|
|
||||||||||||
|
|||||||||||||
|
Этнография России |
||||||||||||
Содержание раздела: |
АЗЕРБАЙДЖАНЦЫАЗЕРБАЙДЖАНЦЫ, а з е р б а и д ж а н л ы л а р (самоназв.). Числ. в Российской Федерации 335,9 тыс. чел. (1989). А. — осн. нас. Азербайджана (5805,0 тыс. чел.). Живут также в Иране (10 млн. чел.), на Украине — 37,0 тыс., в Узбекистане — 44,4 тыс., Киргизии — 15,8 тыс., Казахстане — 90,1 тыс., Грузии — 307,6 тыс., Туркмении — 33,4 тыс., до недавнего времени в Армении — 84,9 тыс., незначит. число в Афганистане, Ираке, Турции. Общая числ. ок. 17 млн. чел. Субэтнич. группы А.: айрумы, афшары, карапапахи, падары, шахсевены и др. Язык тюркский, есть диалектные группы: вост., зап., сев., юж. Письменность на основе рус. графики. В 1991 в Азербайджане перешли к лат. алфавиту, яз. назван тюркским. Верующие — мусульмане, в основном шииты, сунниты (гл. обр. на С. Азербайджана).
В этногенезе А. участвовало нас. древних гос-в Маны (1-я пол. 1-го тыс. до н. э.), Албании Кавказской (2-я пол. 1-го тыс. до н. э. — 10 в. н. э.), Мидии, Атропатены (4 в. до н. э. — 7 в. н. э.): алоаны, гаргары, утии, каспии, леги, говорившие на кавказских яз., — на С. и ираноязычные куртии, маннеи, мидяне — на Ю. Атропатена после араб, завоевания в 7 в. наз. Адербайджан (араб.), Адербадаган (перс.; совр. назв. — Азербайджан). Под властью Араб, халифата были объединены Сев. и Юж. Азербайджан; началось распространение ислама. С местным нас. смешивались, особенно с нач. 1-го тыс. н. э., пришлые, гл. обр. тюркоязычные народы (гунны, хазары и др.). В основном процесс тюркизации происходил в 11—14 вв., что было связано с вторжением тюрок-огузов (сельджуков) и монголо-татар. В 11—13 вв. в осн. завершилось формирование азерб. этноса. К этому времени относится смена коренных языков — иранского азери (на Ю., терр. Атропатены) и кавказского аранского (на С., терр. Албании) тюркским. К сер. 18 в. на терр. Азербайджана существовало св. 15 феод, гос-в — ханств (крупнейшие — Кубинское, Шекинское, Ширванское, Бакинское, Карабахское), подчинявшихся Ирану. Присоединение Сев. Азербайджана к России в 1-й трети 19 в. (по Гюлистанскому 1813 и Туркманчайскому 1828 договорам России с Ираном) способствовало вовлечению А. в русло капиталистич. развития. В сер. 19 в. оформился совр. литературный язык на базе бакинско-шемахинского диалекта и староазербайджанского языка; письменные памятники на староазербайджанском яз. относятся к 13—19 вв. До 30-х гг. 20 в. в офиц. рус. документах А. наз. закавказскими (адербайджанскими) тюрками, татарами. После провозглашения Азерб. ССР (апр. 1920; с 1990 — Азербайджанская Респ.) происходила дальнейшая консолидация А. В 1929 азерб. письменность была переведена с араб, на лат. графику, в 1939 — на русскую.
Традиц. занятия сел. населения — выращивание зерновых, хлопководство, садоводство, виноградарство, шелководство, возделывание технич. культур, отгонное овцеводство, разведение кр. рог. скота. Осн. традиц. с.-х. орудия — серп с зубцами (чин) или без зубцов (ораг), коса (ке енти, дерьяз), соха, вилы (яб, шана). Традиц. ремесла — ковроткачество, златокузнечное и ювелирное производства, выделка кованой медной утвари, гончарство, обработка дерева и камня, шерстяное, шёлковое и бумажное ткачество, валяние шерсти, выделка кожи, плетение циновок, изготовление тесьмы (бафта), узорчатых поясов (туманбагы), шнурков и позументов, вязание носков (джорабы) и др.
Традиц. сел. поселения А. в предгорьях и на равнине имеют преим. разбросанную планировку, в горах террасообразные, плотно застроены каменными домами с плоскими крышами. Традиц. архитектура придает городам неповторимый облик: средневековые крепостные сооружения и башни-замки на п-ове Апшерон, дворец ширванша-хов, Девичья башня в Баку, дворец шекинских ханов в Нухе, многочисл. бани, караван-сараи, мавзолеи и др. В горных и ряде низменных районов были распространены карадам — деревянно-земляные жилища со ступенчато-пирамидальным перекрытием, дома с деревянными куполообразными перекрытиями, саманные постройки с плоскими земляными крышами, среди кочевого и полукочевого населения — войлочные юрты алачыг и др. Традиц. костюм у женщин — короткая (до бедер) рубашка, такой же короткий архалук (род кофты с вырезом на груди), широкие шальвары, юбка, головной платок или шапочка, чадра, джорабы, туфли; у мужчин — рубаха, архалук, пояс, чуха (длинная верхняя одежда со сборками у талии), шальвары, джорабы, кожаные туфли, папаха. Традиц. пища отличается разнообразием молочных, мясных, мучных и овощных блюд. Значит, место в рационе занимает хлеб из пшеничной (в горных р-нах из ячменной и просяной) муки, выпеченный на железном листе садже или в тендире. Среди мучных блюд выделяется гутаб — род пирожков с мясом или зеленью, среди мясных — говурма, басдырма, люля-кебаб, долма. Распространены блюда из риса (насчитывается св. 50 видов плова). Употребляют кислое и свежее молоко, сыр из овечьего молока, творог, масло, овощи, зелень, фрукты, сласти. Распространенные напитки — чай, щербет, айран.
Азерб. фольклор по своему характеру и сюжетам во многом близок нар. творчеству народов Кавказа, Передней и Ср. Азии. Шир. распространены сказки — волшебные, бытовые, о животных и др.; любовно-романтич. и лирико-эпич. сказания о героях, исполняемые под музыку, — дастаны, наиб, известные — эпосы «Китаби Деде Коркуд», «Кёр-оглы», романтические «Асли и Керим», «Лшик Гариб». Песенное творчество включает лирич. (любовные, детские, колыбельные), обрядовые (обручальные, свадебные, культовые) песни, распространены частушки (гошмалар). Популярны танцы. Особое место в жизни А. занимали ашуги — нар. певцы, поэты и музыканты, исполнявшие дастаны и собств. соч. Популярны рассказы и анекдоты, связанные с именем Моллы Насреддина. Характерны театрализованные представления: килим арасы («в середине ковра»), марал оюнлу («оленья игра») и др. Развита муз. культура. К древней музыке Востока восходят мугамы — круп, вокально-инструментальные произв. Из муз. инструментов особенно распространены саз, тар, кеманча, балабан, зурна, бубен, тутек. Сохраняются пережитки доисламских мифологич. представлений: обряды вызывания дождя и солнца, вера в магич. силу воды, камней, деревьев, охранит, силу железа и золота, хлеба, использование разл. оберегов от сглаза (бусы, опр. виды растений, раковины и т. п.) и др. Торжественно отмечается древний праздник Нового года — Новруз-байрам (21—22 марта). Из мусульм. праздников особенно чтимы окончание поста — ураза-байрам и праздник жертвоприношения — курбан-байрам.
На терр. России А. преим. проживают в Дагестане (75,5 тыс. чел.), Москве (20,7 тыс.), Тюменской обл. (19,5 тыс.), Санкт-Петербурге (11,8 тыс.), Краснодарском (10,3 тыс.) и Ставропольском (10,2 тыс.) краях, Саратовской обл. (10,6 тыс.), Ростовской обл. (10,2 тыс.). 70,7% А. — гор. жители. Сел. жители преобладают в Дагестане и Краснодарском крае. Азерб. яз. считают родным 70,0% А. России, свободно владеют русским или считают его родным 82,1%. Языком общения в большинстве семей в круп, городах, особ, в Москве, является русский. Имеется много нац.-смешанных браков, преим. с русскими. Как правило, число мужчин превышает число женщин, особенно в Тюменской обл., где А. работают на нефтяных разработках. Компактно А. проживают в Дагестане, где они появились, по-видимому, в позднем средневековье: в Дербентском (ок. 58% всего нас.), Табасаранском (17%), Рутульском (ок. 5%), Кизлярском (св. 2%) р-нах. На С. Дербентского р-на выделяется этнич. группа терекеме, говорящая на особом диалекте азерб. яз. Св. половины А. Дагестана—сел. жители, среди горожан (кроме г. Дербент, где значительно азерб. нас.) они составляют менее 5%. Существует тенденция увеличения числа гор. жителей, в т. ч. за счет миграции А. из сел. местности. Культура и быт дагестанских А., генетически связанные с Азербайджаном, испытывают влияние соседних народов: лезгин, даргинцев, табасаранцев. Не менее сильно влияние А. на эти народы. Осн. традиц. занятия живущих в сел. местности А. (А. Дагестана и частично Краснодарского края) — земледелие и скот-во. Важнейшие зерновые культуры — пшеница, ячмень, рис, меньше возделывают кукурузу, просо. Преобладают озимые посевы. Издавна сооружались оросит, каналы, существовали водораспределит. и водорегулирующие устройства типа щитов (бенд, арх баши), строгая система распределения воды по селениям. Для ведения с.-х. работ объединялись в супряги — ортаг. Осн. с.-х. орудия: тяжёлый деревянный плуг, влекомый 3—4 парами буйволов (котан), лёгкий плуг, в к-рый запрягали пару буйволов (хыш), деревянная борона (мала), коса (чалгы), серп с зубчатым или гладким лезвием, молотильная доска (вэл), деревянная лопата для провеивания зерна (кюрек), деревянная ступа с деревянным или каменным пестом для очистки риса (динг) и др. Зерно мололи на водяных и ручных мельницах. Выращивали огородно-бах-чевые (дыни, арбузы, тыквы, огурцы, фасоль) и садовые (персики, абрикосы, груши, яблоки) культуры, виноград, из технич. культур — марену (бояг), из корней к-рой получают краситель. Марена имела товарное значение, под нее отводили большие площади. Разводили шелкопрядов для продажи коконов и готовой шелковой пряжи. Скотоводство преим. мясо-молочное: кр. рогатый скот (коровы, буйволы) и овцы. Коневодство имело второстепенное значение. Стойловое содержание кр. рог. скота зимой и на подножном корму летом сочеталось с отгонным овцеводством (летом на горные пастбища, зимой на равнину). Благополучное возвращение отар с летних пастбищ торжественно отмечалось жителями селений. Существенное значение имело птицеводство (куры, гуси, утки), были распространены пчеловодство, охота. Из дом. промыслов наиб, развитие получили обработка шерсти, кожи, шелка. Из шкур выделывали шубы, папахи, обувь. Женщины ткали ковры. Осн. элементы орнамента — ромбы, квадраты, розетки, часто встречается стилизованное изображение миндаля (бута), реже — животных и птиц. Существовало строгое половое разделение труда: женщины ухаживали за детьми, выполняли дом. работы, пололи огород, занимались шелководством, доили коров и буйволиц, перерабатывали молоко; мужчины занимались земледельч. работами, обмолотом, заготовкой топлива, ухаживали за скотом, обрабатывали шкуры, на пастбищах доили овец. Ныне А. Дагестана заняты в механи-зир. с. х-ве, пром-сти, сформировалась нац. интеллигенция. В прошлом у А. наряду с малыми, ныне преобладающими, были распространены большие семьи (беюк кулфат). Сохраняется традиция предпочтения родственных браков, в опр. мере — традиции ранних браков, многодетность. Счет родства ведется по отцовской линии. Сел. поселения (кенд) на склонах гор имеют кучевую, в долинах — разбросанную планировку, разбиты на кварталы — магалы, в прошлом преим. по родств. признаку. Каждый магал имеет назв., к-рое чаще всего восходит к имени предка, но нередко отражает род занятий или этнич. принадлежность жителей. Центр обществ, жизни — площадь (майдан). Традиц. место общения мужчин — небольшая площадка учер, женщин — родник. Традиц. строит, материал — камень, сырцовый кирпич, саман, дерево. Дома одноэтажные, полутораэтажные (на цоколе) и двухэтажные, прямоугольные, с застекленной или открытой верандой, с глинобитной или черепичной крышей, из 2—3-х комнат. Традиц. внутр. убранство состояло из ковров, паласов, постельных принадлежностей (матрасы, одеяла, подушки), сложенных на спец. полке, медной и гончарной посуды, расставленной вдоль стен. Из мебели пользовались только табуретками, к-рые покупали у соседей-кайтагцев. Во дворе размещались хоз. постройки и навесы — для хранения с.-х. инвентаря, дров, содержания скота и птицы. Под особым навесом сооружались печь (керюк) или тендир для выпечки хлеба, а также яма для хранения зерна. Двор ограждали глухим забором из сырцового кирпича, речного камня или плетнем из орешника. В совр. домах выросло число комнат, при строит-ве используют привозные материалы, крышу покрывают шифером или железом. Пользуются совр. мебелью, посудой и утварью; сохраняются расставленная по полкам медная посуда, паласы, ковры, в опр. мере — традиция отдыха на коврах, расстеленных на полу. Традиц. муж. костюм включал нательную рубаху (кейнек), штаны (иштан, шалвар), бешмет в талию, с узкими рукавами (дон), черкеску (чуха), зимой — овчинную шубу (кюрк). Муж. одежду шили из бязи, сатина, миткаля, тафты, домотканого сукна (шал). Головной убор — расширяющаяся кверху овчинная папаха, поверх к-рой при необходимости надевали башлык. Обувь кожаная: сшитые из прямоугольного куска чарыхи, надевавшиеся на вязаные носки — джорабы, башмаки, галоши, мягкие сафьяновые сапоги. Осн. украшение — кожаный ремень с медными или серебряными пластинами, к к-рому прикреплялся кинжал. Его носили все мужчины по достижении совершеннолетия. Черкеска украшалась газырями. Жен. одежда состояла из длинной нательной рубахи (кейнек), длинных штанов" с шир. или узкими штанинами (иштан туман), длинного распашного платья (дон) и короткого кафтана (архалук), шилась из ситца, шелка, парчи, тафты, бархата и др. Головной убор — чутка (подобие чепца, куда убирали волосы), поверх нее — платок (калагай); чадру носили только дербентские женщины. Обувь — сафьяновые глубокие чувяки, кожаные галоши, сапоги, башмаки, яркие вязаные носки (джорабы). Одежду украшали ажурной тесьмой, галунами, серебряными пряжками и пуговицами и т. д. Широко распространены серьги, браслеты, кольца из золота и серебра, бусы из кораллов, янтаря, сердолика и др., серебряные пояса с массивной фигурной пряжкой. В традиц. рацион питания входят мясные, молочные, мучные, овощные блюда, много зелени, фрукты. Мясные блюда готовят в осн. из баранины, говядины и телятины. Молоко употребляют гл. обр. в переработанном виде: кислое (гатых), сметану, творог, масло, сыр (шор, пендир). Летом и осенью едят преим. свежие овощи, фрукты, молочные продукты, зимой — вяленое мясо, сыр, сухофрукты. Употребляют много хлеба, гл. обр. из пшеницы, преим. из заквашенного, реже из пресного теста. Популярны хинкал, плов неск. видов (с мясом, сухофруктами), долма, довга, из сластей — халва разных видов и пахлава, из напитков — айран, черный чай. Совр. кухня сохраняет традиционность, но включает также борщи, супы, «европ.» пироги, покупные сласти. На свадьбах мужчины в небольших количествах употребляют алкогольные напитки. Из числа А. России вышли многие выдающиеся деятели культуры и науки: поэты Баят Аббас (16 в.), Месхуме Дербенди (17 в.), Фатали Великентский (18 в.), поэтесса Зернигар Ханум (18 в.), востоковед Казем-бек (1802—70), в наши дни — композитор А. Мирзоев, художник Т. Салахов, писатель Ч. Гусейнов и др. В последние годы наблюдается рост нац. самосознания российских А. В ряде городов созданы азерб. культурные об-ва: «Оджаг» (Москва), «Азери» (Томск, Казань), «Булаг» (Пермь) и др. В Москве издается газ. «Зия» на рус. и азерб. яз. В 1991 создана Азерб. гражд. ассамблея России, координирующая деятельность этих рб-в. Н. Д. Пчелинцева (Москва). |
||||||||||||
|
|||||||||||||
Copyright © 2000-2009. RUSSIA.YAXY.RU |
Этнография России |