|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Этнография России |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание раздела: |
РЕЛИГИОЗНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ*Хотя подавляющее большинство (ок. 9/10) верующих России являются православными, в нашей стране живут и представители мн. др. конфессий: близко примыкающие к православию старообрядцы и т. н. истинно-православные христиане, значительно отдалившиеся от православия духовные христиане (духоборцы, молокане и др.), католики, протестанты (лютеране, меннониты, баптисты, пятидесятники, адвентисты и др.), армяно-григориане, мусульмане, в своём подавляющем большинстве сунниты (самая крупная после православных религиозная группа, к к-рой относится немногим менее 1/10 верующих), буддисты-ламаисты, иудаисты, сторонники нек-рых др. конфессий, последователи родоплеменных культов. * Статья не претендует на всеобъемлющее изложение догматов основных религий, конфессий, религ. групп. Приводимые в статье сведения сводятся к самым существенным характеристикам (в догматическом отношении, в особенностях отправления культа и пр.), дающим возможность понимания, прежде всего, основного отличия той или иной номинации. Почти все данные о численности церковных организаций на терр. России приблизительны.
Православие — одно из 3-х осн. направлений христианства. Как и у подавляющего большинства др. христиан, важнейшим догматом у православных является вера в единого Бога, имеющего три ипостаси: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога — Духа Святого. Сын Божий Иисус Христос по православному вероучению (как и вероучению осн. массы др. христиан) имеет двойную природу: Бога и человека. Православные признают как Священное писание (Новый и Ветхий заветы), так и Священное предание (постановления церковных соборов и учения Отцов Церкви), считают, что для спасения людей необходима помощь духовенства. У православных семь таинств — культовых действий, призванных дать человеку Божью благодать: крещение, миропомазание, евхаристия (причастие), покаяние (исповедь), брак, священство, елеосвящение (соборование). Таинства в православии имеют свою специфику, несколько отличающую их от культовых действий в др. направлениях христианства. Так, обряд крещения выполняется путём погружения крещаемого в воду, миропомазание совершается сразу же вслед за крещением и т. д. Есть и др. специфические черты в православной обрядности. Напр., богослужения в православных храмах сопровождаются только хоровым пением (инструментальная музыка отсутствует), люди молятся стоя. Несколько иные требования по сравнению с др. христианскими конфессиями предъявляет православие и к духовенству. Священники могут быть как женатыми, так и давшими обет безбрачия. Христианство впервые проникло на терр. совр. России в 6 в., распространившись среди причерноморских адыгских племён. Помимо адыгов христианство приняли также предки осетин, народы Чечни и Дагестана. Правда, с завоеванием последнего арабами в 7—8 вв. христианство стало вытесняться оттуда исламом. Позже христианство было вытеснено и из др. регионов Сев. Кавказа. В города древней Руси христианство начало проникать еще задолго до того, как эта религия стала государственной. Однако интенсивное распространение христианства на древнерус. земле началось лишь с 988, когда великий князь Владимир Святославич (Владимир Святой) принял решение о крещении Руси и осуществил своё намерение. Христианство пришло на Русь из Византии в своей вост. форме (позже, после происшедшего в 1054 раскола в христианстве, эта форма стала называться православием). Новая религия оказала большое положительное влияние на нравственное состояние древнерус. общества, способствовала прогрессу культуры и укреплению государственности древней Руси, а на более поздней историч. стадии — и формированию этнич. самосознания рус. народа. На протяжении веков в результате миссионерской деятельности шёл процесс обращения в христианство народов, населяющих Рус. гос-во. В настоящее время православие является осн. конфессией у верующих русских, карелов, вепсов, саамов, коми, коми-пермяков, удмуртов, марийцев, мордвы, чувашей, осетин, цыган, хакасов, якутов. Православными официально являются ббльшая часть верующих ненцев, манси, хантов, селькупов, кетов, шорцев, эвенков, нанайцев, ульчей, орочей, ороков, алеутов, ительменов, юкагиров, чуванцев, хотя в большинстве случаев православие сочетается у этих народов с пережитками родоплем. верований. Православие исповедует и большинство верующих из живущих на терр. России украинцев, белорусов, молдаван, грузин, болгар, гагаузов, греков. Его придерживается часть зап. бурят (в Иркутской обл.), часть калмыков, татар (кряшены, нагай-баки), кабардинцев (моздокские), долган, чукчей, коряков, нивхов. Русская православная церковь является одним из звеньев мирового православия (другие звенья: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская; Иерусалимская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Греческая, Албанская, Польская, Чехо-Словацкая, Американская церкви). Пятнадцать указанных православных церквей считаются независимыми друг от друга — автокефальными. От Русской православной церкви в догматическом отношении практически ничем не отличаются отколовшиеся от неё после установления советской власти в России Русская православная церковь за границей, ныне распространившая под названием Российская свободная православная церковь свою деятельность на терр. Рос. Федерации, и Истинно православная (катакомбная) церковь, имеющая последователей в различных областях России. Русская православная церковь за границей была основана в хорватском городе Карло-ваце (в связи с чем её иногда называют Карловацкой). Эта церковная организация порвала все связи с Рус. православной церковью, обвинив её в сотрудничестве с атеистической сов. властью. В последние годы ряд приходов Рус. православной церкви (напр., приход в Суздале), недовольных тем или иным аспектом деятельности высшего церковного руководства, примкнул к Рос. свободной православной церкви, однако эта тенденция не получила широкого развития. По тем же причинам, что и карловча-не, в 1927 отделилась от Рус. православной церкви и Истинно православная церковь, приходы к-рой были созданы в Кашире, Санкт-Петербурге, Ярославле, Нижнем Новгороде, Иванове, Москве, Курске, Барнауле, Иркутске и нек-рых др. местах. Однако общая численность последователей этой церкви была небольшой — ок. 20 тыс. Значительно большее число последователей, чем Истинно православная церковь, имела близкая к ней конфессиональная группа истинно православных христиан (ок. УОО тыс. чел., в пределах бывш. СССР), также осудившая Рус. православную церковь за лояльное отношение к сов. власти, отказавшаяся от духовенства, храмов, большинства таинств и проповедующая безбрачие и аскетизм. Как и для сторонников Истинно православной церкви, для истинно православных христиан весьма характерны эсхатологические представления. В отличие от Истинно православной церкви эта конфессиональная группа не представляет собой единого целого и распадается на большое число самостоятельных подразделений: «правильный путь ко спасению», фёдоровцы, стефановцы, массаловцы, самаряне, чердашники, еноховцы, «ревнители церкви», «коз-ловское подполье», николаевцы, михай-ловцы, евлампиевцы, ерофеевцы, васильевцы, буевщина, липецкие истинно православные христиане, молчальники, седминцы. Истинно православные христиане имелись в Тамбовской, Воронежской, Липецкой, Пензенской, Орловской, Курской, Белгородской, Саратовской, Самарской, Ульяновской, Брянской, Рязанской, Ивановской, Тульской, Вологодской, Кировской обл., в Мордовии, Чувашии, Татарстане, Респ. Коми, Ростовской обл., Краснодарском и Ставропольском краях, Адыгее, Новосибирской, Томской, Кемеровской обл., Красноярском крае и т. д. Помимо Рос. Федерации истинноправославные христиане жили также на Украине (Луганская, Харьковская, Сумская обл.), Казахстане (Караганда, Чимкент), Узбекистане {Ташкент). В 1992 истинно православные христиане и верующие Истинно православной церкви объединились в Вост. небесную церковь Откровения Иоанна Богослова. К истинно православным христианам нередко относят живущих в Сибири и на Крайнем Севере истинно православных христиан странствующих (30 тыс.) и истинно православных христианскрытников (5 тыс.), что не совсем верно, так как они имеют старообрядческие корни. Ответвлением от православия является и возникшая ок. 1883 секта и о а нн и т о в. Секта провозгласила известного своей душевной щедростью и бескорыстием православного священника Иоанна Кронштадтского чудотворцем, причём нек-рые члены секты даже считали его самим Иисусом Христом. В вероучении иоаннитов большое внимание уделяется эсхатологическим мотивам. Обрядность секты не отличается от принятой в Рус. православной церкви. Иоанниты встречаются в очень небольшом числе в Псковской, Воронежской обл., Краснодарском крае и нек-рых других регионах.
Сравнительно недавно возникшей православной сектой является т. н. Церковь Божией Матери Преображающейся, ведущая активную проповедническую деятельность в Москве и нек-рых др. городах. От Русской православной церкви в результате раскола, происшедшего после церковных реформ, проведённых патриархом Никоном, в сер. 17 в. отделилось т. н. старообрядчество. Старообрядцы выступили против ряда нововведений в обрядности (замены двуперстного крестного знамения трехперстным, земных поклонов — поясными, движения по солнцу во время богослужения — движением навстречу солнцу и т. д.). Вскоре после разрыва с гос. церковью старообрядчество столкнулось с трудностями, связанными с недостатком священнослужителей, поскольку у них не осталось епископов и некому было рукополагать новых священников. Первое время нек-рые из них были вынуждены принимать перебегавших из православия священнослужителей (по этой причине они получили название беглоиоповцев), другие же вообще отказались от священства (Пгспоповцы). Одна из групп старообрядцев-попо-вцев в 80-х гг. 18 в. нашла выход из затруднений, связанных с поиском священнослужителей, в том, что, сохранив свою обрядность, подчинилась руководству Рус. православной церкви, к-рая обязалась обеспечивать её священниками. Эта группа, получившая название единоверцев, в настоящее время довольно малочисленна. Её сторонники имеются в Брянской обл., Нижнем Новгороде, Москве. Двум другим группам поповцев после серий неудач всё же удалось создать свои собственные иерархии. Первая из них была образована в 1846, когда в старообрядчество согласился перейти бывший босно-сараевский митрополит Амвросий. Поскольку обряд возведения его в руководство старообрядческой церковью был совершён в Белокриницком монастыре в Буковине, входившей тогда в состав Австр. империи, созданная иерархия стала называться Бело-криницкой или Австрийской. Старообрядцы-поповцы Б е л о к р иницкой иерархии являются в настоящее время самой крупной старообрядческой группой, насчитывавшей в пределах бывш. СССР ок. 1 млн. чел. По вероучению, числу совершаемых таинств они почти тождественны православию, отличаясь от него только сохранением старой обрядности. В Рос. Федерации наибольшее число сторон ников Белокриницкой иерархии имеется в Московской и Ростовской обл. Есть они также в Калужской, Брянской, Смоленской, Саратовской, Волгоградской, Нижегородской, Костромской, Кировской, Пермской, Тюменской, Новосибирской, Томской обл., Ставропольском и Краснодарском краях, городе Москве, Татарстане и нек-рых др. регионах. За пределами России приверженцев Белокриницкой иерархии больше всего на Украине (Одесская, Черновицкая, Винницкая, Кировоградская, Черниговская и др. области), Молдавии, Казахстане (Уральская обл.). Для целей управления Белокриницкая церковь подразделяется на несколько епархий: Московская (в Москве находится резиденция архиепископа Московского и всея Руси), Донская и Кавказская, Винницко-Киевская и Одесская, Кишинёвская, Клинцовско-Новозыбковская. Вторая группа поповцев образовала свою иерархию значительно позже — в 1923. Старообрядческая церковь древлеправославных христиан, как стала называться эта конфессиональная группа, по своей численности (200 тыс. чел.) существенно уступает церкви Белокриницкой иерархии. Осн. р-ны её влияния: Читинская обл. и Бурятия (районы расселения русской этнографич. группы семейских), Саратовская, Самарская, Брянская обл. (в последней, в г. Новозыбкове, имеет своё местопребывание архиепископ Новозыбковский, Московский и Всея Руси), Курская, Нижегородская, Костромская, Пермская, Пензенская, Московская, Ленинградская обл., Удмуртия, Красноярский край. Эта старообрядческая церковь как и церковь Белокриницкой иерархии, очень близка Рус. православной церкви по догматике, отличаясь от неё прежде всего сохранением старой обрядности.
Из недр беглопоповства, помимо трёх указанных церквей, в первой половине 19 в. вышло т. н. Часовенное согласие. Сторонники этого согласия из-за отсутствия священников заменили их уставщиками, к-рые ведут богослужения в часовнях (откуда и само название). Таким образом, данная группа фактически превратилась в беспоповскую. Её представители имеются в Свердловской, Кировской, Оренбургской, Курганской, Тюменской, Томской обл., Башкирии, Tвae. Наиболее многочисленной и организованной группой старообрядцев-беспоповцев является Поморское согласие, возникшее в 17 в. вскоре после раскола среди нас. Рус. Поморья. Как и др. беспоповцы, поморцы делят таинства на «нужно-потребные» (крещение, покаяние, причащение), к-рых спасение невозможно, и «потребные» (все остальные), не обязательные для спасения. Поморцы, или, как их иначе называют, даниловцы (по имени одного из основателей согласия Даниила Никулина) сами крестят своих детей и совершают другие оставленные им нужнопотребные таинства (в православной церкви разрешается в исключительных случаях совершать нек-рые таинства мирянам, поморцы же, как и др. старообрядцы-беспоповцы, из-за отсутствия священников превратили эти исключения в правило). К браку разл. группы поморцев относятся по-разному. Отвергнув священников, поморцы заменили их наставниками. Хотя у поморцев отсутствует литургия, у них имеются богослужения, которые совершаются в часовнях.
Осн. р-нами распространения поморцев в Рос. Федерации являются Томская, Тюменская, Кировская, Костромская, Нижегородская, Пермская, Оренбургская, Самарская, Ульяновская, Саратовская обл., Удмуртия. Много поморцев живёт и за пределами России: в Литве (в Вильнюсе имеется один из их наиболее влиятельных центров — Высший старообрядческий совет, руководство к-рого признаётся и за пределами Литвы), Белоруссии, Латвии, на Украине, а также в Польше. От поморцев в конце 17 в. отделились федосеевцы, названные так по имени основателя своего согласия Феодосия Васильева. Характерной чертой этого, в целом близкого к поморскому, согласия является крайне отрицательное, нетерпимое отношение большинства (но не всех) его сторонников к браку. Нек-рые из федосеевских руководителей даже говорили: «Лучше ныне сто блудниц иметь, нежели брачитися». Руководят федосеевцами, как и поморцами, наставники. В настоящее время эта группа старообрядцев вновь сблизилась с поморцами и тесно с ними сотрудничает (издаёт совместно календарь и т. п.). Наибольшим влиянием у федосеевцев пользуется их московская община, руководящий центр к-рой находится при Преображенском кладбище. Однако наиболее кр. группы федосеевцев находятся за пределами Москвы. В Рос. Федерации осн. р-нами распространения этого согласия являются Псковская, Новгородская, Кировская, Ульяновская и Тюменская обл. Значительное число федосеевцев живёт за пределами России: в Латвии (в Латгале даже имеются компактные р-ны их проживания), Белоруссии, Литве. Из недр поморского согласия вышел и филипповский толк. Он был основан в 30-х гг. 18 в. иноком Филиппом (в миру Фотий). Причиной отделения филипповцев от поморцев было примиренческое отношение последних к гос. власти. В настоящее время филипповцы близки по своим положениям к федосеевцам, однако ещё строже, чем последние, придерживаются принятых беспоповцами в конце 17 в. предписаний. Для толка прежде был характерен крайний фанатизм, его последователи много раз совершали самосожжение, к-рое рассматривалось как средство соблюсти веру. В отличие от поморцев и федосеевцев, живущих сейчас в основном за пределами своей исконной территории — Рус. Поморья, филипповцы в значительной мере сохранили ареал своего раннего расселения. Они обитают в Архангельской, Мурманской обл. и Карелии, а также в Вологодской, Кировской, Костромской, Ярославской, Тверской и Орловской обл., Респ. Коми. Есть филипповцы также в Белоруссии.
От филипповцев в последней четверти 18 в. откололся основанный Евфимием толк бегунов (странников). Толк поставил условием для своих сторонников странствование. На первых порах странники укрывались в разл. безлюдных местах и тайниках, однако со временем части последователей толка (т. н. благодетелям, или жиловым) разрешили выполнять обет странничества символически (он должен быть выполнен лишь перед самым концом жизни). По отношению к браку странники не занимают единой позиции: часть из них разрешает браки, при заключении к-рых даётся взаимный обет верности и совершается молебен, другие же брака не признают. Странников в настоящее время можно встретить в Ярославской области, а также в Кировской, Костромской, Владимирской, Саратовской, Томской областях. Помимо России странники живут также в Казахстане (Тургайская обл.) и Белоруссии (Могилёвская обл.). Ещё одна группа старсюорядцев-беспоповцев — С п а с о в о согласие — образовалась в конце 17 в. Сторонники этого согласия считают, что благодати на земле ныне нет (она взята на небо), и поэтому не могут совершаться спасительные таинства и проводится богослужения. Все свои надежды они возлагают на Спаса (Сына Божьего), откуда и само их название. Спасовцы подразделяются в зависимости от своего взгляда на обряд крещения и отношения к браку на несколько толков, причём в одном из них имеются наставники, называемые в народе «попами». Спасовцы живут в Нижегородской, Владимирской, Костромской, Ульяновской, Саратовской, Оренбургской и др. обл., Мордовии, Алтайском крае.
Общая числ. всех старообрядцев-беспоповцев — св. 1 млн. чел. Поморцы образуют примерно свыше 2/5 всех беспоповцев, сторонники Часовенного согласия и федосеевцы — по V5, спа-совцы — '/,„, числ. филипповцев и особенно странников очень невелика. Подавляющее большинство старообрядцев в России по этнич. принадлежности русские. Однако есть среди них также карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и представители др. народов Ср. Поволжья. Гораздо дальше, чем старообрядцы и истинно-православные христиане, отошли от православия конфессии, обозначаемые собирательным названием духовные христиане. Некоторые положения духовного христианства весьма далеки не только от православного вероучения, но и от общехристианских догматических положений.
Духовные христиане верят в возможность воплощения Духа Святого в людей, отвергают роль духовенства как посредников между Богом и людьми, считают, что человек может непосредственно общаться с Богом. Самая ранняя по времени своего возникновения группа духовных христиан — хлысты. Они ответвились в 17 в. от беспоповщины, однако по своему вероучению весьма сильно отдалились от старообрядчества и православия.
Веруя в возможность прямого общения людей со Святым Духом, хлысты доводят себя во время своих экстатических радений до исступления («хождения в Духе»). В наиболее праведных людей, по мнению хлыстов, могут воплотиться Бог и Богородица. Библия толкуется хлыстами не буквально, а аллегорически. Часть хлыстов открыто не порывает с православием. Старейшей сектой хлыстовства, возникшей ещё в середине 17 в., является Старый Израиль (2 тыс. сторонников), имеющий сторонников в Тамбовской обл. На рубеже 20 в. возникла секта Новый Израиль (5 тыс. последователей), открыто порвавшая с православной церковью и практикующая экстатические радения. Она получила распространение в Ростовской обл. От Нового Израиля ок. 1940 ответвилась ещё одна секта — Новохристианский союз (1 тыс. последователей в Краснодарском и Ставропольском краях). Ок. 1930 появилась хлыстовская секта Искупленный Израиль (1 тыс. членов в Оренбургской обл.). Имеются и другие хлыстовские секты: Духовный Израиль, постники (употребляют постную пищу и требуют воздерживаться от половых сношений), малеванны (вероучение носит ярко выраженный харизматический характер), мормоны духовно-христианского направления, или русские мормоны (отвергают возможность сверхъестественных явлений на земле, практикуют многоженство).
Очень небольшим числом верующих представлена в Рос. Федерации секта скопцов, кастрирующая своих членов (ответвившаяся от хлыстовства в 1765). Основная масса скопцов сейчас сосредоточена за пределами России, прежде всего на Украине в дельте Дуная. Несколько ранее, в 17 в., возникла еще одна отделившаяся от хлыстов группа духовных христиан — духоборы. По своему вероучению под влиянием квакерства духоборчество далеко отошло не только от православия, но и от христианства вообще. Отказавшись от Ветхого и Нового завета, последователи этой конфессии заменили их собственной «Животной книгой». Отвергнуты также иконы, таинства, духовенство. Духоборцы, как и хлысты, верят, что в человека может вселиться Дух Божий, однако в отличие от хлыстовства считают, что Дух этот живёт во всех верующих.
Духоборцы подразделяются на две основные группы: большую и малую партии. Они живут в Тамбовской и Ростовской областях, Краснодарском крае и нек-рых др. р-нах. Однако основная масса духоборцев в результате происшедших в прошлом миграций оказалась вне России: в Азербайджане, Грузии, на Украине, в гос-вах Ср. Азии, в США и особенно в Канаде. Общая численность духоборцев в пределах бывшего СССР — 50 тыс. чел. Из духоборческой среды ок. 1765 вышли молокане. Их вероучение несколько ближе к ортодоксальному христианству, чем вероучение духоборцев. Библию молокане не отвергают, хотя и предлагают толковать её «духовно», аллегорически. Бог воспринимается ими не как личность, а как дух. Значительно сокращено число таинств, отсутствуют церкви, духовенство.
Молокане в настоящее время подразделяются на общих, постоянных и прыгунов. Для общих молокан характерны коллективистские настроения, постоянные более лояльно по сравнению с другими группами относятся к православию, прыгуны включили в своё вероучение элементы хлыстовства. К 1917 в России жило ок. 1 млн. молокан, однако затем их числ. сильно сократилась и к 1970 составляла в СССР только 50 тыс. чел. В России молокане живут в Тамбовской и Оренбургской обл., на Сев. Кавказе. Имеются они также в Азербайджане, Армении, Грузии, на Украине, в Молдавии, а также в США. К духовному христианству близка малочисленная секта толстовцев, возникшая в кон. 19 в. и проповедующая религиозно-этические идеи Л. Н. Толстого. Бог понимается толстовцами как всемирный дух. В секте отвергнуты таинства и обряды, не признаётся Евангелие. Примыкает к духовному христианству и религиозно-этическое движение трезвенников, считающих, что отказ от алкогольных напитков привёл бы к установлению царства Божьего на земле. В отличие от толстовцев трезвенники формально не порвали с православием, хотя и весьма далеко отошли от него по своему учению. Движение состоит из ряда групп, из к-рых наиболее известны чуриковцы, названные так по имени своего основателя Ивана Чурикова. Наибольшим влиянием чуриковцы пользуются в Санкт-Петербурге. Особое место среди ответвлений православия занимает секта и е г о в и-с т о ви л ь и н ц е в, основанная в сер. 19 в. в Златоусте отставным штабс-капитаном Н. А. Ильиным. Иеговистов-иль-инцев не следует путать со свидетелями Иеговы, являющимися сектой протестантского происхождения. Вероучение иеговистов-ильинцев сочетает элементы христианства и иудаизма. Они совершают обряд обрезания, отмечают иудаистские праздники. Одним из центральных канонов вероучения секты является содержащееся в Откровении Иоанна Богослова положение об армагеддоне — грядущем сражении Бога с Сатаной, после к-рого должно наступить тысячелетнее царство Божье на земле.
В Рос. Федерации иеговисты-ильинцы имеются в Челябинской обл. и на Сев. Кавказе. Вне России ильинцев можно встретить в Казахстане и на Украине. Ещё больше приблизились к иудаизму субботники. В основу вероучения этой секты, появившейся в кон. 17 в., был положен Ветхий завет. Сектанты не признают Христа Богом, отрицают Троицу, совершают иудаистские обряды, имеют евр. имена и празднуют субботу. В настоящее время среди субботников выделились две группы. Одна из них стремится сохранить своё вероучение, другая фактически перешла к ортодоксальному иудаизму. Субботники живут в России в Воронежской и Тамбовской обл., в Сев. Осетии и нек-рых др. р-нах. Есть субботники и в Азербайджане. Их общая числ. в пределах бывш. СССР в последние годы составляла 7 тыс., хотя в прежние времена их насчитывалось до 60 тыс. чел. Второе основное направление христианства — католицизм — также представлено в России, хотя и в несравненно меньшей степени, чем православие. Католицизм довольно близок православию по своему вероучению. Как и православные, католики верят в Божественную Троицу, в наличие у Иисуса Христа двойной природы, признают наряду со Священным писанием Священное предание, считают необходимой помощь духовенства для спасения людей, совершают семь таинств. Правда, у католиков есть нек-рая специфика в совершении таинств. Крещение совершается не путём погружения в воду, а посредством обливания. Миропомазание, называемое католиками конфирмацией, совершается у них в 7—12 лет, а не после крещения, как у православных. Особенности имеются и в богослужениях, к-рые сопровождаются органной музыкой, в правилах, установленных для священнослужителей, к-рые обязаны соблюдать целибат. В России католицизм исповедуют практически все верующие поляки и литовцы, часть верующих немцев, верующие латгальцы (этнографич. группа латышей).
В начале 1991 в России была воссоздана униатская Российская греко-католическая церковь*, впервые зарегистрированная в 1917 после Февр. революции, но затем фактически запрещённая. Общины этой церкви имеются в Туле, Москве и Ставрополе, а за пределами России — в Вост. Латвии и нек-рых др. странах, числ. русских греко-католиков очень мала (3 тыс.). * Греко-католиками называются католики византийского обряда.
Протестантизм представлен в нашей стране многими своими течениями, церквами, сектами: лютеранством, реформатством, баптизмом, меннонит-ством, пятидесятничеством, адвентизмом и т. д. Лютеранство — наиболее крупное из течений протестантизма — возникло в Германии в 1517 и получило название по имени своего основателя — Мартина Лютера. Лютеране вместе с подавляющим большинством христиан верят в Святую Троицу, двойную природу Иисуса Христа, его искупительную жертву. Вместе с тем, как и др. протестанты, они признают только Священное писание, отвергая Священное предание, отрицают необходимость помощи духовенства в спасении людей, из таинств безоговорочно признают только крещение и причащение (на исповедь у лютеран единой точки зрения не установилось). Обрядность у лютеран по сравнению с православными и католиками сильно упрощена. Вместе с тем лютеранское богослужение носит всё же достаточно торжественный (по сравнению с богослужением в большинстве других протестантских церквей) характер, оно сопровождается органной музыкой, во время службы зажигаются свечи. Отвергая, как и другие протестанты, иконы, лютеране тем не менее разрешают настенную живопись в церквах. Лютеранство пришло в Россию вместе с селившимися в ней немцами, однако так и осталось чуждой для <кн. части нас. конфессией. Его исповедует большинство всех верующих немцев Рос. Федерации (в Омской обл., Алтайском крае, Новосибирской, Кемеровской, Тюменской, Волгоградской, Саратовской и других обл.), большинство верующих финнов, эстонцев, латышей. Создана единая евангели-ческо-лютеранская церковь России. Реформатство — одна из форм кальвинизма, более радикального, чем лютеранство, течения протестантизма, созданного в 30-х гг. 16 в. Жаном Ковеном (латинизированное написание этой фамилии — Кальвин). Придерживаясь сходной с лютеранами позиции в отношении Священного предания и в вопросе о роли духовенства, кальвинисты-реформаты ещё более упростили церковную обрядность: во время богослужений не звучит органная музыка, не возжигаются свечи, в церквах отсутствуют настенные изображения. В отличие от лютеран кальвинисты не считают крест своим офиц. символом. Кроме того, кальвинисты выделяются среди др. протестантов тем, что придают исключительное значение доктрине предопределения. Кальвинистов в Рос. Федерации немного. Это небольшая часть (не более 4%) верующих немцев, переселившиеся из Закарпатской обл. Украины в Москву и др. города России венгры.
Весьма влиятельные позиции занимает в Рос. Федерации баптизм, превосходящий по числ. сторонников любое другое течение протестантизма. Он возник в начале 17 в. в среде англ, конгрегационалистов, бежавших от преследований в Нидерланды, его основателем считается Джон Смит. На баптизм оказали влияние, с одной стороны, одна из форм кальвинизма — конгрегационализм, с другой — меннонитство. Баптис гы не только, как и большинство др. протестантов, приняли Священное писание как единственную основу веры и отвергли идею необходимости посредничества духовенства в спасении людей, но также предельно (в ещё большей степени, чем кальвинисты) упростили обрядность. Характерной чертой баптизма является выполнение обряда крещения лишь над достигшими совершеннолетия лицами (баптисты считают, что только взрослый человек может сознательно принять веру). Баптисты ведут весьма интенсивную прозелитическую деятельность. Проникнув в Россию в 1841 и распространившись на первых порах среди нем. колонистов, баптизм затем был воспринят и представителями многих других народов России. Ок. 1870 англ. лордом Редстоком было основано близкое к баптизму движение евангельских христиан (сам лорд Редсток был связан с возникшей в 1828 в Англии конфессией христианских братьев или дарбистов). Хотя вероучение евангельских христиан несколько отличалось от баптистского (если баптисты придерживались кальвинистской доктрины решающего значения предопределения в жизни людей, то евангельские христиане приняли арминианскую доктрину, согласно к-рой человек наделён свободной волей и может самостоятельно достичь спасения), обе конфессии, начиная с 1884, предпринимали попытки к объединению, однако долгое время они не были особенно успешными. Единая организация евангельских христиан и подавляющего большинства баптистов была создана лишь в 1944. В 1945 к ней присоединилась часть пятидесятников, в 1946 — свободные христиане Закарпатья (дарбисты), в 1947 — пятидесятники-унитарианцы, в 1963 — братские меннониты. В 1961 часгь членов Союза евангельских христиан-баптистов, упрекая своё руководство в отходе от истины, извращении коренных баптистских принципов, слишком тесных связях с гос. органами, создали Совет церквей евангельских христиан-баптистов, однако в него вошла только 1/20 часть членов объединения.
Несмотря на распад СССР, Союз евангельских христиан-баптистов пока по-прежнему ведёт свою деятельность на большей части его терр. Ок. V3 членов объединения составляют немцы, ок. 1/3 — русские, V5 — украинцы, остальное приходится на белорусов, армян, грузин, молдаван, осетин, чувашей, коми и представителей нек-рых др. национальностей. Объединение действовало практически во всех респ., краях и областях СССР. В Рос. Федерации крупные общины евангельских христиан-баптистов имеются в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Смоленске, Ростове, Владикавказе, Грозном, Новосибирске, Красноярске, Абакане, Иркутске, Благовещенске, Хабаровске, Владивостоке и во многих др. городах и сел. населённых пунктах. В пределах терр. бывш. СССР числ. сторонников Союза евангельских христиан-баптистов определялась в 3 млн. чел.*. Ок. 3/4 этого числа приходится на баптистов, более 1/5 — на евангельских христиан, остальное — на прочих членов объединения. Меннонитство, как одно из ранних течений протестантизма, начало формироваться в 30-х гг. 16 в. (сами меннониты считают датой основания своей конфессии 1525). Его образовали умеренные анабаптисты, возглавленные голландцем Менно Симонсом (по его имени несколько позже и было названо само течение). В отличие от анабаптистов меннониты объявили грехом любое насилие. Обряд крещения выполняется меннонитами во взрослом возрасте, причём он не считается у них таинством. Не рассматриваются как таинства и другие совершаемые ими обряды: хлебопреломление (причащение) и омовение ног (последний обряд призван показать смирение людей и их любовь друг к другу). В отличие от баптистов меннониты допускают существование духовенства. Кальвинистская доктрина предопределения ими не принимается. Меннониты являются убеждёнными пацифистами: верующим запрещается брать в руки оружие, принимать присягу. Не имеют они также права занимать гос. должности. * Здесь и далее приводятся данные о численности всех последователей npoiecraHT-ских конфессий, а не только т. н. полноправных членов.
Первые меннониты появились в нашей стране ок. 1750, однако организованное переселение их из Пруссии в Россию началось в 1789 и продолжалось вплоть до 1870. Меннониты ехали на отведённые им земли на юге Украины и в Поволжье. С 1860 по 1914 многие из них переселились на Кубань, Урал, в Зап. Сибирь и Туркестан. В сибирские, казахстанские и среднеазиатские районы значительные группы меннонитов были насильственно депортированы в годы 2-й мировой войны.
В настоящее время числ. меннонитов на терр. бывшего СССР составляет ок. 150 тыс. чел. В Рос. Федерации меннониты сосредоточены в основном в Алтайском крае, Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской, Оренбургской областях. Этнич. принадлежность меннонитов вызывает споры. Формально они считаются немцами, поскольку их предки переселились из Пруссии и лит. языком для них является немецкий. Однако в саму Пруссию меннониты мигрировали из Нидерландов (в т. ч. из Фрисландии) и из прилегающих сев.-зап. р-нов Германии. Разговорный язык меннонитов близок голландскому.
Меннониты России распадаются на две основные группы: церковных (Ста-роменнонитская церковь) и братских (Меннонитская братская община). Различия между этими двумя группами невелики и касаются в первую очередь обрядовой практики (напр., церковные меннониты производят крещение обливанием водой, братские — погружением в воду). По числ. церковные меннониты несколько превосходят братских, однако последние постепенно увеличивают свои ряды за счёт перехода в их общину первых. Помимо церковных и братских меннонитов имеются др. малочисл. менно-нитские группы: петерсовцы, не бреющие бороды и выступающие против любых новшеств, евангелическая братская община, придающая очень большое значение исповеди духовному старшине, меннониты-адвентисты, проповедующие близость второго пришествия Иисуса Христа, празднующие субботу и отрицающие бессмертие души, и др.
Одним из самых динамичных течений протестантизма является п я т и д есятничество, очень быстро увеличивающее ряды своих сторонников. Формальной датой возникновения этого течения считается 1 янв. 1901, когда в США на занятии в библейской школе одна из учениц вдруг заговорила на до этого ей неизвестном китайском языке. Именно глоссолалия — говорение на иных языках — является наиболее специфичной чертой пятидесятни-чества, отличающего его от др. протестантских конфессий. Глоссолалия считается пятидесятниками внешним признаком крещения Духом Святым.
Пятидесятники подразделяются на несколько разновидностей. Наиболее многочисленной группой являются пятидесятники двух благословений (духовных кризисов): обращения (переход человека на позиции религиозной веры) и крещения Духом Святым. Именно эта последняя форма пятидесятничества шире всего распространена в России, к ней относится, в частности, крупнейшая пятидесятническая группа страны — христиане евангельской веры, называемые также воронаевцами по имени основателя своей деноминации И. Е. Воронаева. Группа была создана в Одессе в 1921 и работает в тесном сотрудничестве с одной из крупнейших пятидесятнических организаций США — Ассамблеями Бога. Осн. часть своих последователей эта группа имеет на Украине, хотя в результате прозелити-ческой деятельности воронаевцы есть теперь и в ряде регионов Рос. Федерации (прежде всего в Сибири и на Урале). Числ. группы в пределах всего бывш. СССР достигала почти 500 тыс. чел. Часть христиан евангельской веры (ок. V3 присоединилась к Союзу евангельских христиан-баптистов).
Пятидесятниками двух благословений являются также евангельские христиане пятидесятники-сионисты. Они откололись от воронаевцев в 1922. Появившись на Украине, деноминация впоследствии распространила своё влияние и на др. территории, в т. ч. и на ряд регионов Рос. Федерации (Московская, Тульская, Смоленская обл., Краснодарский и Красноярский края). Специфической чертой вероучения пятидесятников-сионистов является признание необходимости переселения в Палестину, на гору Сион, для ожидания там второго пришествия Христа и наступления тысячелетнего царства Божьего на земле. Числ. деноминации в пределах всего бывш. СССР составляла 20 тыс. Пятидесятники трёх благословений считают, что между обращением и крещением Духом Святым должно быть ещё одно благословение — освящение, или рождение свыше, — освобождение от первородного греха, так как, считают они, при обращении человек освобождается только от индивидуального греха. У нас к этой разновидности пятидесятничества относятся субботствующие пятидесятники. Группа эта возникла в 20-е гг. 20 в. на Зап. Украине и с момента своего возникновения была тесно связана с одной из пятидесятнических организаций США — Церковью Бога (Кливленд, шт. Огайо). Суббот-ствующие пятидесятники празднуют субботу, верят в дотысячелетний приход Иисуса Христа. В Рос. Федерации эта группа пятидесятников имеет небольшое число последователей в центр, областях и в Краснодарском крае. После 2-й мировой войны часть субботствующих пятидесятников вошла в Союз евангельских христиан-баптистов.
Особое место в пятидесятничестве занимают пятидесятники-унитарианцы. В отличие от прочих пятидесятников, да и подавляющего большинства др. протестантов они совершают обряд крещения не по формуле «во имя Отца, Сына и Святого Духа», а «во имя Иисуса Христа». В России пятидесятники-унитарианцы представлены деноминацией евангельских христиан в духе апостолов, возникшей в 1913 и поддерживающей связи с родственной ей по вероучению Объединенной пятидесятничес-кой церковью, международной, в США. Это была первая пятидесятническая организация, возникшая на терр. Рос. империи. Числ. пятидесятников-унитарианцев на всей терр. бывш. СССР — 5 тыс. чел. В Рос. Федерации они имеются в Санкт-Петербурге, Новгородской, Московской и Кировской обл.
Ещё одна представленная в России протестантская конфессия — адвентизм. Она была основана в 30-х гг. 19 в. в США У. Миллером, выступившим с предсказанием скорого второго пришествия Иисуса Христа. Вера в скорое второе пришествие является одной из наиболее характерных черт адвентизма. Выйдя из недр баптизма, адвентизм сохранил практикующееся последним крещение во взрослом возрасте. Вскоре адвентизм распался на ряд деноминаций, из к-рых одна приобрела значительное влияние и получила весьма широкое распространение. Речь идёт об адвентистах седьмого дня, к-рые в настоящее время представлены в том или ином числе (обычно сравнительно небольшом) в подавляющем большинстве стран мира (в отношении глобальности распространения с ними может сравниться, пожалуй, ещё только одна, также протестантская конфессия — свидетели Иеговы). Деноминация адвентистов седьмого дня была основана Э. Уайт в 1844. Название связано с тем, что эта группа адвентистов стала праздновать субботу вместо воскресенья. Адвентисты седьмого дня отрицают бессмертие души, не верят в существование рая и ада. Этим они резко противопоставляют себя подавляющему большинству протестантов.
Адвентисты седьмого дня впервые появились в Рос. империи в 1883. Числ. сторонников данной деноминации на терр. бывш. СССР достигала 100 тыс. чел., почти половина из этого числа приходилась на Украину. В Рос. Федерации небольшие общины адвентистов седьмого дня имеются в Москве, Тульской, Самарской, Оренбургской обл., Чувашии, Ростовской обл., на Сев. Кавказе, в Сибири, на Дальнем Востоке и в др. р-нах. Помимо адвентистов седьмого дня в нашей стране имеются и др. группы адвентистов, однако все они невелики. Наиболее значительна среди них группа адвентистов-реформистов. Её появление было связано с резко отрицательным отношением части адвентистов во время 1-й мировой войны к службе в армии. В 1920-х годах эта группа приобрела сторонников в стране (позже она получила название Всесоюзной церкви верных и свободных адвентистов седьмого дня). Не имея каких-либо расхождений с адвентистами седьмого дня по догматич. вопросам, адвентисты-реформисты упрекают их в примиренческом отношении к службе в армии и контактах с гос. властями. Числ. сторонников этой деноминации в пределах бывш. СССР составляла 30 тыс. чел., однако половина этого числа была сосредоточена на Украине. В России адвентистов-реформистов можно встретить на Сев. Кавказе, в Сибири и на Дальнем Востоке. Ок. 1935 от адвентистов седьмого дня откололись христиане седьмого дня, выступившие против веры в чудеса, за строгое выполнение предписаний пер-вонач. адвентизма. Группа очень невелика. Её числ. в бывш. СССР составляла 2 тыс. чел. В России представлены и свидетели Иеговы — одна из самых активных (наряду с адвентистами седьмого дня) конфессий протестантизма. Впрочем, свидетели Иеговы могут быть отнесены к протестантизму с большими оговорками, т. к. в их вероучении есть положения, резко расходящиеся с общехристианскими догматами. Поэтому их правильнее называть маргинальными протестантами. Конфессия свидетелей Иеговы была создана в 1872 Ч. Расселом в США, на первых порах она называлась Народным обществом исследователей Библии. Последователи учения Ч. Рассела отрицают существование Святой Троицы. Иисуса Христа они считают не самим Богом, а лишь его сыном, сотворённым Иеговой непосредственно (остальное на земле создано через Христа). Дух Святой рассматривается свидетелями Иеговы как невидимая действующая сила Бога. Важным догматом этой конфессии является положение об армагеддоне — войне между Богом и Сатаной, во время к-рой погибнут все «плохие люди», не принявшие вероучение Ч. Рассела.
Около 1920 свидетели Иеговы появились в вост. районах Польши и Румынии, позже вошедших в состав СССР. После присоединения этих областей к СССР конфессия распространилась и в Россию, прежде всего в Сибирь. В настоящее время в пределах бывш. СССР живёт 40 тыс. свидетелей Иеговы. Помимо перечисленных протестантских конфессий в последние годы развернули миссионерскую деятельность на терр. России и многие другие: методисты, Армия спасения, христианские братья, ученики Христа, мормоны, различные ранее не представленные пяти-десягнические организации и т. д. Активно проводит прозелитическую работу и Новая апостольская церковь, к-рую обычно относят к неримским католикам. Монофиситства, направления, близкого по культу и вероучению к православию, но отличающегося от него в решении вопроса о природе Иисуса Христа (если православные считают Иисуса богочеловеком, то монофизиты утверждают, что божественная природа Иисуса подавила человеческую), придерживается Армяно-григорианская церковь, к к-рой относится подавляющее большинство живущих в Рос. Федерации верующих армян. Наиболее крупные группы армяно-григориан имеются в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской обл., в Москве и Санкт-Петербурге, Чечне, Сев. Осетии и Адыгее. Вторая после христианства по численности последователей религия России — ислам. Ислам, как и христианство, монотеистичен, основным его положением является вера в единого Бога — Аллаха. Основатель этой религии Мухаммед почитается её последователями (мусульманами) как Божий посланник. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Их священной книгой является Коран. Подавляющее большинство мусульман России придерживается ортодоксального направления ислама — суннизма. Сунниты наряду с Кораном признают ещё в полном объёме священное предание сунну, записанную со слов родственников и сподвижников Мухаммеда. Для суннизма характерна также вера в предопределение, отрицание наличия у человека свободной воли. В суннизме имеются четыре юридическо-богословских школы (мазхаба), из к-рых в России представлены только две: ханафизм и шафиизм. Ханафитский толк отличается от других своей либеральностью, шафиитский толк допускает свободное толкование Корана. Суннитами-ханафитами являются в России подавляющее большинство верующих татар и кабардинцев (остальные, как уже говорилось, придерживаются в основном православия), практически все верующие башкиры, адыгейцы, черкесы, абазины, балкарцы, карачаевцы, верующие дагестанских народов (кроме аварцев), часть мусульман-осетин, придерживающиеся ислама удмурты, марийцы и чуваши (числ. мусульман среди трёх последних народов невелика). Ханафитами являются и верующие из числа живущих в России казахов, узбеков, киргизов, туркмен, таджиков, крымских татар, каракалпаков, большинства азербайджанцев-суннитов. Верующие аварцы, чеченцы, ингуши, многие мусульмане-осетины придерживаются суннизма шафиитского толка. Второе направление ислама шиизм, принимающее сунну лишь частично (только те её разделы, которые основаны на авторитете родственников Мухаммеда) и признающее наличие у человека свободной воли, имеет среди мусульманского нас. России мало сторонников. Небольшие группы шиитов есть в Дагестане, городах Нижней Волги, шиитами являются и часть проживающих в России азербайджанцев. Верующие евреи России в своем подавляющем большинстве исповедуют иудаизм. Иудаисты верят в единого Бога Яхве, бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии, богоизбранность еврейского народа. Священной книгой иудаистов является Танах, тождественный христианскому-Ветхому завету. Помимо Танаха признаётся Талмуд, в к-ром даётся толкование содержащихся в Танахе религиозно-этических, правовых и бытовых предписаний. Среди рос. иудаистов есть хасиды — сторонники течения, возникшего в 1-й пол. 18 в. и призвавшего главное внимание уделить благочестию и молитве, а не изучению Танаха и Талмуда. Наиболее крупные группы иудаистов в Рос. Федерации имеются в следующих городах: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород, Челябинск, Ростов-на-Дону, Саратов, Новосибирск. Имеет небольшое число последователей в России и иудаистская секта караимов, появившаяся в 8 в. и не признающая Талмуд. Если на Бл. Востоке караимы считают себя частью евр. народа, то в России (как и др. гос-вах бывш. СССР) — отдельной этнич. общностью. Караимов в России ок. 700 чел. (сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге и др. городах), однако эта цифра относится к общности этнической, а не конфессиональной. В России имеется и значительное число последователей буддизма. Буддийская религия считает любую жизнь цепью страданий, обусловленных стремлением человека существовать, и призывает каждого подавить в себе стремление к жизни, с тем мтобы освободиться от страданий. Для буддизма характерно представление о постоянных перерождениях. Буддизм распадается на три направления: тхеравада, махаяна и ответвившаяся от последней ваджраяна. Из этих направлений в России представлена ваджраяна («алмазная колесница»). Для нес характерно существенное усложнение обрядности и особенно акцентирование внимания на магических заклинаниях, с помощью к-рых якобы можно мгновенно добиться спасения. В нашей стране ваджраяна известна под именем ламаизма. Его исповедуют верующие вост. буряты и буряты-хонгодоры, верующие тувинцы, большинство верующих калмыков и часть верующих эвенков (в Бурятии). В Санкт-Петербурге и нек-рых др. городах появились 53 небольшие группы буддистов - из числа рус. нас. В последние годы в нек-рых городах Рос. Федерации в результате миссионерской деятельности появились небольшие группы сторонников б а х а и з м а. Эта новая религия была основана во 2-й пол. 19 в. в Иране Бахауллой после разгрома там революционного религиозного движения бабидов. Бахаизм фактически представляет собой умеренный вариант бабизма. Бахаулла, объявленный посланником Бога, выступил с проповедью мира между всеми социальными группами и отказа от нац. границ. Позднее бахаизм получил нек-рое распространение в США и отдельных европ. странах. В России небольшие бахаистские общины созданы в Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Казани, Южно-Сахалинске и др. городах. В ряде рос. городов (Москве, Санкт-Петербурге. Краснодаре и др.) появились и группы сторонников реформированного индуистского движения Сознание Кришны (Харе Кришна), подчеркивающего духовное родство всех религий и необходимость создания в мире единой религии. Сохранились и последователи традиционных верований (разных форм шаманизма, семейно-родового и промыслового культов и др.). Они составляют большинство верующих ряда народов Сибири и Дальнего Востока: эскимосов, чукчей, коряков, нивхов, удэгейцев, негидальцев, эвенов, тофаларов, нганасанов, энцев. Значительные группы последователей традиц. верований есть также среди алтайцев, ненцев, ороков. Этих верований придерживается и небольшая часть эвенков и хантов. Традиционные верования частично сохранились также у ряда народов Поволжья и Урала: марийцев, чувашей, удмуртов. У марийцев это прежде всего т. н. чимари (чистые марийцы). Среди чувашей традиционные верования держатся прежде всего у групп, живущих за пределами респ. (в Татарстане, Самарской обл. и в др.). Особое явление представляет собой бурханизм — синкретическая религия, возникшая в 1904 у южных алтайцев. В религии сочетаются элементы алтайского шаманизма и ламаизма. Объектом почитания является бог Бурхан. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright © 2000-2009. RUSSIA.YAXY.RU |
Этнография России |