на юге Чукотки, на берегу Анадырского залива. Почти 350 лет назад сюда пришли первые казаки-землепроходцы. "Анадырь", как полагают археологи и этнографы, скорее всего юкагирское название, а не чукотское, и означает "речной". Анадырский острог (крепость) основан Семёном Дежнёвым в 1649 г.; снесён в 1771 г. В 1889 г. на этом месте возник пост, названный Ново-Мариинск. В одном из старых журналов о его назначении писали: "Река Анадырь течёт почти посреди Чукотской земли... Находясь при море, удобнее следить за действиями в крае иностранцев". В 1894 г. в крепости проживало всего 33 человека. В 1923 г. Ново-Мариинск переименован в Анадырь. Только в 1965 г. Анадырь получил статус города и впоследствии стал административным центром Чукотского национального округа. В городе есть педагогическое училище, дом культуры, больницы, музеи, электростанция, телестудия. Прилететь в Анадырь из Москвы и Магадана можно прямыми пассажирскими рейсами. СЕВЕРО-ВОСТОК РАБОТАЕТЧасто Северо-Восток рассматривался как край, обильный рыбой, как источник минерального и другого сырья. Здесь практически невозможно заниматься земледелием, нет месторождений нефти и газа. Почти всё необходимое для жизни и работы приходится завозить издалека, а это трудно и дорого. Долгое время оленеводство, рыбная ловля, охота в крае развивались стихийно. Только в 60-80-х гг. появились промышленные предприятия, изменившие экономику Магаданской области. Более целенаправленным стал рыбный промысел; появились транспортно-промышленные узлы - Магаданский, Анадырский, Певекский и др. Объём продукции предприятий в 1962 г. возрос по сравнению с 1931 г. почти в 30 раз. Ведущее место в хозяйстве региона вплоть до конца XX в. занимала горнодобывающая промышленность, а именно золото- и оловодобыча. В верховьях Колымы, наиболее богатых полезными ископаемыми, в 1936-1948 гг. размещались многочисленные лагеря для заключённых, и их узники работали на приисках в тяжелейших условиях. Поэтому само название "Колыма" нередко звучит как зловещий символ мрачного прошлого. Между тем освоение Колымы началось задолго до периода массовых репрессий в годы правления И. В. Сталина. Здесь трудились геологи, инженеры-транспортники, строители, медики. Были построены десятки посёлков, начато сооружение знаменитой Колымской трассы. После Великой Отечественной войны открытие золота на Чукотке повлекло обживание самых далёких окраин России. Постепенно в регионе сформировался обширный комплекс предприятий горнодобывающей промышленности: рудники, шахты, полигоны, электростанции, автодороги и т. п. Их деятельность требовала крупных энергетических затрат, и в 70- 80-х гг. на реке Колыма была построена Колымская гидроэлектростанция, а на Чукотке - Билибинская атомная электростанция. В приморских посёлках работают рыболовецкие бригады. Поначалу они обеспечивали рыбой только жителей Северо-Востока. Затем на побережье Берингова и Охотского морей возникли десятки рыбзаводов, и часть их продукции стала вывозиться в другие районы России. На Чукотке организованы зверо-комбинаты, специализирующиеся на добыче моржей, нерпы, морского зайца (лахтака) и др. Главная отрасль сельского хозяйства края - оленеводство. Оно всегда было традиционным занятием коренного населения благодаря огромным природным пастбищам, особенно на Чукотке и на севере Хабаровского края. Олень давал северным народностям пищу, жильё, обувь, одежду и, кроме того, служил средством передвижения (см. статью "Тундра"). Оленеводство зависит от погоды и количества хищников в округе. Быстро замерзнут дождевые воды или мокрый снег - и олени уже не могут добывать подножный корм. В 1963 г. оленей на Чукотке было примерно в 6 раз больше (около 700 тыс. голов), чем на соседней Аляске. Поэтому требовалось лучше организовывать маршруты выпаса животных, снабжать стада минеральными добавками, обеспечивать ветеринарной помощью. Наряду с оленеводством развивался пушной промысел (песец, соболь, белка, лисица, горностай и др.); создавались звероводческие хозяйства, в которых ныне разводят серебристо-чёрных лисиц, голубых песцов, норок. Мех их очень ценится в России и за рубежом. ТРАНСПОРТДля такой огромной территории, да ещё оторванной от "материка", пути сообщения всегда играли важную роль. Большинство грузов завозят морем. Суровые условия навигации определяют довольно узкий "коридор" времени, особенно для Чукотки: максимум 2-3 месяца в году. Внутри региона почти все грузы перевозятся по автомобильным дорогам, общая протяжённость которых составляет 5 тыс. км. Самой крупной из них является Колымская трасса. Есть ряд автодорог и на Чукотке - они связывают морские порты с промышленными объектами. Большое значение имеют так называемые зимники, прокладываемые ежегодно после замерзания рек и почвы. Речной транспорт в Магаданской области используется на реках Колыма (начиная от посёлка Сеймчан и ниже) и Анадырь. Навигационный период продолжается не более 4,5 месяца, и за это время перевезти много грузов не удаётся. В тундре пассажиров, продовольствие, почту иногда доставляют на оленьих и собачьих упряжках. Города Магадан, Певек, Сусуман, Анадырь связаны с "материком" воздушным сообщением. Иначе никак "туда, на материк" добраться нельзя, что и создаёт у жителей сурового и прекрасного северо-востока Сибири чувство обособленности от остальной России. История освоения Колымы и Чукотки, их природа до сих пор остаются для "материка" малоизвестными. |
||||||
|
|||||||
Copyright © 2000-2009. RUSSIA.YAXY.RU |
Россия |