Россия | Великая страна

Этнография России

История России

География России

Этнография России

Российский фольклор


Этнография России


 

Содержание раздела:

НОГАЙЦЫ

НОГАЙЦЫ, н о г ъ а и (самоназв.). Числ. в Рос. Федерации 73,7 тыс. чел. Осн. обл. расселения Н., в пределах терр. Дагестана (28,3 тыс.), Чечни (6,9 тыс.) и Ставропольского края. Субэтнические группы: караногайцы (Дагестан), ачикулакские и кумские Н. (Ставрополье), кубанские Н. (Карачаево-Черкесия) и астраханские Н. (Астраханская обл.). Живут также в Турции, Румынии и др. странах. Общая числ. в бывш. СССР 75,6 тыс. чел.

Говорят на ногайском яз., имеющем два диалекта: караногайский и кубанский. Лит. яз. на основе караногайского диалекта и ногайского говора. Письменность с 18 в. - до 1928 на основе араб, графики, с 1928 - на лат., с 1938 - рус. графики. Верующие Н. - мусульмане-сунниты.

Традиционный женский костюм.

Этнич. основу Н. составили древние кочевые тюркоязычные и монголоязыч-ные племена, обитавшие на просторах Прииртышья, Сев.-Зап. Монголии, Дешт-и-Кыпчака, Ср. Азии, Сев. Кавказа. В формировании ногайского этноса принимали участие уйсуны, уйгуры, найманы, керейты, кыпчаки, дурмены, катаганы, кунграты, мангыты, кенегесы, канглы, асы, булгары и др.

Возникновение этнонима "Н." и формирование ядра ногайского народа связаны с именем золотоордынского хана Ногая (13 в.). Более широкое распространение этноним получает при хане Едигее (кон. 14 - нач. 15 вв.) и его преемниках, когда создаётся Ногайская Орда как самостоятельное гос-во. С кон. 15 в. между Ногайской Ордой и Московским гос-вом наладились постоянные дипл. отношения. Первые сведения о появлении Н. в северокавк. степях, в том числе низовьях Терека и Сулака, относятся к кон. 15 в. Во 2-й пол. 16 в. после распада Ногайской Орды и образования двух улусов - Большие и Малые Ногаи северокавк. степи становятся основным р-ном обитания Н. Вост. р-ны Сев. Кавказа были освоены выходцами из Малой Ногайской Орды, а низовья Сулака и Терека - из Большой Ногайской Орды. В кон. 17 в. значит, часть Н. с низовьев Терека и Сулака откочевала в Моздокскую степь, положив начало группе сев.-вост. Н., известных под именем караногайцев.

В нач. 18 в. по указанию Петра I в связи со стр-вом в 1722 крепости Св. Крест на р. Сулак часть сулакских Н. вынуждена была переселиться на Волгу, но примерно через год они вновь перекочевали на прежние места. На терр. Сев.-Вост. Кавказа фиксируется несколько групп Н.: кизлярские, аксаевские, эндиреевские, кост

ековские, тар-ковские Н. (названия даны по владениям, в к-рые входили те или иные ногайские аулы).

В 1783 регулярные рос. войска были применены против Н., не желавших покинуть кочевья и переселиться за Урал. Были разгромлены едишкульские, еди-санские и джембойлуковские Н., часть Н. переселилась в Турцию, в Крым и на юг будущей Ставропольской губ. Согласно Гюлистанскому мирному дог. 1813, терр. Дагестана отошла к России. В кон. 18 в. на земле Н. были образованы 4 приставства: Калаус-Саблин-ское, Калаус-Джембойлуковское, Ачикулак-Джембойлуковское и Карано-гайское, с 1820-х гг. вошедшие в состав Ставропольской губ. Приставства существовали лишь формально, а надзор за кочевым народом продолжало осуществлять воен. ведомство. В нач. 1850-х гг. накануне 2-го переселения Н. в Турцию в Ставропольской губ. насчитывалось более 76 тыс. Н., в том числе 14,5 тыс. калаус-джембойлуковских, 12,2 тыс. ачикулак-джембойлуковских и 38,5 тыс. караногайцев вместе с едишкульцами.

После окончания Кавказской войны 1817-64 Н. покинули верховья Кубани, долины pp. Малый и Большой Зеленчук, Лаба; ок. 40 тыс. чел. из Ставропольской губ. эмигрировали в Турцию. В результате этого остались Ачикулакское и Караногайское приставства (в 1888-1922 в составе Терской обл.).

В 1921 после образования Дагестанской АССР (с 1991 Респ. Дагестан) к ней были присоединены сначала вост. часть Кизлярского уезда (1922), а затем и её зап. часть - Ачикулакские и Карано-гайские степи (1923). В 1938 4 сев. р-на расселения Н. - Ачикулакский, Каясулинский, Шелковской и Кизлярский переданы в состав Орджоникид-зевского (ныне Ставропольского) края.

В 1944 после упразднения Чечено-Ингушской авт. респ. часть её терр. была передана в состав соседних республик (Грузии, Дагестана, Осетии), а р-ны расселения Н. вошли в Грозненскую обл. С восстановлением автономии Чечено-Ингушетии в 1957 Ачикулакский и Каясулинский р-ны (ныне Нефте-кумский р-н) включены в состав Ставропольского кр., Каргалинский и ряд ногайских аулов в составе вновь образованного Шелковского р-на - в Чечено-Ингушскую АССР, остальные р-ны - в состав Даг. АССР. В результате Ногайская степь оказалась расчлененной на три части.

Традиц. занятия Н. - кочевое и отгонное скотоводство (овцы, козы, кр. рогатый скот), коневодство, верблюдоводство. Лошади, верблюды, овцы составляли осн. богатство ногайца-кочевника. Наряду со скотоводством Н. в незначит. степени занимались земледелием (просо, овёс, пшеница), бахчеводством и садоводством. Разводили также домашнюю птицу (кур, гусей, уток). К числу древних традиц. занятий Н. следует отнести охоту и рыболовство (зайцы, сайгаки, лисы и др.; сельдь, усач, осётр, лосось и др.). Из ремёсел наиб, развиты были изготовление сукна, обработка кожи, овчины, дерева, произ-во войлока, из к-рого делали бурки, сапоги, головные уборы, ковры-арбаба-ши. Через Ногайские степи проходили важнейшие на Вост. Кавказе торговые пути, в том числе Великий Шёлковый путь, что обусловило значит, роль торговли у Н.

В сов. период мелкотоварные скотоводческие х-ва постепенно сменились кр. многоотраслевыми х-вами, оснащёнными совр. техникой. Развивается нефтяная и газовая пром-сть. В сев.-вост. части Ногайской степи в связи с разработкой богатых месторождений нефти и газа вырос г. Южно-Сухокумск.

Характерным типом поселения Н. в кон. 19 в. были кочевые аулы, к-рые подразделялись на весенне-летние, летне-осенние (яйлак и язлав) и зимние (къыслав); при этом зимники постепенно превращались в оседлые постоянные поселения (юрт, аул, шахар, къала). По традиции Н. в первый месяц весны начинали своё движение со скотом на северо-запад и северо-восток. Перед началом весенней перекочёвки в каждой юрте приготовляли праздничное кушанье, готовили кумыс, резали скот и устраивали празднество: наездники соревновались в джигитовке, состязались борцы и силачи, певцы и музыканты.

Во время перекочёвки на летние пастбища образовывали весенне-летние аулы, к-рые располагались рядом с реками или колодцами. По истощении пастбищ аул перекочёвывал на другое место. Аулы родственников располагались по соседству. В окт. - нояб. Н. собирались на зимних стоянках, где строились турлучные или саманные дома. Вблизи от зимних поселений располагались поля, где сеяли просо, овёс, ячмень, пшеницу, выращивали бахчевые культуры. Со 2-й пол. 18 в. начался постепенный переход к оседлости: внач. причерноморские и азовские Н., затем астраханские и кубанские, с сер. 19 в. терско-сулакские и др. (завершился во время проведения земельно-водной реформы 1927-34).

Традиц. жилища - кибитка (юрта) и дом (уьй), к-рые приспособлены соответственно к кочевому и оседлому образу жизни; более древним жилищем Н. следует считать юрты, описание к-рых встречается еще в 13 в. у кыпчаков и канглы, вошедших в состав Н.

Ногайская юрта - большая (термэ) и малая, переносная (отав) - представляла собой типичную для кочевых народов кибитку круглой в плане формы. Термэ, в отличие от отав, была сборно-разборной, а её каркас состоял из складных решёток, изготовленных из ореховых жердей. Количеством решёток определялся размер юрты. У богатых Н. встречалась 12-решётчатая юрта, у бедных - 5-8-решётчатая. Собрав решётки в круг с помощью деревянных жердей, в центре устанавливали деревянный обод, к-рый служил верхом юрты. Сверх круга крепили пглукруглое решётчатая навершие, служившее одновременно окном и дымоходом. Дверь из одной или двух створок, крепившихся на шарнирах и украшенных резьбой, с выходом на юг, открывалась наружу, зимой утеплялась войлоком. Снаружи каркас юрты обтягивался войлоком, крепившимся посередине остова тканым шерстяным поясом или кожаным ремнём. Богатые накрывали юрту в несколько слоев белым войлоком, бедняки - серым. Внутри юрты стены обтягивали камышовыми циновками, а богатые и коврами.

Пол устилали войлоком и коврами. Устройство юрты-отав в деталях напоминало юрту-термэ. Во 2-й пол. 19 в. юрта-отав использовалась только как свадебная юрта молодожёнов; она украшалась спец. изготовленным войлоком. Оседлые Н. жили в полуземлянках (ерме къазы) и наземных турлучных и саманных домах с пологой двухскатной крышей. Дом имел кухню-сени (аятюй) и спальни (ичюй); по мере женитьбы сыновей к дому пристраивали новые комнаты. Для обогрева юрты в холодное время и приготовления пищи использовали открытый очаг; здесь же стоял треножник. В стационарных жилищах были пристенные камины; в нач. 20 в. появляются железные печи. Внутри юрты почётной считалась сев. сторона; по правую сторону от почётного места (тоьр) располагались мужчины, по левую - женщины. В комнатах также имелась почётная сторона (такътабет), где устраивались глинобитные возвышения - лежанки высотой до 50 см, на к-рых раскладывали войлоки или ковры; днём отдыхали, ночью спали. Тут же стоял сундук, на к-рый днём укладывали постель. Имелась специальная комната для гостей (къонакъ уьй); у степных Н. в период перехода к оседлости сохранялась юрта, используемая как кунацкая.

Традиц. муж. одежда состояла из нательной рубахи туникообразного покроя, штанов с широким шагом, верхней рубахи, куртки-безрукавки (къы-спа), кафтана (еленъ), бешмета и черкески (у богатых Н.), бурки (ямышы), обуви из шкур, сафьяна, хрома, папахи, шляпы из войлока, ткани, меха (борьк), поясного ремня. Зимой надевали шубы из овчины (бедные) или из волчьих, лисьих, беличьих шкур и каракуля (богатые). Муж. одежду дополняли оружие и воинские доспехи: лук и стрелы, топор, копьё, латы, шлем, щит, кольчуга, кинжал, шашка, а с сер. 17 в. огнестрельное оружие: ружьё и пистолеты разл. видов. Жен. костюм по покрою близок к муж.; он включал платье-рубаху (ич коьйлек), разл. типы платьев (зыбын, къаптал и др.), шубы (тон), шапочки из меха или ткани, платки, косынки, обувь из шерсти, кожи, сафьяна, а также пояса и разл. виды украшений. В наст, время молодое и среднее поколение женщин носит гор., старшее, особенно сел., - нередко традиц. одежду.

Традиц. пища - мясо-молочные, мучные и рыбные блюда: бесбармак (мясо с лапшой), къувырдакъ (жареное мясо с луком), шашлык, къазы, толтырма (колбасы), къазан боьрек (пельмени), инъкал (род галушек), балыкъ сорпа (уха), каши, разл. виды сыров, пирогов, яичниц и т. д. Употребляются напитки: ногъай шай (ногайский чай), йоурт, кумыс, айран, буза, сербет сув и др. Часть традиц. кухни Н. заимствована соседними севе-рокавк. народами (ногайский чай, бесбармак и др.); сами Н. используют нек-рые кумыкск., карачаев., черкес., рус. и укр. блюда (долма, кюрзе, къышын, либже, борщ, котлеты, голубцы и др.).

Для Ногайской Орды были характерны патриархальные отношения. Бии, мурзы, Карачи, уланы, духовенство составляли социальную верхушку ногайского об-ва, а в зависимую категорию входили крестьяне - лично свободные и крепостные. В Ногайской Орде большое распространение имело домашнее рабство. Сохранялись пережитки родо-плем. деления, родовая и соседская помощь, кровная месть, гостеприимство, аталычество. В 19 в. существовали две формы семьи: большая (патриархальная) и малая. Быт большой, в меньшей степени малой семьи был строго регламентирован. Взаимоотношения строились на нормах адата (обычного права) и шариата (система мусульманского права), что способствовало сохранению авторитарной структуры семьи, неполноправию женщины и младших мужчин.

Развит фольклор: богатырские поэмы (Ахмед сын Айсыла, Копланлы батыр, Эдиге, Мамай, Манаша, Аманхор и др.), обрядовая поэзия (родильные, свадебные, трудовые и др. песни, песни-оплакивания), лирич. дестаны (Боз йигит, Козы-Корпеш, Боян Слу и др.), казацкие песни (къазакъ йырлары), сказки, легенды, анекдоты, пословицы, поговорки, загадки. Большое развитие получили муз. фольклор, хореография, а также нар. игры и спортивные состязания (борьба, скачки и др.). Разработан нар. календарь, развиты нар. медицина и ветеринария. Сохранились элементы традиц. верований, связанные с культами природы, её объектов и сил, с верой в демонические существа (Албаслы, джинны и др.).

В сов. время сложилась ногайская интеллигенция, продолжившая культурно-просветительские традиции А.-Х. Джанибекова и др., развивается ногайская лит-pa, представленная Ф. Абдулжалиловым, С. Капаевым, К. Темирбулатовой, И. Капаевым, Б. Кулунчаковой, А. Култаевым, Г. Аджигельдиевым и др.

Copyright © 2000-2009.

RUSSIA.YAXY.RU
All rights reserved

 

   Рейтинг@Mail.ru    Rambler's Top100

Этнография России