|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Этнография России |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание раздела: |
ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИС давних времён исследователи проявляли большой интерес к этнич. взаимоотношениям народов России (в любых её границах). Подробные для своего времени сведения о расселении горских племён и народов Кавказа содержатся у Птолемея (2 в. н. э.) и в «Армянской географии VII в.». В «Книге Большому Чертежу», относящейся к 1627, имеются ценные данные о размещении народов и племён; можно с большой степенью достоверности полагать, что эти сведения были и на не сохранившемся самом «Большом Чертеже». Широко была известна карта расселения народов Сибири и прилегающих к ней р-нов, составленная в 1673 Тобольским митрополитом Корнилием; эта карта была включена С. У. Ремезовым в его атлас «Чертежная книга Сибири» (1701). Ещё раньше (1651) де Боплан составил карту расселения народов Юго-Запада России. Богатый материал по этнич. составу нас. содержится в т. н. ревизиях — своего рода переписях нас. муж. пола, обязанного платить налоги и отбывать рекрутскую повинность. Всего было проведено 10 ревизий (первая в 1719—22, последняя в 1857—58), первые пять содержали подробные сведения об этнич. составе. В последующих ревизиях сведений о народах становится всё меньше. Если в ревизиях ещё имеются данные об общей числ. достаточно многих народов, то в последних двух и они исчезают; исключение составляют евреи, армяне, грузины, греки и нек-рые другие (материалы о них имеются почти во всех ревизиях). Этнич. состав в ревизиях определялся путём выяснения самоназв. жит., а также на основе сведений о родном языке; в нек-рых случаях принималась во внимание и религ. принадлежность. По материалам ревизий появились уездные карты петровских геодезистов с фиксацией этносов; во 2-й пол. 18 в. и особенно 1-й пол. 19 в. таких карт становится всё больше. Первую научную этнич. карту Европ. России в целом составил в 1851 по поручению Рус. географич. общества один из его основателей П. И. Кеппен. Затем выходят в свет мн. десятки карг народов, охватывающие самые разнообразные части терр. Рос. империи. Особую группу составили карты расселения слав, народов. В 1875 появилась подробная карта народов Европ. России, составленная А. Ф. Риттихом (от карты Кеппена она отличалась крупным масштабом и охватом более обширной терр.; на ней были показаны также зап. губернии России и Кавказа). Впервые научно обоснованные данные по этнич. составу нас. Рос. империи были получены во время всероссийской переписи 1897. Однако и для нее были характерны мн. недостатки. Этнич. принадлежность в ней выявлялась с помощью вопроса о родном языке (частично — и вопроса о вероисповедании). Между тем лингвистика в то время была разработана слабо, ряд языков именовался наречиями, наречия — языками. На самой начальной стадии находилось изучение тюрк, языков. Недостаточная этнографич. исследованность России и неустойчивость этнонимов привели ко мн. неточностям, напр, азербайджанцы регистрировались как «татары», казахи и киргизы в ряде р-нов учитывались под общим названием «киргизы», гагаузы попали в графу «турки», часть исламизированных армян была учтена как «татары». О том, что не все общности были выделены, свидетельствует то, что в 1897 было зафиксировано несколько меньше языков и наречий, чем, напр., переписью 1926, когда терр. страны уменьшилась почти на 600 тыс. км2. В 1916 на большей части терр. страны была проведена поземельная перепись, к-рая учла сел. нас., а в 1917 — поземельная и гор. переписи, охватившие и сел., и гор. нас. Языковая принадлежность этими переписями фиксировалась только на части терр. империи (в Туркестане, Казахстане, Якутии, Тифлисской и Кутаисской губерниях и нек-рых других местах), однако материалы текущего полицейского учёта 1914—16 позволяют определить этноязыковой состав жителей всех регионов России в эти годы. На основании данных всех этих источников этнич. состав России можно представить в следующем виде (приводятся сведения о числ. наиб. кр. народов, в границах гос-ва на соответствующий год; см. табл. на с. 25). За почти 200-летний период нас. увеличилось за счёт высокого естественного прироста и расширения границ империи. Только увеличение числа русских в 6,9 раза (во столько раз примерно увеличилось нас. России в целом в сопоставимых границах 1719) объясняется в основном естественным приростом, да и рост числ. татар, башкир, мордвы, чувашей и нек-рых др. сравнительно мало-числ. народов, к-рые к 1719 в основном были включены в состав России, был обусловлен этой причиной. В начале этого периода в России практически не было поляков, евреев, молдаван и всех народов, живущих на терр. Кавказа, Казахстана и Ср. Азии. По трём разделам Польши (1772—95) в стране появляются значит, группы поляков, евреев и литовцев, возрастает доля белорусов, украинцев и латышей. С присоединением Белорусско-Литов. региона (1773—1842) в нас. России резко возросло число белорусов, а также литовцев, поляков, немцев. В 1809, с присоединением Вел. княжества Финляндского, значительно увеличивается число живущих в империи финнов и шведов. В 1812 в состав России вошла Бессарабия, что сразу резко повысило долю молдаван и привело к появлению гагаузов. В 1815 к России отошло Царство Польское, что привело к тому, что поляки стали 3-м по числ. этносом России, а евреи (составлявшие в Царстве Польском почти 1/10 нас.) — 4-м. В 1830-е гг. началось включение в состав России Казахстана и Ср. Азии (завершился этот процесс лишь в 80-е гг. 19 в. после создания Закаспийской обл.); важным этнич. компонентом в нас. страны становятся казахи, узбеки, туркмены, киргизы, таджики и др. И, наконец, на протяжении почти всего 19 в. шёл процесс присоединения разл. регионов Кавказа и, соответственно, вхождения в состав Рос. империи мно-гочисл. народов этого региона. Однако даже в сопоставимых границах России перечень, числ. и уд. вес размещённых там народов не остались неизменными. Внутренние миграции, приток переселенцев из-за рубежа, различия в показателях естественного прироста и, наконец, усилившиеся в пореформенный период ассимиляц. процессы, привели к тому, что числ., размещение и доля в общем нас. отдельных народов менялась очень неравномерно. В 18—19 вв. более 5 млн. русских переселилось за пределы первоначальной терр. Они заселили Ниж. Поволжье, Сев. Кавказ, Юж. Приуралье и в этих регионах стали преобладающим этнич. компонентом. Одновременно доля русских несколько снизилась в ряде центр, обл. и р-нах старого освоения (Центр.-Земледельческом, Северном, Ср. Поволжье, Сев. Приуралье) и значительно повысилась в Казахстане, Сибири, Закавказье и Прибалтике. В др. р-нах процент русских оставался невысоким (Правобережная Украина, Ср. Азия, Царство Польское, Финляндия). Сильно расширялись и ареалы расселения украинцев. В 18 — нач. 20 вв. они заселили Новороссию (доля их здесь поднялась с 10 до 45%). Украинцы начали осваивать Сев. Кавказ, Ниж. Поволжье, Сибирь и Казахстан; здесь их стало от 10 до 35% (а в Приморской и Амурской обл. они составляли почти V2 всего нас.).
* Перечень народов в основном соответствует перечню совр. народов страны; он сильно модернизирован не только по сравнению с нач. 18 в., когда существовали мн. плем. и этногр. группы, но и с 1916-17, когда консолидац. процессы также ещё далеко не были завершены.
Довольно широко стали расселяться по терр. страны и др. народы, в первую очередь этносы Поволжья (среди них прежде всего татары и мордва), евреи, белорусы, а также целая группа народов, прибывших из-за рубежа по приглашению рос. пр-ва для освоения пустующих или слабозаселённых земель. Наиб, многочисл. среди них группу составляли немцы; в нач. 18 в. они жили только в Прибалтике (ок. 6% нас.), в 60-х гг. 18 в. они заселяют Ниж. Поволжье, в нач. 19 в. — Новороссию, а затем и др. регионы. Быстрее всего росла, по мере присоединения к России земель на западе, числ. евреев. В нач. 18 в. они практически не проживали на терр. России. Лишь в Новороссии и на Левобережной Украине они вели торговые операции, находясь на положении временно пребывающих иностранцев. Постепенно, несмотря на ряд запретительных мер, евреи небольшими группами расселились по всей стране (напр., в Закавказье их было более 1% всего нас., хотя переселяться они начали туда лишь с сер. 19 в.). После Окт. революции все переписи, проводившиеся по более широким программам, чем в большинстве стран мира, включали вопросы, связанные с определением этнич. состава нас. В их программы были включены вопросы о национальности (в переписи 1926 — о народности) и родном языке, а в программы переписей 1970, 1979 и 1989 — и о другом языке народов СССР, к-рым свободно владеет опрашиваемый (в перепись 1937, материалы к-рой до настоящего времени практически не включены в научный оборот, был введён и вопрос о религии). В большинстве случаев данные об этническом составе сопоставимы, т. к. во всех переписях нас. определение этнич. принадлежности опрашиваемых основывалось на их самосознании и осуществлялось обычно постановкой прямого вопроса о национальности (в подавляющем большинстве стран мира при проведении переписей ставится лишь вопрос о родном языке). Народы (этносы) определяются здесь как исторически сложившиеся на территории устойчивые совокупности людей, обладающие, как правило, единым языком, нек-рыми общими, относительно стабильными особенностями культуры и психики, общим самосознанием (сознанием своего единства и отличия от всех др. подобных образований), фиксированным в самоназвании (этнониме). В составе любых, даже достаточно консолидированных народов имеются группы, сохраняющие какие-то отличия от осн. этнич. массива. Такие этногра-фич. группы (сейчас их чаще называют субэтносами) представляют собой обособленные части народа, культура и быт к-рых сохраняют некоторые особенности (они имеют свои диалекты или говоры, обладают спецификой в материальной и духовной культуре, могут отличаться в религ. отношении и т. д.). Этнографич. группы нередко образуются при ассимиляции народом инонац. группы. Часты случаи формирования этих групп при длительном отрыве части народа от осн. этнич. массива (в результате, напр., миграц. процессов). Весьма отчётливо выделяются группы, отличающиеся от осн. части этноса в конфес. отношении (этноконфес. группы). В ряде случаев довольно прочно сохраняются нек-рые культурно-бытовые особенности у прежних плем. или терр. подразделений, из к-рых данный этнос образовался в результате консо-лидац. процессов. На первый взгляд, не должно быть объективных трудностей для выделения этносов и в их составе субэтносов. Ведь уже более 2,5 столетий ведётся учёт народов и их перечень меняется не очень существенно. Тем не менее, пока нет достаточно объективных критериев для суждения, окончательно ли та или иная группа влилась в состав др. народа, или же она продолжает существовать как самостоятельный этнос. Вызывает сомнение и объединение отдельных близких по культуре и языку этносов в более кр. народы, проведённое в 1920—30-х гг. сверху зачастую вопреки воле этих этнич. групп. В ряде случаев оказались несостоятельными развивавшиеся в первые десятилетия Сов. власти теории о быстро идущих процессах консолидации и скором слиянии родственных плем., локальных и др. групп. Этим, в частности, объясняется рост в последние годы центробежных стремлений, желание отдельных частей народов выделиться в качестве самостоятельных этносов. Наиболее подробной из всех проведённых в СССР была перепись нас. 1926, к-рая выделила ок. 190 этнич. единиц, в т. ч. 30 — с числ. менее 1 тыс. чел. (9 из них — от 1 до 100 чел.). Если исключить некоторые малочисл. группы (часть из них иностранцы — англичане, итальянцы, французы и др.), а также все те общности, к-рые уже тогда были частями более кр. народов или соц.-сословными группами (латгальцы, мишари, орочоны, манегры, сарт-калмыки, боша, карапапахи, тептяри, тюрки, кипчаки, таранчи, берберы и нек-рые другие), то общее число этносов в стране в то время было ок. 150 (кстати, всерос. перепись 1897 зафиксировала 146 языков и наречий, что в какой-то мере коррелируется с данными 1926). Несмотря на наличие нек-poro числа ошибок, связанных с недостаточной изученностью нас. отдельных регионов (напр., выделялись самостоятельно несколько групп одного и того же народа, имеющих разл. самоназвания), она всё же была лишена субъективизма всех последующих переписей, в к-рых едва ли не гл. целью было объединение разл. групп в более кр. этносы (в более поздних переписях число выделенных народов колеблется от 99 в 1939 до 128 в 19S9). Быстрые темпы урбанизации, миграц. процессы и рост смешанных в нац. отношении браков способствовали ассими-ляц. и интеграц. процессам. Особенно интенсивно протекли эти процессы в отсталых в соц. и экономич. отношении окраинных р-нах. Да и многие давно сформировавшиеся народы стали монолитнее, обособленность их отд. групп уменьшилась или вообще исчезла. Объективным фактом было и го, что в ряде р-нов шли процессы этнич. консолидации — слияние близкородственных, терр., плем. и др. групп людей, превращавшихся в более кр. этносы. Так, мегрелы, сваны и лазы стали частью грузин, мишари и кряшены — частью татар, тюрки, кипчаки и кураминцы — узбеков; ок. 12 малочисл. этносов Алтая-Саянского нагорья объединились в два более кр. народа — алтайцев и хакасов. В ряде случаев такие объединения были не вполне оправданы. Напр., в состав алтайцев вошли сев. племена (челканцы, кумандинцы и тубалары), имеющие тюркские, самодийские, кет-ские и угрские корни, и южные (алтай-кижи, или собственно алтайцы, теленги-ты, телесы и телеуты), по происхождению связанные с тюрко-монголами. Телеуты, считавшиеся все эти годы частью алтайцев, по мнению ряда исследователей и самих телеутов, являются самостоят. этносом. Последнее подтверждается и тем, что телеуты живут в значит, терр. отрыве от др. групп алтайцев. В материалах переписей (в т. ч. и 1989, исправившей ряд ошибок предыдущих переписей) содержатся многие положения, не разделяемые большинством специалистов. В науч. литературе всё с большей долей доказательности утверждается, что все андо-цезские народы (андийцы, ботлихцы, годобе-ринцы, багулалы, ахвахцы, бежтинцы, каратинцы, тиндалы, чамалалы, хвар-шины, цезы, или дидойцы, гинухцы, гун-зибцы, включаемые переписями нас. в состав аварцев), арчинцы (считавшиеся частью аварцев), а также кубачинцы и кайтагцы (присоединённые к даргинцам) являются самостоятельными этносами, хотя и сближающимися с указанными выше более кр. народами, но сохраняющими свою традиц. культуру, язык (особенно в быту) и самосознание. То же относится и к памирским народам (язгулемцам, рушанцам, бартангцам, рошорвцам, шугнанцам, хуфцам, баджуйцам, ишкашимцам, ваханцам), а также к ягнобцам, говорящим на восточно-иран. языках, исповедующих исмаилизм (ответвление шиизма) и сохраняющим свою традиц. культуру. Включение их в состав таджиков (что отражено во всех без исключения переписях нас. СССР, в то время как даже андо-цезские народы были выделены в качестве самостоят, народов в переписи 1926), говорящих на одном из западно-иран. языков, исповедующих суннизм, и сложившихся в др. культурной среде, вряд ли имеет серьезные научные основания. Весьма спорен вопрос относительно выделения в качестве единого этноса татар. В настоящее время самыми мно-гочисл. из них являются татары Ср. Поволжья и Приуралья, подразделяющиеся на две группы: казанских татар и мишарей (последних в Башкирии называют мещеряками и тюменцами); промежуточную между ними группу составляют касимовские татары. С казанскими татарами генетически связаны кряшены Татарстана, принудительно обращённые в христианство в 16—18 вв. (они в определённой степени восприняли рус. культуру, но сохранили язык и особенности быта). В 16 в. в христианство были обращены нагайбаки, по-видимому, потомки ногайских татар, осевших на р. Ик (приток Камы) после присоединения Башкирии к России (сейчас они живут в Башкирии и Челябинской обл.). Тептяри, живущие преимущественно в Башкирии, являются в своём большинстве сословной группой и татар, и башкир. Среди астраханских татар выделяются юртовские, кундров-ские татары и карагаши, среди сибирских — тоболо-иртышские, барабинские и томские. Только в последние годы стали выделяться в качестве самостоятельного этноса крымские татары (все переписи России и СССР, за исключением 1989, определяли их в составе татар), не имеющие ничего общего ни по происхождению, ни по культуре с остальными татарами. Сейчас требуются спец. исследования для того, чтобы определить, какие из этих групп уже бесспорно являются частью татарского этноса, а какие сохраняют свою обособленность. Во всяком случае т. н. сибирские татары, а возможно нагайбаки, кряшены и нек-рые другие имеют не меньшее основание считаться самостоятельными этносами, чем частью татар. Есть и другие спорные вопросы. Так, в составе курдов в Рос. Федерации и за рубежом выделяется этноконфес. группа йезидов (язидов, йазидов), резко отличающихся от остальных курдов-мусульман в культ, и бытовом отношении. Многовековое раздельное развитие привело к тому, что йезиды, живущие в основном в Армении, сейчас не осознают себя курдами и настаивают на выделении их в качестве самостоят, этноса. При переписи 1989 53,3 тыс. чел. назвали себя йезидами (в переписи 1926 отдельно выделялись курды и йезиды; кстати, последние в течение многих десятилетий гак фиксируются в паспортах). Можно полагать, что этнич. разделение этих двух групп — совершившийся факт. Исследователи часто разделяют (как это было сделано в переписи 1926) финнов, выходцев из Финляндии, и финнов петербургских, или ингерманландцев, отличающихся от первых по происхождению и традиц. культуре. В составе адыгских народов сейчас, кроме адыгейцев, кабардинцев и черкесов, выделяют шапсугов (правда, существует и др. точка зрения о том, что все адыги — это единый этнос). Следует подчеркнуть, что при проведении переписи 1989 Госкомстат СССР совместно с Институтом этнологии и антропологии АН СССР стремились получить данные о числ., расселении, а также о родных языках осн. локальных групп, входящих в состав того или иного народа (для того чтобы решить, обоснованно ли такое включение), но эта попытка увенчалась лишь частичным успехом. Дело в том, что при переписи нас. опрашиваемые определяют свою национальность по самосознанию. Часто они при этом указывают не на принадлежность к определённому этносу, а к его этнографии, или терр. группе, называют устаревшие этнонимы и т. д. Разл. науч. орг-циями совместно с Госкомстатом разрабатывались к каждой переписи спец. словари национальностей и языков (в последнем словаре к переписи 1989 насчитывается до 800 разл. этнонимов), а разработка материалов ведётся по уже заданному, резко уменьшенному, списку народов. В отличие от прежних переписей нас. (особенно довоенных), таких групп оказалось немного, а числ. их в ряде случаев вызывает сомнение. Так, к андо-цезским народам Дагестана себя причислило всего 4,9 тыс. человек (на самом деле их 85—100 тыс.), все остальные назвали себя аварцами. Из всех андо-цезов лишь андийцы составили более или менее значительную группу (4,6 тыс. чел.), а ботлихцами, багулалами, тиндалами, цезами, гинухцами и гунзибцами вообще не назвался никто. Не внесли ясность и показатели по родному языку (хотя известно, что родные языки у них в быту широко распространены). Всего с родными андо-цезскими языками оказалось 12,3 тыс. чел., в т. ч. с андийскими — 12,0 тыс. (интересно отметить, что андийцев по языку оказалось в 2,5 раза больше, чем по самосознанию). Несколько по-другому обстоит дело с памирскими народами. На вопрос о национальности лишь 537 чел. ответили о своей принадлежности к той или иной памирской народности (304 чел. назвали себя памирскими таджиками, 186 — язгулемцами, 42 — шугнанцами и т. д.). В то же время родным один из памир-ских языков назвали 101 тыс. чел. (цифра, близкая к оценкам общей числ. па-мирских народов), в т. ч. шугнанский — 64,8 тыс., рушанский — 13,2 тыс., вахан-ский — 11,9 тыс., бартангский — 5,5 тыс., язгулемский — 3,3 тыс., хуфский — 1,5 тыс., ишкашимский — 0,8 тыс. Из более или менее значимых групп, к-рые выявились при изучении первичных материалов переписи, следует отметить нагайбаков (8,3 тыс. чел.), телеутов (1,7 тыс.), хемшинов (0,8 тыс.), горных и луговых марийцев (соответственно 42,3 тыс. и 281,4 тыс.; кстати и по родному языку эти группы себя вычленили примерно в таком же объёме), аккинцев (16,2 тыс., группа, близкая к чеченцам). Можно выделить три основные причины, которые не позволили более точно выявить этнический состав населения страны, иерархичность многих этносов. Во-первых, за последние десятилетия в результате консолидац. процессов, усиления коммуникац. связей между отдельными группами, роста кадров национальной интеллигенции постепенно исчезали местные, областные и иные этнонимы. Во-вторых, нельзя не учитывать и нек-рые юридическо-психологич. моменты. В 1932 для значит, части нас., а позднее и для всех жит. страны была введена паспортная система. Первоначально при получении паспорта допускался свободный выбор национальности; однако в 1939 в инструкции МВД СССР (в дальнейшем она была заменена Постановлением СМ СССР от 27 авг. 1974 «О выдаче новых паспортов») было сказано, что «Запись о национальности в паспорте производится соответственно национальности родителей. Если родители принадлежат к разным национальностям, то при выдаче впервые паспорта национальность записывается по национальности отца или матери, в зависимости от желания получателя паспорта. В дальнейшем запись о национальности изменению не подлежит». Такое определение национальности «по крови», а не по культуре, языку, самосознанию не имеет ничего общего с наукой и отвергается подавляющим большинством стран мира. И хотя при проведении переписей нас. национальность фиксируется по определению самого опрашиваемого без учёта паспортных данных, влияние последних на самоопределение переписываемого нас., судя по всему, весьма значительно. И, наконец, третья причина. В ряде случаев руководящие органы отд. регионов принимали меры по включению малочисл. этносов в состав более крупных, в первую очередь в состав осн. народов, образующих те или иные респ. Для того чтобы показать динамику числ. и характер расселения народов бывшего Союза, а также изменение этнич. структуры нас. бывш. союзных респ., приведём данные послевоенных переписей нас., сведённые в две таблицы (приводятся сведения о крупнейших народах). См. табл. на с. 30 и 31. Народы бывшего Союза сильно различались по своей числ. 22 из них, насчитывавшие более 1 млн. чел. каждый. составляли 96% всего нас. страны. Еще 34 народа числ. от 100 тыс. до 1 млн. чел. каждый образовывали вместе 3,5% всего нас. Таким образом, на долю остальных многих десятков народов приходилось только 0,5% населения страны. Непрерывное изменение доли разл. народов в нас. страны объясняется неодинаковым естественным приростом у разных народов (фактически он сводится к разному уровню рождаемости, т. к. различия в уровне смертности у подавляющего большинства народов сравнительно невелики) и процессами естественной ассимиляции (гл. обр. в результате смешанных браков и перехода на др. язык). Ассимиляц. процессами затронуты прежде всего группы, дисперсно расселённые или оторвавшиеся от осн. этнич. массива и живущие в окружении др. народов. Особенно быстро эти процессы протекали в городах, где чаще встречаются межнац. браки и скорее происходит переход с одного языка на другой. За 30 лет, при общем увеличении числа жит. на 36,8%, более чем утроилась числ. таджиков, белуджей, турок-месхетинцев, дунган; более чем в 2,5 раза выросла числ. узбеков, туркмен, киргизов, уйгуров, курдов, татов, таба-саранов, рутульцев, цахуров, агулов; более чем удвоилась числ. казахов, азербайджанцев, каракалпаков, кумыков, тувинцев, балкарцев, чеченцев, аварцев, лезгин, даргинцев, ингушей, удин. На 75—100% выросла числ. кабардинцев, цыган, карачаевцев, лакцев, ногайцев, ирани (персов); на 50—75% — армян, молдаван, адыгейцев, алтайцев, калмыков, малочисл. народов Севера, бурят, якутов, гагаузов, абхазов, балкарцев, черкесов, абазин; прирост менее чем на 50%, но выше среднесоюзного был характерен для башкир, грузин, корейцев, хакасов, осетин, татар, румын. Все остальные народы имели прирост ниже среднесоюзного. За указанные 30 лет числ. русских выросла на 27,2%, украинцев — на 18,6, белорусов — на 26.8, литовцев — на 31,9, немцев — на 25.9, чувашей — на 25,3, латышей — на 4,2, эстонцев — на 3,9, удмуртов — на 19,6, марийцев — на 33,1, болгар — на 15,0, греков — на 15,7, коми — на 20,2, венгров — на 10,5, коми-пермяков — на 5,6, ассирийцев — на 19,3%. Числ. ряда народов сократилась (евреи, мордва, поляки, карелы, финны, чехи, словаки, караимы и др.). Процессы ассимиляции существенно повлияли на динамику численности нек-рых народов Поволжья и Европ. Севера (в первую очередь мордвы, удмуртов, карелов, финнов, коми и коми-пермяков), а также евреев и поляков. Это те народы, для к-рых характерно особенно сильное терр. смешение с др. этносами. Особенно мало выросла или даже сократилась числ. народов, у к-рых наблюдается наименьший процент лиц, считающих родным язык своей национальности, и наибольший процент лиц, свободно владеющих вторым яаыком народов СССР. Уменьшение числ. евреев объясняется и довольно значительным выездом их из страны. Национальный состав населения
Неодинаковый естественный прирост, наблюдаемый у разл. народов, и в меньшей степени миграции и этнич. процессы привели к изменению нац. структуры нас. союз, республик. Этот состав в обобщённом виде отражён в табл., где приведён материал по данным переписей нас. 1959, 1979 и 1989 о четырёх народах каждой респ.: основном народе, русских, украинцах и наиб, крупном из остальных народов (табл. на с. 31). В результате взаимодействия трех факторов (они названы в порядке значимости) — неодинакового уровня естественного прироста, миграций нас. и процессов естественной ассимиляции — в одних союз, республиках уд. вес основных народов увеличился (респ. Ср. Азии и Закавказья, Казахстан, Литва), в других — уменьшился. К кон. 1980-х гг. в Киргизии киргизов стало больше половины нас., а в Казахстане казахи по числ. обогнали русских. Во всех среднеазиатских и закавказских респ., а также в Казахстане и Молдавии доля народов, давших название этим респ., увеличилась и, наоборот, в прибалтийских и слав. респ. уменьшилась. Доля русских увеличилась лишь на Украине, в Белоруссии, а также в респ. Прибалтики. Продолжалось довольно сильное уменьшение абс. числ. русских в респ. Закавказья и началось такое же снижение в респ. Ср. Азии. Так, с 1959 по 1989 доля осн. народов резко возросла в Узбекистане — с 62,1 до 74,4%, Казахстане — с 29,8 до 39,7, в Грузии — с 64,3 до 70,1, в Азербайджане — с 67,5 до 82,7, в Киргизии — с 40,5 до 52,4, в Таджикистане — с 53,1 до 62,3, в Армении — с 88,0 до 93,3 и в Туркменистане — с 60,9 до 72,0%. За 30 лет русское нас. Украины увеличилось на 4264,8 тыс. чел. (или на 60,1%), в Казахстане — на 2253,3 тыс. (на 56,7%), в Белоруссии — на 683,0 тыс. (более чем в 2 раза), в гос-вах Прибалтики — на 697,1 тыс. (на 67,8%), в Молдавии — на 269,2 тыс. (на 91,9%), а по всей этой группе гос-в числ. русских возросла на 8167,4 тыс., или на 62,6%. В среднеазиатских и закавказских респ. за это же время числ. русских увеличилась лишь на 872 тыс., или на 27,2%. В последний межпереписной период (1979—89) происходило «вытеснение» русских и (в несколько меньшей степени) украинцев и белорусов, а также всего т. н. русскояз. нас. (к нему в последнее время часто относят всё нас., не относящееся к осн. нас. нац.-гос. образований) из ряда бывших союзных респ. Если прежде снижение доли указанных народов в этих респ. в определённой мере объяснялось разницей в естественном приросте (по сравнению с осн. народами) и только в отд. случаях оттоком нас., то в последний период это явление получает уже однозначное объяснение — происходит «выталкивание» русских и др. народов, носящее косвенный, а иногда и прямой характер. В среднеазиатских и закавказских респ. числ. русских за 10 лет уменьшилась на 161 тыс. чел. (и это несмотря на довольно высокий у них естественный прирост в этих респ.). Наряду с «выталкиванием» русскояз. нас., происходит процесс стягивания (хотя и не всегда с такой степенью интенсивности и не во всех респ.) др. народов в пределы своих нац. образований. Так, в 1959—89 доля живущих за пределами своей респ. армян уменьшилась с 44,6 до 33,3% (сейчас — менее 28%), узбеков —с 16,2 до 15,3, азербайджанцев — с 15,1 до 14,3 (в 1992 менее 13%), киргизов — с 13,6 до 11,8, эстонцев — с 9,7 до 6,2, литовцев — с 7,5 до 4,7, латышей — с 7,3 до 4,9% (при этом осн. часть этого уменьшения числ. падает на последние 10 лет). За пределами своих респ. увеличилась лишь доля (из числа народов союзных респ.) русских (14,2 и 22,1%), казахов (12,9 и 19,7%), украинцев (13,7 и 15,3%), белорусов (19,7 и 21,2%), молдаван (14,8 и 16,6%). Все изменения в этнич. структуре респ. объясняются, разумеется, не только механич. передвижениями, но и этнич. процессами, а также различиями в естественном приросте у одних и тех же народов, живущих в родственной среде или же в окружении других народов. После 1985 происходили изменения этнич. состава нас., связанные с межнац. конфликтами и образованием на месте прежних респ. суверенных гос-в. Уже после переписи нас. 1989 почти все азербайджанцы Армении бежали в Азербайджан и более половины армян — из Азербайджана в Армению и др. р-ны (из 390,5 тыс. армян Азербайджана теперь в ИКАО осталось их 140 тыс., в Геранбойском р-не — ок. 15 тыс. и в Баку — 10—15 тыс.). Десятки тысяч турок-месхетинцев бежали или были эвакуированы из Узбекистана, преимущественно в центр, р-ны России, а также в Азербайджан и респ. Сев. Кавказа. Так появились беженцы внутри страны, а их числ. составляла в 1992 не менее 1 млн. чел. (если к ним добавить русскояз. нас., покидающее большинство бывш. союз, респ., в к-рых в процессе их суверенизации зачастую принимаются дискриминационные по отношению к меньшинствам законы). Рост нац. напряжения, а также резкое ухудшение экономич. положения привели к росту эмиграции из бывш. СССР, причём среди уезжающих значит, часть составляют «интеллектуалы» (происходит т. н. «утечка мозгов»): в 1989 выбыло 235 тыс., в 1990 — более 400 тыс., в 1991 — примерно столько же (среди выезжающих больше всего евреев, немцев, армян, греков). Несмотря на миграц. процессы, многие десятки миллионов людей (по данным на начало 1989 — 54,2 млн. чел.) жили за пределами своих нац.-гос. образований всех уровней (19% нас. страны). Кроме того, ещё 6,6 млн. чел. не имеют своих нац. образований (2,3% нас. страны). Более 70% этих людей живёт в пределах 4 респ. (Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан). В бывшем СССР существовало 53 нац.-государственных образования разного уровня. И хотя они объединяли менее половины народов (около 60), но по числ. они охватывали ок. 98% всего нас. Эти образования, статус и границы к-рых зачастую определялись волюнтаристски, имеют очень сложный этнич. состав. Во многих автономиях (да и в нек-рых союзных респ.) даже в момент образования осн. национальность не составляла и половины нас. Переход к политике индустриализации нац. окраин, проводившейся в основном силами русских, украинцев и белорусов, вызвал дальнейшее усложнение нац. состава респ. и обл. Удельный вес 4 наиболее крупных народов (в % к нас. бывш. союзных республик)*
* Для России - татары; Узбекистана - казахи - в 1959 и 1979 и таджики - в 1989; Казахстана - немцы; Украины - евреи; Белоруссии и Литвы - поляки; Грузии и Азербайджана - армяне; Молдавии - гагаузы; Латвии и Эстонии - белорусы; Киргизии, Таджикистана, Туркменистана - узбеки; Армении - азербайджанцы.
Однако такая нац.-гос. структура существовала не всегда. До сер. 1930-х гг., кроме союзных и авт. респ., авт. обл. и авт. округов (до 1977 последние наз. национальными) существовало большое число низовых единиц нац.-адм. деления — нац. р-нов и нац. сел. советов. Нац. р-ны были широко представлены в 1920—30-е гг. во многих частях страны (только в России и на Украине в кон. 20-х гг. существовало ок. 270 нац. р-нов и ок. 3000 нац. сел. советов). На Украине, напр., были созданы немецкие, молдавские, еврейские, болгарские, греческие и др. нац. р-ны и сел. советы. Весьма эффективно функционировали р-ны и на терр. проживания малых народностей Сибири и Дальнего Востока (здесь было около 20 таких р-нов — Нанайский, Шорский, Алеутский, Быстрин-ско-Эвенский, Сихотэ-Алинский и др.). В Казахстане низовое районирование проводилось путём создания национально однородных аульных, сельских и кишлачных советов; в кон. 1920-х гг. в респ. действовало 3888 таких советов, в т. ч. 2199 казахских, 1209 русских и украинских, 64 узбекских и т. д. Соответствующими гос. и респ. актами того времени были определены права нац. сел. советов и р-нов, предусмотрены условия их создания (на Украине, напр., нац. сел. советы создавались при числ. иноэтнич. нас. более 500 чел., р-ны — св. 10 тыс. чел.). В 1-й пол. 1930-х гг. были ликвидированы не только ранее образованные нац. р-ны и сельсоветы, но и значит, число нац. округов — Охотский (Эвенский), Нижне-Амурский, Витимо-Олек-минский (Эвенкийский), Северный и др. В результате многие малочисленные народы Сибири: нивхи, нанайцы, ульчи, ороки, орочи, селькупы, юкагиры, эскимосы, алеуты, чуванцы, эвены, ительмены, тофалары, шорцы и др. — лишились или вообще не обрели своих нац.-адм. единиц. Данные о числ. народов Рос. Федерации по языковым семьям и группам по переписи нас. 15 янв. 1959 и 12 янв. 1989 приводятся в таблице на с. 32 (постоянное нас., в тыс. чел.). НАРОДЫ РОССИИ
* Данные на 1970.
** Евреи считают родным различные языки индоевропейской семьи, преимущественно русский и идиш (германской группы).
Все народы можно подразделить на 3 группы. Первая — этносы, большая часть к-рых живёт в России, а за пределами её составляют лишь небольшие группы; они, как правило, образуют нац. гос. единицы. Вторая группа — те народы стран «ближнего зарубежья» (т. е. респ. бывш. Союза), а также нек-рых других стран, к-рые представлены на терр. России значит, группами, в ряде случаев с компактным расселением. И, наконец, третью образуют мелкие подразделения этносов, в подавляющем большинстве живущих за пределами России. Во вторую группу можно включить украинцев, белорусов, казахов, армян, азербайджанцев, молдаван, грузин, узбеков, корейцев, поляков, литовцев, латышей, эстонцев, киргизов, туркмен, таджиков, болгар, татар крымских, гагаузов, греков. В третьей группе — турки-месхетинцы, ассирийцы, абхазы, каракалпаки, румыны, венгры, китайцы, курды, чехи, арабы, уйгуры, ира-ни (персы), вьетнамцы, халха-монго-лы, сербы, евреи среднеазиатские, евреи грузинские, удины, афганцы, словаки, караимы, дунгане, хорваты, крымчаки, белуджи, албанцы, талыши, ливы. Таким образом, ок. 100 народов живёт в основном на терр. России, остальные (20 — второй группы и 28 — третьей) — преимущественно в странах «ближнего зарубежья» или других гос-вах, но являются (особенно этносы второй группы) существенным этнич. элементом нас. России. Численность основного народа и русских по национальным оброзованиям России
* Общая численность 10 народов, обычно включаемых в группу «Дагестанские народы»: аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасараны, ногайцы, рутульцы, агулы, цахуры.
** Кабардинцы и балкарцы.
*** Карачаевцы и черкесы.
**** Чеченцы и ингуши.
***** Коми-пермяки, буряты 2-х авт. округов и народности Севера.
Народы второй группы на нач. 1989 насчитывали в пределах Рос. Федерации 8142 тыс. чел., или 5,5% всего нас. Наиб. кр. народы этой группы (в тыс. чел.) — украинцы (4363), белорусы (1206), азербайджанцы (336), молдаване (173), грузины (131), узбеки (127) и корейцы (107). Из числа народов бывш. Союза наибольшую долю живущих в России составляли (в %) греки (25,6), корейцы (24,4), белорусы (12,0), армяне (11,5), украинцы (9,9), болгары (8,8), поляки (8,4), татары крымские (7,8), казахи (7,6). Что касается 28 народов третьей группы, то общ. числ. их составляет всего 81 тыс. чел. (0,05% населения России). Россия — не только многонациональное, но и федеративное государство. Общая площадь 21 респ., входящих в состав России, — 4877,1 тыс. км2, 1 области — 36,0 тыс. и 10 авт. округов — 4193,3 тыс. км2, а всего 9106,4 тыс. км2, или 53,3% терр. России (в т. ч. республики занимают 28,6% всей терр.). В связи с тем, что ряд нац. образований расположен в р-нах с экстремальными физико-географич. условиями, доля живущего там нас. значительно ниже. Общая числ. нас. в 32 нац. образованиях в 1989 — 25,8 млн. чел., 17,6% жит. России, в т. ч. в 21 респ. — 23,1 млн., или 15,7%. Все респ., авт. обл. и округа отличаются сложным этнич. составом нас., причём доля основного (давшего название соответствующему образованию) народа в ряде случаев сравнительно невелика. Из таблицы виден сложный характер расселения народов России. Из 27,2 млн. нерусских в России в пределах всех нац. образований живёт 9,7 млн. чел. осн. народов респ., авт. области и округов и 4,3 млн. представителей др. нерус. народов. Таким образом, почти половина (48,5%) всего нас. (кроме русских) живёт за пределами нац. образований России. О степени расселения народов за пределами своей респ. можно судить по следующей таблице:
* В их числ. 92 тыс. бурят в двух бурятских автономных округах.
** В их состав обычно включают аварцев, даргинцев, кумыков, лезгин, лакцев, табасаран, ногайцев, рутульцев, агулов, цахуров.
Из 21 респ. России лишь в 6 осн. народы составляют большинство (Чечня, Ингушетия, Чувашия, Тува, Кабардино-Балкария, Сев. Осетия). Кроме того, в полиэтничном Дагестане 10 местных народов образуют 80,2% всего нас. В 9 респ. их менее трети (в т. ч. в Карелии — только 10,0% и Калмыкии — 11,8%). В большинстве респ. постепенно происходит увеличение доли осн. народов (как за счёт более высокого у них естественного прироста по сравнению с русскими, так и за счёт стягивания разл. этносов в пределы своих респ.). Существенно отличается картина расселения народов в авт. округах. Заселённые очень редко и обладающие огромными запасами полезных ископаемых, они уже в течение нескольких десятилетий привлекают мигрантов, и не только русских, но и украинцев, белорусов, татар и представителей др. народов. В результате за 30 лет числ. осн. народов округов увеличилась всего на 5,7%, а русских — почти учетверилась; что касается остальных народов, то их числ. в округах возросла в 7,2 раза. В результате этнич. структура нас. авт. округов резко изменилась, и сейчас осн. народы в большинстве округов составляют лишь незначительный процент. Так, их доля во всех округах сократилась с 35,2 до 11,2%, а в Ханты-Мансийском авт. округе в 1989 она составляла 1,5%, в Ямало-Ненецком — 6,0, Чукотском — 9,5, Ненецком — 11,9%. В то же время в Коми-Пермяцком округе коми-пермяков было 60,2%, а Агинском Бурятском — 54,9% бурят. Из числа народов, больше всего расселенных за пределами своих респ., татары составляют (в тыс. чел.): в Башкирии — 1121, в Тюменской — 227, Челябинской — 225, Свердловской — 184, Оренбургской — 159, Ульяновской — 159, Пермской— 151, Самарской обл. — 115, Удмуртии — 111, Пензенской — 81, Астраханской — 72, Нижегородской — 59, Саратовской обл. — 53, Красноярском крае — 54; чуваши: в Татарии — 134, Башкирии — 119, в Самарской — 118, Ульяновской — 117, Тюменской — 31, Оренбургской — 22, Саратовской обл. — 21; мордва: в Самарской — 117, Пензенской — 96, Оренбургской — 81, Ульяновской — 64, Нижегородской — 45, Саратовской обл. — 23, Татарии — 29, Чувашии — 19; башкиры: в Челябинской — 134, Пермской — 49, Оренбургской — 43, Курганской обл. — 18; марийцы: в Башкирии — 106, Кировской обл. — 48, Татарии — 19, Удмуртии — 9,5; удмурты: в Пермской обл. — 32, Татарии — 25, Башкирии — 24, Кировской обл. — 22. Рос. Федерация — гос-во высокоурбанизированное, 73,8% его жит. — горожане, а среди русских — даже 76,7%. Практически только в городах живут евреи и др. евр. группы, таты, ассирийцы, караимы, крымчаки, арабы, афганцы, вьетнамцы, халха-монголы. Более 80% горожан — среди грузин, узбеков, корейцев, поляков, киргизов, таджиков, болгар, ливов, талышей, албанцев, дунган, китайцев, словаков, уйгуров, абхазов, более 70% — кроме русских, также среди украинцев, белорусов, армян, азербайджанцев, молдаван, литовцев, финнов, латышей, шорцев, гагаузов, каракалпаков, удинов, белуджей и нек-рых других. В то же время в России имеется немало этносов, большинство представителей к-рых живёт в сел. местности. Так, меньше 20% горожан среди чукчей, ненцев, тофаларов, долган, кетов, ногайцев, алтайцев, менее 30% — среди якутов, даргинцев, эвенков, хантов, эвенов, коряков, селькупов, ульчей, эскимосов, нганасан, рутульцев, турок-месхетинцев, цахуров, менее 40% — среди казахов, аварцев, бурят, ингушей, тувинцев, нанайцев, ительменов, удэгейцев, саамов, юкагиров, алеутов, негидальцев, карачаевцев, табасаран, черкесов, абазин, агулов, курдов. Из приведенного перечня видно, что доля горожан значительно выше у тех групп народов, к-рые живут за пределами своих осн. этнич. терр. (т. е. являются мигрантами или их потомками). Так, горожан среди русских, живущих в странах ближнего зарубежья, — 85,2%, а у рос. украинцев, белорусов, армян, азербайджанцев, молдаван, грузин, узбеков, литовцев, латышей, киргизов, таджиков и многих др. народов, не являющихся для России коренными, доля городских жителей намного выше, чем в местах их осн. сосредоточения. Может быть, единственным исключением являются казахи в Казахстане, где доля городских жит. чуть больше, чем в России. Осн. часть народов России входит в состав четырех языковых семей*: индоевропейской, алтайской, уральско-юкагирской и северокавказской. Семьи делятся на группы и подгруппы (в таблице на с. 34 выделены лишь языковые семьи и группы). Из более мелких подразделений (подгрупп), не выделенных в таблице, необходимо отметить следующие. Слав, группа представлена в России восточнослав. подгруппой (русские, украинцы, белорусы), западнослав. (поляки, чехи, словаки) и южнослав. (болгары, сербы, хорваты); иранская — юго-западной (таты, таджики, ирани, или персы), сев.-западной (курды, белуджи) и сев.-восточной (осетины); романская — восточноро-манской (молдаване, румыны); тюркская — чувашской, или булгарской (чуваши), огузской, или юго-западной (азербайджанцы, туркмены, гагаузы, турки), кыпчакской, или северо-западной (татары, башкиры, казахи, киргизы, каракалпаки, карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы, караимы), карлук-ской, или юго-восточной (узбеки, уйгуры), южносибирской (алтайцы, телеуты, хакасы, шорцы, тувинцы, тофалары), якутской (якуты, долгане); финно-угорская — прибалтийско-финской (эстонцы, карелы, финны), саамской (саамы), волжской (мордва-мокша и мордва-эрзя, марийцы луговые, восточные и горные), пермской (коми, коми-пермяки, удмурты), угорской (венгры, ханты, манси); нахско-дагестанская — нахской (чеченцы, ингуши), дагестанской (эта подгруппа состоит из четырёх ветвей — аваро-андийской, цезской, лакско-даргинской и лезгинской*); абхазо-адыгской подгруппы (адыгейцы, шапсуги, кабардинцы, черкесы, абхазы, абазины). * В этнографии, науке наибольшее распространение получила классификация народов по принципу их языковой близости: ведь сходство языков говорит либо о генетич. родстве народов, либо об их длительных культурных контактах. Поэтому лингвистич. группировка является в определенной мере и этнич. классификацией. Правда, язык не всегда даёт возможность сделать необходимые разграничения между народами, и в таких случаях приходится обращаться к другим этнич. показателям.
Изменение удельного веса наиболее крупных лингвистических семей и групп народов России с 1959 по 1989
* На языках этой последней ветви говорят лезгины, табасараны, агулы, рутульцы, цахуры, удины.
Народы индоевроп. семьи расселены почти по всей стране; алтайской — на Сев. Кавказе, в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке и в пограничных с Казахстаном р-нах; северо-кавказской — на Кавказе; уральско-юкагирскои — на севере и северо-западе России и в Поволжье, а также на Дальнем Востоке. В связи с неравномерным ростом числ. отд. народов и миграциями постоянно изменяется уд. вес народов, принадлежащих к разл. лингвистич. группам. Особенно падает уд. вес слав, группы и увеличивается уд. вес народов тюрк, и иран. групп. В России чётко выделяются три кр. историко-этнографич. обл. — Европ. часть России, Кавказ, Сибирь и Дальний Восток. Европейская часть России. Наиболее многочисленны здесь три родственных народа, близкие в языковом и культурном отношении и принадлежащие по языку к восточнослав. подгруппе слав. группы: русские, украинцы и белорусы. Они составляют 85,3% всего нас. страны и расселены не только в Европ. части России, но и во мн. др. регионах. Из других слав, народов здесь живут поляки, чехи, болгары и нек-рые более мелкие группы, рассредоточенные по всей стране, но больше всего в кр. городах. Неславянские народы Европ. части занимают преимущественно её периферийные терр.: часть сев. обл. (финно-угорские народы — карелы, вепсы, саамы, коми, коми-пермяки). Ср. Поволжье и Прикамье (финно-угорские народы — удмурты, марийцы, мордва, тюркоязычные народы — чуваши, татары и башкиры). На юго-востоке расселены монголоязычные калмыки. Почти повсеместно живут евреи и цыгане. Большинство этих народов издавна были соседями восточных славян и благодаря многовековому культурному общению сблизились с ними по своему хоз. и культурно-бытовому укладу. Северный Кавказ. Наиболее сложный по нац. составу нас. (наряду с Поволжьем) район России. Сейчас здесь живёт св. 50 разл. народов; на сравнительно небольшой терр. расположены 8 респ., в т. ч. Дагестан, где живёт ок. 30 народов. Народы Кавказа в своем большинстве относятся к трем языковым семьям: северокавказской (для народов этой семьи Кавказ является осн. местом обитания), алтайской (азербайджанцы, карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы и небольшие группы туркмен, или как они здесь называются — трух-мены; все они относятся к тюркской группе этой семьи) и индоевропейской, представленной четырьмя группами: армянской (армяне), греческой (греки), иранской (осетины, курды, таты) и славянской (русские и украинцы). Русские, числ. к-рых на Сев. Кавказе достигает 8 млн. чел., живут в Ставропольском и Краснодарском краях и в городах всех респ. Осн. часть украинцев (350 тыс. чел.) сосредоточена в Краснодарском крае (значительную часть русского и украинского нас. Сев. Кавказа образуют кубанские, гребенские и терские казаки). Сибирь и Дальний Восток. Нас. Сибири и Дальнего Востока, в особенности таёжной и северной тундровой зоны, до вхождения региона в состав России (16—17 вв.) было весьма редким. Поток переселенцев из России, начавшийся вместе с освоением русскими южных р-нов Сибири, значительно возрос после реформы 1861 (отмена крепостного права в России) и особенно в связи со стр-вом в 1891—1916 Транссиб, железной дороги. После Окт. рев-ции освоение естественных богатств и развитие экономики привели к резкому увеличению числ. переселенцев (по сравнению с дореволюционным периодом нас. возросло здесь в три раза). Русские, а также украинцы и белорусы составляют 9/10 всего нас. Сибири и Дальнего Востока. Русских насчитывается ок. 23 млн. чел., украинцев — 1 млн. и белорусов — 200 тыс. Они образуют осн. часть жит. городов всего региона, а также большинство сел. нас. средней и южной части Сибири (особенно вдоль Транссиб, железной дороги); встречаются они и во всех сев. областях. Повышенный процент украинцев характерен для юга Приморского и Хабаровского краёв, Тюменской и Магаданской обл., респ. Саха (Якутия), белорусов — для юга Красноярского края, Тюменской, Иркутской и Кемеровской обл. Сравнительно малочисленные коренные народы Сибири и Дальнего Востока (их общая числ. — немногим более 1 млн. чел.) размещаются на огромной терр., во много раз превышающей площадь больших европ. гос-в. Так, якуты живут в своей респ., площадь к-рой в шесть раз больше терр. Франции, а буряты образуют респ., к-рая по площади в полтора раза больше Великобритании. Якуты говорят на одном из тюрк, языков. В районе Алтая и Саян живут говорящие также на тюрк, языках алтайцы, телеуты, шорцы, хакасы, тувинцы. Тюр-коязычны и живущие в разных р-нах Зап. Сибири т. н. сибирские татары. Язык бурят входит в монг. группу. Остальные малочисл. коренные народы Сибирско-Дальневосточного региона прежде (с середины 1920-х гг.) обычно объединяли под названием «малые народы Севера». В материалах переписи нас. 1970 эти этносы были отнесены к группе «народности Севера, Сибири и Дальнего Востока», а в материалах переписей 1979 и 1989 — к группе «Народности Севера»*. По языку они относятся к разным группам. На тюрк, языках говорят долганы и тофалары, финно-угорских — ханты и манси, самодийских — ненцы, нганасаны, энцы и селькупы, тунгусо-маньчжурских — эвенки, эвены, негидальцы, нанайцы, ульчи, орочи, ороки и удэгей цы, чукотско-камчатских — чукчи, коряки и ительмены, эскимосско-алеутских — эскимосы и алеуты, на изолированных языках — кеты и нивхи. Юкагиры стали включаться в качестве самостоятельной группы наряду с финно-уграми и самодийцами в урало-юкагирскую семью. Нивхов и юкагиров вместе с народами чукотско-камчатской семьи прежде включали в состав т. н. палеоазиатов, считавшихся потомками древнейшего аборигенного нас. Сев. Азии (иногда в эту группу включали кетов, а также эскимосов и алеутов). Чуванцы представляют собой смешанную группу, говорящую преимущественно на рус. языке. * Наряду с малочисленными коренными народами Сибири и Дальнего Востока в эту группу входят саамы, живущие на Кольском п-ве. Один из народов группы - ненцы, живут на севере Азиатской и Европ. частей России.
Все коренные народы Сибири и Дальнего Востока находились до революции на низкой ступени социально-экономич. развития. В 1920—30-е гг. большая часть этих народов получила ту или иную форму нац. автономии (всего в Сибири и на Дальнем Востоке созданы пять респ., одна авт. обл., девять авт. округов). Многие народы, ранее ведшие кочевой или полукочевой образ жизни, в значительной мере перешли на оседлость. Однако в социально-культурном и экономич. развитии этих малочисленных народов было допущено немало ошибок. Экстремальные физико-географич. условия мест их расселения, научно не обоснованное вторжение в сев. регионы, богатые различными месторождениями полезных ископаемых, огромных масс людей из Европ. части России, привело к нарушению экологич. равновесия, что вызвало разрушение традиц. хоз-ва сев. народов. Для большинства народов России характерно постепенное стирание внутренних различий (местных диалектов, локальных форм материальной и духовной культуры), развития процессов нац. консолидации, слияние родственных или близких по культуре этнографич. групп с осн. частью этноса. Одновременно с этим в результате терр. смешения народов, а также роста числа смешанных в нац. отношении браков (по данным переписи 1989, 15% всех семей в стране были смешанными в нац. отношении, в т. ч. среди гор. нас. — 18,1 и сельского — 9,2%) ускоряются темпы культурно-бытового сближения всех народов. Деформация общественного развития, начавшаяся вскоре после революции, впоследствии пагубно отразилась и на межнац. отношениях. Успехи, присущие начальному этапу формирования многонац. гос-ва, были существенно ослаблены или даже подорваны нарушениями законности в период культа личности Сталина, идеологией и психологией застоя. Абсолютизировались достигнутые результаты в решении нац. вопроса, утверждались представления о беспроблемности нац. отношений. Негативные явления, к-рые накапливались десятилетиями, долгое время игнорировались. Не учитывались потребности социально-экономич., культурного развития как отд. республик и авт. образований, так и нац. групп, живущих за пределами своих респ. или авт. образований или не имеющих таковых. Адм.-командная система ограничивала самостоятельность респ., их суверенитет во многом стал формальным. Одной из серьёзных причин обострения нац. проблем явились массовые репрессии, в особенности переселения целых народов из мест их традиц. жительства в др. респ. и регионы. Такая участь постигла калмыков, карачаевцев, балкарцев, чеченцев, ингушей, крымских татар, турок-месхетинцев, немцев; политика насильственного переселения отразилась на судьбе корейцев, греков, курдов, поляков, прибалт, народов и др. Трагические потери в период культа личности понесли все без исключения народы. После 20-го съезда КПСС (1956) репрессивные меры, направленные против ряда народов, были осуждены и отменены, однако не во всех случаях были устранены последствия допущенного беззакония. Всё это приводило к общественной неудовлетворенности отдельных народов или их групп, к-рая приобретала порой конфликтный характер (события в Нагорном Карабахе, Абхазии, Ферганской долине и нек-рых др. р-нах). С распадом СССР появились новые очаги напряжённости (Приднестровье, Крым, Таджикистан и др. регионы). Сепаратистские устремления стали расти в ряде нац. образований России. Вместе с тем межнац. трения используются в ряду случаев как одно из средств достижений групповых или личных интересов представителей антидемократических кругов. С провозглашением перестройки нашего общества, демократизации и гласности впервые были обнажены негативные явления в области нац. отношений и созданы необходимые предпосылки для их демократич. преодоления. На первый план выводятся следующие направления нац. политики: совершенствование Рос. Федерации, наполнение её реальным политич. и экономич. содержанием; расширение прав и возможностей всех видов нац. автономии; обеспечение равных прав каждому народу, удовлетворение специ-фич. интересов каждой национальности; создание условий для свободного развития нац. языков и культур; укрепление гарантий, исключающих ущемление прав граждан по нац. признаку; утверждение в межнац. общении взаимного уважения, историч. традиций и национальной специфики, учёт экономич. и духовных интересов каждого народа. В новом законодательстве России более полно отражены принципы самоуправления и представительства народов в органах власти в центре и на местах. Нац. группы, проживающие за пределами своих гос.-терр. образований или не имеющие их, получают больше возможностей для реализации нац.-культурных запросов, особенно в сфере образования, общения, нар. творчества, а также создания очагов нац. культуры, использования средств массовой информации, удовлетворения религ. потребностей. Важные шаги сделаны в области свободного развития и равноправного использования всеми гражданами родных языков. В ряде респ. языки осн. нас. объявлены гос. языками. В то же время законодательно закреплено в целях обеспечения общегос. задач признание рус. языка на терр. России офиц. языком. Верховный Совет Рос. Федерации в июле 1991 принял специальный закон о репрессированных народах. Особо важное значение имеет «Федеративный договор (договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеративными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации)», заключенный в марте 1992 и впоследствии ставший составной частью Конституции России. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright © 2000-2009. RUSSIA.YAXY.RU |
Этнография России |