|
|
||||||||||
|
|||||||||||
|
Этнография России |
||||||||||
Содержание раздела: |
КАЛМЫКИКАЛМЫКИ, хальмг (самоназв., по-видимому, от тюрк, термина, букв. — «остаток», обозначающего ойрагов, не принявших ислам; есть и др. версии; в рус. офиц. документах этноним К. появился с кон. 16 в., с кон. 18 в. им стали пользоваться сами К.). Численность в Российской Федерации 165,8 тыс. чел., осн. население Калмыкии (146,3 тыс. чел.). Живут также в Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Оренбургской обл., Ставропольском крае, Сибири; небольшие группы в Ср. Азии, на Кавказе, в США (ок. 2 тыс. чел.), во Франции (ок. 1 тыс.), в Швейцарии, Германии и др. (по неск. семей). Общая числ. св. 177 тыс. чел. Говорят на калмыцком яз. Письменность с 1925 на основе рус. алфавита, ранее пользовались общеойратской, т. н. старокалмыцкой, письменностью тодо бичиг. Верующие — буддисты (ламаизм, школа гелугпа), часть — православные. Предки К. — зап. монголы ойраты. До 12 в. памятники, относящиеся к формированию этой народности, локализуются в осн. в Прибайкалье и верховьях Енисея. В 12—13 вв. ойраты перемещаются на терр. совр. Зап. Монголии и примыкающие к ней р-ны Алтая и Средней Азии. С нач. 13 в. судьба ойратов тесно переплелась с судьбой остальных монг. племён и родов, объединившихся под властью Чингисхана. В кон. 14 в. ослабленная внутр. раздорами Монгольская империя стала терять одну за др. завоёванные терр. Период феод. раздробленности открыли ойратские князья, они первыми противопоставили себя власти Великого монг. хана и в течение 15—16 вв. воевали: с одной стороны — с Вост. Монголией за сохранение своей независимости от центр, власти, с др. стороны — с Китаем и с тюрк, ханствами Средней Азии за расширение пастбищ и рынки сбыта. К кон. 16 — нач. 17 вв. ойраты, теснимые одновременно Алтынханами Халха-Монголии, казах, ханами и турфанскими султанами, ослабли в этой борьбе. Начались разногласия в среде ойратских нойонов и тайшей (правители улусов), отказывавшихся подчиняться потерявшему значит, часть войска контайше.
В этот период у части нойонов и тайшей возникла идея прекращения кровопролитных, чреватых потерей независимости войн и откочёвки на новые земли. После неск. пробных переговоров посольство дербетских тайшей в 1608 было принято рус. царём Василием Шуйским и в ответ на их просьбу о принятии рус. подданства, выделении мест для кочевания и защиты от ханов Казахского и Ногайского получило полное согласие. Первая шерть (присяга на верность) была принесена в 1607 неск. дербетскими тайшами. Процесс добровольного вхождения К. в Россию был завершён шертью 1657, данной всеми тайшами одновременно, впервые открыто провозгласившей «вечное подданство и послушание» рус. царю и обязательство служить в рус. армии по его призыву. Первоначально для кочевания К. были выделены земли по Иртышу, Оми и Ишиму (терр. нынешних Омской и Тюменской областей). Однако здесь столкнулись интересы К. и сиб. татар, претендовавших на местные пастбища, и К. двинулись на 3., пока не осели в низовьях Волги на ныне занимаемой ими терр. Адм. оформление пребывания Калмыкии в составе России за более чем 300-летнюю её историю неоднократно менялось. С 1664 по 1771 существовало Калмыцкое ханство во гл. с ханом, а позднее наместником, признававшее над собою власть рус. царя, сражавшееся в рядах рус. армии, но пользовавшееся относительной автономией в решении своих внутр. дел и правом на самостоятельные внеш. сношения. По прибл. подсчётам, числ. К., принявших рус. подданство, была 270 тыс. чел. Среди них были дербеты, торгоуты, хошеуты, хойты, чоросы.
Впервые эти назв. встречаются в монг. хронике «Сокровенное сказание» (1240), вероятно, восходят к наименованиям войсковых частей и подразделений в армии Чингисхана: торгоуты — дневная стража монг. ханов, охрана ставки, дворца; хошеуты — передовая часть войска, острие, клюв, авангард; дербеты — построенные по четыре в каре; чоросы — одиночный отряд; хойт — задняя часть войска, арьергард. Будучи в основе своей искусственными образованиями, они превратились вначале в довольно чёткие социальные группы с наследств, обязанностями и привилегиями, а по прошествии мн. поколений приобрели определённую этнич. и языковую специфику. Ко времени прихода в Россию это были этносы со значит, имуществ. и социальным расслоением. Этнич. принцип в создании калмыцких улусов в России в какой-то степени способствовал их сохранению. Специфика «малых этносов» сохраняется и сейчас, обозначается термином «улу-сизм» и проявляется в быту, полит, жизни не только у российских, но и у зарубежных К. В 1771 часть калмыцких тайшей, недовольная всё усиливавшимся гнётом со стороны пр-ва России, ушла в Джунгарию, уведя с собой ок. 125 тыс. К. Большая часть их погибла в пути. Калмыцкое ханство было ликвидировано, его терр. включена в Астраханскую губ., ею управляла экспедиция калмыцких дел при канцелярии астрахан. губернатора.
Оставшиеся в составе России 9 калмыцких улусов (6 торгоутских, 2 дербетских, 1 хошеутовский) управлялись каждый собственным тайшой, при к-ром имелся рус. пристав. Каждый из улусов делился на неск. аймаков, во гл. к-рых стояли зайсанги (должностные лица из числа К.), каждый аймак делился на хотоны. Улусы, аймаки и хотоны были этнотеррито-риальными образованиями. С 1825 по 1847 власти провели ещё ряд реформ, вследствие к-рых появилась должность Главного попечителя калмыцкого народа, канцелярия к-рого находилась при астрахан. губернаторе. Ему подчинялись попечители отд. улусов; с правителями улусов — тайшами и нойонами считались лишь формально. Реформы запретили дробление улусов между сыновьями их правителей (наследовать владение мог только старший сын), регламентировали торг, и экон. связи, ограничивали число монастырей и лам и превратили Калмыкию в рядовую окраинную колонию Рос. империи. В кон. 19 в. в Калмыкии стали развиваться капиталистич. отношения. В 1892 здесь были отменены крепостное право, зависимость рядовых скотоводов от тайшей, нойонов и зайсангов. Октябрьская революция 1917 и последовавшая за ней гражд. война разделили К. на 2 враждующих лагеря: часть приняла революцию и новый строй, др. (особенно К. Области Войска Донского) оказалась в рядах Белой Армии и после её разгрома ушла в эмиграцию. Их потомки ныне живут в США, Франции и др. странах Европы.
В 1920 была образована Калм. АО, в 1935 преобразована в Калм. АССР. В 1943 К., как и ряд др. народов СССР, подверглись насильственной депортации в р-ны Сибири, Ср. Азии, Казахстана, Алтая, продлившейся более 13 лет. Её следствие — гибель более V3 части народа, утрата мн. элементов и черт материальной и духовной культуры (языка, религии, нац. школы будд, иконографии, изделий нар. творчества). В 1957—58 автономия была восстановлена, значит, часть К. возвратилась из р-нов выселения на прежние места проживания. Полит., экон., психологич. последствия депортации до сих пор тяготеют над К. В 1990 Калм. АССР объявила о своём суверенитете, с 1992 она наз. Калм. Республика — Хальмг Тангч. Принят ряд важных законов: о гражданстве, о земле, о языке, об учреждении поста Президента Калм. Республики, о частичном возмещении ущерба калм. народу в связи с насильственным выселением в 1943—44 и др. Основу традиц. экономики составляло кочевое скотоводство (преобладали овцы, лошади — их количество зависело от потребностей армии; кр. рог. скот, козы, верблюды). В сер. 19 в. с возникновением стационарных посёлков К. начали разводить свиней. Рыболовство и земледелие были известны ещё ойратам. Поселившиеся в прибрежных р-нах Волги и Каспия торгоуты и хошеуты занимались ловлей рыбы. Со 2-й четв. 19 в. разорившиеся К. стали переходить к оседлому земледелию или заниматься батрачеством. На землях Калмыкии сеяли рожь, пшеницу, просо, гречиху, овес, техн. культуры (горчицу, табак, лён), с сер. 19 в. — персики, виноград, орехи (знаменитые сады нойона Тюменя), с нач. 20 в. — бахчеводство и огородничество, затем заливное рисосеяние на Сарпинской низменности. Были развиты худ. ремёсла — вышивка (особые многоцветные швы на жен. одежде), обработка металла (чеканка и гравировка металлич. частей седла, уздечки, футляров и рукояток ножей, курительных трубок, прикладов ружей, браслетов, серёг), тиснение по коже, резьба по дереву (мебель, архит. детали домов знатных К.). Основа совр. х-ва — паст-бищно-отгонное скотоводство, сочетающееся с промысловым рыболовством, земледелием и пром-стью по обработке с.-х. продукции. Развивается многоотраслевая пром-сть. Традиц. поселение имело круговую планировку — наиболее удобную с точки зрения обороны при кочевом образе жизни. В центр круга загоняли на ночь скот, там же хранили имущество, проводили обществ, сходки. К моменту прихода в Россию К. сохранили патронимич. орг-цию, объединявшую неск. семей. Селились хотонами — семейно-родственными поселениями. Женатые дети ставили свои кибитки недалеко от кибитки отца. С нач. 19 в. появились стационарные посёлки с линейной планировкой. Известны три типа традиц. жилища: кибитка, землянка и полуземлянка. Кибитка — это юрта монг. образца. Первоначально она устанавливалась на 4-колёсной повозке и так передвигалась во время кочевки. Со временем повозка исчезла, но термин «кибитка» сохранился. Землянки и полуземлянки — жилища бедноты, со стенами из сырцовых или нарезанных из дёрна кирпичей, глиняной или дерновой крышей. Вход с юж. стороны, сев. часть — почётная (для гостей, с домашним алтарём); правая сторона жилища (если стать лицом на Ю.) — муж., левая — жен. В кон. 19 в. у калмыцких богачей и аристократии появились строения рус. типа: деревянные, украшенные резьбой по дереву — в прикаспийских р-нах, кирпичные — в зап. В совр. сел. Калмыкии преобладают типовые двух-трёхквартирные дома, каждая квартира имеет две-три комнаты, обязательна веранда. Для рабочих посёлков более типичны 2- и 3-этажные дома на 4, 8, 12 квартир. В городах — типовые многоэтажные дома. Муж. одежда — приталенный кафтан, рубаха, штаны, мягкие кожаные сапоги с войлочным чулком-вкладышем для зимы и холщовыми портянками для лета. Жен. одежда — длинное до пят платье с безрукавкой, под ними длинная рубаха и штаны, сапожки. Особое значение придавалось жен. вышитым и муж. наборным металлич. поясам, служившим показателем знатности и благосостояния их владельцев. Разнообразны головные уборы мужчин и женщин в зависимости от сезона, состоятельности семьи и т. д. Парадный головной убор с красной шёлковой кистью (отсюда прозвище К. среди соседних народов «крас-нокисточные»). Жен. украшения — серьги, заколки, шпильки, кольца из золота, серебра, кости, драгоценных и полудрагоценных камней; у мужчин — серьга в левом ухе, кольцо на безымянном пальце, браслет, игравший роль амулета. Традиц. причёска мужчин и женщин — косы: у мужчин — одна на затылке, у девушек — одна на спине, у женщин — две, по обе стороны груди, на них — чёрные полые накосники с серебряными подвесками. Основа питания — мясо и молоко. Предпочитаемое мясо — баранина, говядина, менее употребительны конина, верблюжатина, свинина, дичь. Мясные блюда: бульон с мясом, приправленный сырым репчатым луком; мясо, запечённое в закрытой посуде (в прошлом — туша, запекавшаяся в течение суток без доступа воздуха в яме, присыпанной землёй, на к-рой разводили огонь); лапша с мясом и луком; пельмени; мелко нарезанные внутренности барана. Молочные продукты — сыр, творог, сметана, масло, пенки, кумыс из кобыльего молока, молочный квас и кислый напиток из коровьего молока. Повседневный напиток — чай (джомба) с молоком, маслом, солью и специями, из к-рых особенно ценился мускатный орех. Мучные изделия — пресные лепёшки, сваренные в бараньем жиру кусочки теста (борцоги), позднее — заимствованные от русских и украинцев оладьи и баранки. Семьи К. 17 в. (времени прихода в Россию) представляли собой большие патронимии. Традиции семейно-родственных поселений были сохранены ими и на новой родине. Малая семья состояла из мужа, жены и детей. Нередко с семьёй сына жили мать или оба престарелых родителя. Иногда с семьёй отца или брата жили незамужние женщины. Калм. семьи были многодетны (10 и более детей), но при высокой смертности выживало не более 3—4 детей. Взрослые дети, как правило, жили отдельно от родителей: девушек выдавали замуж вне своего хотона, но предпочтительно в своём аймаке, а сыновьям ко дню женитьбы готовили отд. кибитку. Брак был предметом сговора и между родителями будущей пары. Предстоящее бракосочетание обсуждалось в кругу близких родственников, к-рые не только присутствовали при бракосочетании, но и участвовали в расходах для «всего, что требует обычай». Калыма, т. е. освящённого обычаем фиксированного выкупа за невесту, не было. В зависимости от достатка семьи жениха значит, ценность могли иметь подарки, к-рые преподносятся семьёй жениха невесте и нек-рым её близким. Устройство кибитки для молодых также стоило немалых средств. Эти расходы семьи делили почти поровну: семья жениха готовила само жильё, семья невесты готовила внутр. убранство и предметы обихода. Значит, для обеих семей были затраты на устройство свадебных пиршеств. Если семья бедняка не в силах была устроить пир на должном уровне, по договорённости между семьями и самими брачующимися имитировалось похищение невесты. Обряду бракосочетания предшествовал сговор, проходивший в три этапа: предварит, сватовство, повторное обсуждение и формальный сговор. Каждый приход сватов выливался в своеобразный праздник, гл. частью к-рого была обрядовая трапеза. Сваты по традиции должны были принести с собой борт-хо — большую кожаную флягу молочной водки, минимум одну тушу барана и меру борцогов (эта традиция не всегда соблюдалась). Свадебная обрядность проходила в значит, мере под надзором и руководством священнослужителей. Зурхачи (астролог) определял по гороскопам, благоприятен ли будет брак новой пары, и назначал счастливый день и час для гл. обряда. Полный цикл обрядов занимал три и более дня. Осн. жанры фольклора: протяжные песни, благопожелания, изречения, сказки, пословицы, поговорки, героич. эпос «Джангар», исполняемый сказите-лями-джангарчи; в 1990 К. отметили 550-летие этого памятника. Наиб, известные деятели нац. культуры: Зая Пандита — создатель калм. письменности тодо бичиг (17 в.); Батыр Убаши — Тюмень, автор «Сказания о дербеной-ратах» (19 в.); А. Амур-Санан, автор первого романа-хроники нач. 20 в. «Мудрешкин сын»; поэты С. Каляев, К. Эредженов, Д. Кугультинов; прозаики М. Басангов, Т. Бембеев, А. Бадмаев, Л. Инджиев, худ. И. Нусхаев, Г. Рокчин-ский, К. Ольдаев и др. Ещё в 13 в. предки К. ойраты познакомились с буддизмом. В 16 в. его сев. ветвь — ламаизм стал нац. религией монголов и отколовшихся от них К. Калмыки-ламаисты поддерживали прямую связь с Тибетом, где находился верх, иерарх всех ламаистов далай-лама. Группы К., к-рые с кон. 17 в. стали откалываться от их осн. массива, селиться на Дону, Урале, Украине, принимали православие. Царское пр-во поощряло христианизацию К. налоговыми льготами, защитой от поборов со стороны знати. По отношению к ламаистскому духовенству царское пр-во проводило политику ограничения его числ., но вместе с тем организовывало репрессии против сохранявшихся различных народных верований: шаманства, фетишизма, культа огня и домашнего очага. К 1917 в Калмыкии действовали 92 хурула (монастырь, храм) и 3 духовные академии. К 1936 осталось 13 хурулов; в дек. 1943, когда началась депортация К., не было ни одного. После 1957 К. предпринимали безуспешные попытки возродить будд, общину. Сдвиги начались с конца 80-х годов, совпав по времени с оживлением и возрождением всех конфессий на терр. СССР. В 1989 в Элисте была зарегистрирована будд, община, открылся молитвенный дом. К кон. 1992 их стало 5 (в т. ч. у К. Астрахан. обл.). Планируется стр-во неск. хурулов, реставрация единственного уцелевшего в ходе общего разгрома Хошеутовского хурула, находящегося на терр. Астрахан. обл. Дважды (1991, 1992) у К. побывал далай-лама XIV, восстановлено прямое подчинение калм. общины администрации далай-ламы, минуя находящееся в Бурятии Центр, духовное управление буддистов России. Постепенно исчезает из обращения термин «ламаизм», заменяемый «буддизмом» (общий процесс для будд. терр. России и Монголии), подчёркивается не специфика центр.-азиатской формы буддизма, а конфессиональное единство всего будд. мира. В Элисте открыт Ин-т возрождения калм. языка и буддизма, начал выходить журнал «Мандала», посвящённый истории буддизма в целом и его калм. разновидности. Одновременно возрождаются нац. праздники Цагалган, Урюс Сар, интерес к изучению калм. яз. и традиц. культуре, готовятся нац. кадры воспитателей дет. садов, преподавателей начальных школ, лицеев и вузов. К 1993 в Калмыкии действовало более 10 политических партий, ассоциаций и обществ, движений, из к-рых наиб, активны Движение калмыцкого народа, Союз казаков Калмыкии, Молодежная буддийская ассоциация Калмыкии. В 1992 прошли Съезд калмыцкого народа и Съезд народов Калмыкии, принявшие решения о политич., экономич., нац. возрождении как республики в целом, так и каждого живущего на её земле народа. С 1990 наладились контакты с заруб. К., принимающими активное участие в нац. возрождении. |
||||||||||
|
|||||||||||
Copyright © 2000-2009. RUSSIA.YAXY.RU |
Этнография России |