|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Россия |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание раздела: |
РОССИЯНИН КОНЦА XX ВЕКА. ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ (по результатам исследований ВЦИОМ)Опросы общественного мнения позволяют выяснить, что заботит людей больше всего, на какие ценности они ориентируются, как относятся к своим близким, как расходуют деньги - словом, с их помощью можно составить портрет типичного россиянина кониа XX в. Поскольку невозможно в маленькой статье объять необъятное, речь пойдёт только о некоторых характеристиках современного жителя России. В переломные моменты развития общества (Россия в конце XX в. переживает именно такой момент) неизбежны парадоксы в оценках тех или иных явлений. Так, всё больше людей с родиной связывают то "место, где родился и вырос" (около 40 %), а с "государством, в котором я живу" - существенно меньше (лишь 17 %). Причём результаты разных лет показывают, что ответы перераспределяются в пользу первого - "место, где родился и вырос". Одновременно (и в этом состоит парадокс) по нарастающей идёт в известном смысле противоположный процесс - усиливается чувство зависимости от государства. Увеличивается количество россиян, считающих, что не смогут "прожить без постоянной заботы, опеки со стороны государства" (в 1990 г. так думали 63 %, а в 1997 г. - 72 % опрошенных). Впрочем, такой парадокс легко объяснить. Проводимые реформы не оправдали надежд на быстрое становление демократии. Прежние ценности, и духовные, и материальные (имущество, общественный статус, образование), утратили значение, была потеряна - и это главное - уверенность в завтрашнем дне, потому люди и обращаются к защите со стороны государства. Впрочем, при низком уровне доверия практически ко всем институтам власти надежды (и даже требования) на опеку государства носят скорее декларативный характер. В реальной повседневной жизни россияне рассчитывают прежде всего на самих себя и своих близких. Вот ответы, полученные в ходе одного из опросов. На чью помощь в первую очередь Вы рассчитываете в трудных жизненных ситуациях? (Данные в % об-шего числа опрошенных.)
Когда был предложен тот же вопрос, но только два варианта ответа, голоса распределились следующим образом: 78 % опрошенных полагаются "на собственные возможности и силы", 17 % (почти в пять раз меньше!) - "на социальную защиту и поддержку со стороны общества, государства". Остальные затруднились ответить. Что значит, по мнению россиян, рассчитывать на себя и своих близких? Показательны результаты другого исследования. На что вы прежде всего рассчитываете, когда думаете, как прожить эту зиму (1998/99 г.)?
Приведённые данные убедительно показывают, что основной способ выживания у россиян таков: "вертись как можешь", и особенно - на собственном участке (если он, конечно, есть). Жители России традиционно запасались продуктами в коние лета, а вот дополнительные приработки и собственный бизнес - относительно новый способ выживания. Сегодня им пользуются около четверти россиян. Понемногу люди учатся приспосабливаться к изменившимся условиям. Около половины опрошенных уверены, что их сограждане либо уже приспособились к произошедшим в стране переменам, либо приспособятся в ближайшем будушем. Противоположной точки зрения ("никогда не приспособятся") придерживаются 40 %, а 10 % не имеют определённого мнения. Половина - не так уж и мало, если принять во внимание, что последнее десятилетие в России не отличалось стабильностью. В словарь россиянина конца XX в. прочно вошло слово "кризис", но называют его по-разному: политический, экономический, финансовый. Наконец, просто "кризис с выплатами зарплат, пенсий, стипендий, пособий". Выжить в таких 'условиях - задача не из простых. Однако у жителей нашей страны есть мошный ресурс, называется он - "терпение". Часто любят говорить, что терпение народа на пределе, иссякло. И действительно, 40-45 % опрошенных за последнее время заявили, что "терпеть наше бедственное положение невозможно". Впрочем, не менее половины не разделяют это мнение: 35-40 % полагают, что "жить трудно, но можно терпеть", а почти каждый десятый демонстрирует оптимизм и утверждает, что "всё не так плохо и можно жить". Сразу после кризиса 17 августа 1998 г. первая группа выросла до 60 %. Однако прошло совсем немного времени (два-три месяца), положение не улучшилось, иены выросли, а результаты социологических опросов приблизились к докризисным. Самый низкий ресурс терпения - у жителей малых городов, самый высокий - у жителей столиц (Москвы и Санкт-Петербурга). Однако кризисы не проходят бесследно. Россияне становятся раздражительным народом: испытывают напряжение, раздражение 43 % взрослых россиян, а 13 % пребывают в состоянии страха и тоски. Нормальное ровное состояние присуще только каждому третьему (33 %), и лишь очень немногие (3 %) пребывают в прекрасном настроении. Чем моложе российский житель, тем лучше его настроение. Так, большинство людей от 16 до 30 лет (59 % опрошенных) находятся в нормальном ровном настроении, а почти каждый десятый чувствует себя прекрасно. Чем старше россиянин, тем хуже его состояние: 18 % людей старше 50 лет пребывают в состоянии страха и тоски. В целом же граждане нашей страны недовольны многим: правительством и Президентом, местной властью и правоохранительными органами, своей жизнью в целом (65 %). Недовольство сказывается на отношении к окружающим. Что наиболее характерно для большинства людей, с которыми вы встречаетесь в повседневной жизни - на работе, в транспорте, во время отдыха?
Россияне видят в согражданах больше отрицательных, чем положительных качеств. Но вот парадокс. Когда спрашивают о чертах, присуших народу в целом, то как раз именно те, в которых отказывают конкретным окружающим людям (порядочность, готовность помочь и т. д.), получают -наибольшее число голосов. Но что такое народ, как не мы сами и те, кто рядом? Эти материалы получены на основе исследований BUMOM (Всероссийского центра изучения общественного мнения). Он был основан в декабре 1987 г. Сейчас это крупнейшая в России исследовательская организация, которая занимается политическими, экономическими и маркетинговыми (от англ, market - "рынок", "сбыт") исследованиями в России и странах СНГ, а также изучает аудиторию средств массовой информации. Во ВУИОМ работают социологи, экономисты, политологи, психологи, математики, статистики. ВЦИОМ провёл более тысячи опросов, в ходе которых на предложенные вопросы ответили 1,5 млн человек. Наиболее широко известны россиянам опросы, связанные с выборами - Президента, депутатов Государственной думы и местных органов власти. Однако изучение предвыборных настроений избирателей - далеко не единственная задача социологов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright © 2000-2009. RUSSIA.YAXY.RU |
Россия |