Россия | Великая страна

Этнография России

История России

География России

Этнография России

Российский фольклор


Этнография России


 

Содержание раздела:

КОМИ

КОМИ (самоназв.), коми морт ("коми человек"), коми войтыр ("коми народ"), зыряне (устар. рус. назв.). Численность в Российской Федерации 336,3 тыс., коренное нас. Коми (291,5 тыс.), живут также в Архангельской, Свердловской, Мурманской, Омской, Тюменской областях, Ненецком, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском АО. Общая числ. в быв. СССР 344,5 тыс. чел. Родственны коми-пермякам и удмуртам. Осн. этнографич. группы: верхневычегодцы, вымичи, ижемцы, печорцы, прилузцы, сысольцы, удорцы. Говорят на коми (-зырянском) яз. Диалекты: верхневычегодский, верхнесы-сольский, вымский, ижемский, лузско-летский, нижневычегодский, печорский, присыктывкарский, среднесы-сольский, удорский. Письменность на основе рус. алфавита. Ббльшая часть верующих К. - православные, есть старообрядцы.

Девушка.

Непосредственные предки К. - этно-территориальные группы (племена) перми вычегодской сформировались в 10-14 вв. на основе местных охот-ничье-рыболовецких племён в результате активного взаимодействия с пермскими (древнекоми) переселенч. группами с терр. верхнего Прикамья. В формировании К. приняли участие мн. соседние народы (вепсы, древние марийцы, предки обских угров, вост. славяне и др.). Культура перми вычегодской представляла собой результат взаимодействия и слияния разл. культур. Х-во было комплексным: охота, рыболовство, скотоводство и подсечноогневое земледелие. Под влиянием зап. соседей с.-х. отрасли получили дальнейшее развитие, с 12 в. распространилось пашенное земледелие. Археол. памятники перми вычегодской известны по ср. и ниж. Вычегде, в бассейнах pp. Вымь, Вашка, Луза. Этноним п е р м ь впервые упоминается в вводной части наиб, раннего из дошедших до нас. др.-рус. летописных сводов - "Повести временных лет" (нач. 12 в.). Этимологизируется из прибалт.-фин. термина pera-maa ("задняя земля", Заволочье).

В кон. 14 в. К. были христианизированы. Миссионер Стефан Пермский (ок. 1345-96) начал просветительскую деятельность среди К. в 1379, в 1383 он стал 1-м епископом новой Пермской епархии с центром в с. Усть-Вымь, на оригин. графич. основе составил коми алфавит и перевел на др.-коми яз. ряд церковных текстов. Широкого распространения созданная Стефаном Пермским письменность не получила и впоследствии была почти полностью утрачена. В дошедших до нас памятниках др.-пермской письменности содержится в общей сложности ок. 225 слов связного текста.

После присоединения Великого Новгорода к Москве (1478) земли перми вычегодской вошли в состав Рус. гос-ва, была произведена перепись вычегодско-вымских земель (1481) и назначены "государевы дани" (1485). В 16-17 вв. происходило изменение границ расселения К. Заселяются верховья pp. Мезени и Вычегды, К. появляются в бассейне р. Ижма, на верх, и ниж. Печоре. Происходит сложение большинства осн. этнографич. групп К. (вымичей, сысольцев, прилузцев, удорцев). В 17-18 вв. в результате дальнейшего расселения К. формируются этнографич. группы верхневычегодцев, ижемцев и печорцев. Оформляется вост. граница этнич. терр. К. вдоль Уральского хреб та. Идёт активный процесс формирова ния К. как этноса. Расширение этнич. терр. на С. продолжалось вплоть до кон. 19 в., но чёткой этнич. границы не сло жилось. Сев. К. (ижемские оленеводы) стали частично обитать совместно с ненцами на одной терр. Культурно- истор. специфика этнографич. групп К. складывалась преим. под влиянием природно-географич. факторов, определ. роль играли этнокультурные контакты с соседними народами. Осн. занятиями у юж. групп (прилузцев, сысольцев) были земледелие и животноводство, у более сев. групп удорцев, верхневычегодцев и печорцев существ, значение имели также рыболовство и охота, а у ижемцев присваивающие промыслы и оленевод ство уже доминировали над с. х-вом.

В 19 в. числ. К. значит, возросла, за перв. пол. столетия нас. увеличилось почти в два раза и составляло к сер. века ок. 125 тыс. чел. Увеличился отток нас. за пределы осн. этнич. терр. В кон 19 в. числ. К. достигла уже 153,6 тыс. чел., ок. 17 тыс. из них проживало вне Коми края (1897). На терр. Сибири и европ. Севера в р-нах компактного расселения К. образовалось неск. очагов формирования переселенч. групп. В настоящее время наиб. кр. из них, сохраняющими способность к демографич. и этнокультурному самовоспроизводству, являются Кольские и обские К.

Фольклорный ансамбль из Усть-Цильмы.

В 1921 была образована Автономная область Коми (к-рая в 1936 преобразована в Коми АССР, с 1991 Коми ССР, с 1992 Республика Коми). Были созданы условия для завершения консолидации народа коми. В августе 1918 было принято решение о создании нац. школы. В основу лит. яз. положен при-устьсысольский (присыктывкарский) говор. Утверждён оригин. алфавит коми яз., составленный В. А. Молодцовым. Достаточно многочисл. лит-pa на коми яз., издаваемая ранее (в 19 в. было опубликовано более 100 переводов и оригин. книг), печаталась на основе рус. алфавита, без единых принципов письма. Несмотря на существ, недостатки, молодцовский алфавит сыграл большую роль в создании единых норм коми лит. яз. На короткий срок (1932-35) письменность К. переводили на лат. графич. основу. В кон. 30-х гг. был принят совр. алфавит на рус. основе. В 20-30-е гг. были заложены основы проф. нац. культуры К., положено начало развитию нац. лит-ры, театра, изобразит, и муз. иск-ва. В то же время именно в эти годы, особенно интенсивно в ходе колхозного стр-ва, происходило разрушение традиц. уклада жизни К., а традиц. культура понесла во мн. невосполнимые потери.

По площади Республика Коми одно из самых больших нац.-гос. образований в Российской Федерации. Плотность нас. низкая - 3,0 чел. на 1 кв. км. Общая численность населения 1261 тыс. чел., 76% проживает в городах. В 1989 К. составляли лишь 23,3% всего нас.

Традиц. х-во К. связано с экология, условиями среды обитания. В условиях сев. климата и лесных малоплодородных почв появление оседлого нас. стало возможным лишь благодаря выработанному им специфич. хоз. комплексу, включающему в себя как производящие, так и присваивающие отрасли. Для тра-диц. х-ва К. не была характерна замкнутая система жизнеобеспечения. В той или иной мере товарная продукция (прежде всего охоты) всегда использовалась для сбалансирования его отраслей. Расширение товарных связей позволило К. перейти к освоению терр., мало пригодной для земледелия, но дававшей возможности для восполнения недостатка с.-х. продукции за счет др. отраслей. Наличие значит, резервной терр., пригодной к освоению, позволило К. сохранить традиц. хоз. комплекс без особых деформаций вплоть до нач. 20 в., хотя в наиб, плотно заселенных р-нах юж. части Коми края он находился к этому времени уже в состоянии глубокого кризиса. Наиб, трансформация традиц. системы природопользования наблюдалась у самой сев. группы К. - ижемцев. Адаптация к новым, наименее приспособленным для традиц. хоз. комплекса экологич. условиям выразилась у них в освоении целой хозяйственной отрасли - оленеводства.

Традиции земледелия связаны у К., по археол. данным, с культурой перми вычегодской. Первоначально в 10-11 вв. оно было подсечно-огневым, с ручной обработкой земли. Переход к пашенному земледелию с использованием лошадиной тягловой силы начинается с 12 в. Деревянная соха (гор) в это время оснащается железными сошниками. С 15 в. постепенно внедрилось трехпольное земледелие. Переход от лесного перелога к двух- и трехпольной системе севооборота и от ручной обработки земли к пашенной не был единовременным процессом. Даже в 19 - нач. 20 вв. у К. применялись все три системы земледелия: трехполье, перелог и подсека. Правильный трехпольный севооборот осуществлялся преим. на давно освоенных и близлежащих участках и преобладал лишь в юж. р-нах края.

Хоровод.

Наиб, распространённой зерновой культурой был ячмень, его сеяли на солнечных склонах и на хорошо унавоженных землях. Второе место по значению занимала рожь. Овёс и пшеницу сеяли преим. в юж. р-нах в незначит. размерах. В неб. кол-вах для личных нужд высевали лён и коноплю. Огородничество было развито слабо, сажали репу, редьку, иногда капусту и лук, с кон. 19 в. картофель, к-рый в нач. 20 в. распространился повсеместно.

При обработке земли на подсеках (тыла) использовались ручные орудия - нечто среднее между топором и секирой (куштан, кокан, копушай), для заделывания семян применяли борону-суковатку (тыла-агас, пиня). Осн. пахотное орудие - соха (гор) с двумя железными ральниками. В нач. 20 в. получили распространение вятские косули и др. сохи-односторонки, плуги имели только нек-рые зажиточные крестьяне в юж. р-нах. В кон. 19 - нач. 20 вв. широко распространились бороны с железными зубьями (использовались на тяжелых почвах). Пахота у К. считалась муж. работой, боронили обычно подростки. Сеяли вручную из берестяных лукошек, преим. мужчины. Женщины производили ручную уборку зерновых, жали серпом (чарла). Сжатый хлеб связывали в снопы и складывали в суслоны, в зароды или скирды. На подсеках сжатый хлеб оставляли в снопах часто до зимы, а иногда его и молотили там. В сев. р-нах, где зерновые часто не дозревали, их развешивали в снопах на пряслах. Перед молотьбой снопы сушили в овинах (рыныш). Молотили вручную цепом (вартан) или кичигой на спец. току, устроенном на гумне. Веяли зерно при помощи спец. лопаты (зыр). Молотили зерно для личных нужд на ручных жерновах (изки), а в юж. р-нах - на водяных мельницах. Для приготовления круп в каждом х-ве имелась деревянная ступа (гыр). Хранили зерно в спец. хоз. постройках (кум, житнича). Небольшое товарное значение земледелие имело в юж. р-нах Коми края, на С. регулярно закупалась недостающая зем-ледельч. продукция.

На давние традиции скотоводства у К. указывают яз. данные, осн. его терминология в коми яз. относится к др.-иран. заимствованиям. В археол. памятниках перми вычегодской костные остатки коров, овец и свиней являются массовым материалом. В дореволюц. х-ве К. удельный вес скотоводства был особенно высок в сев. р-нах, в юж. р-нах - по pp. Сысоле и Вычегде скотоводство было побочной отраслью х-ва. Разводили преим. кр. рог. скот, овец, лошадей. Продукцию скотоводства нас. использовало в осн. для личного потребления. Продуктивность молочного скота была низкой. Наилучшим считался печорский скот. На подножном корму скот находился 4-5 месяцев, в сев. р-нах - 3-3,5 месяца. Организованного выпаса не было; пастьба была вольная, без пастухов. Овцы паслись отдельно от кр. рог. скота, тоже без присмотра. На Печоре с весны на лето скот иногда отправляли на о-ва. У нас. бассейна Вычегды практиковалось содержание скота летом в полевых хлевах, построенных на лугах в 2-10 км от поселений. Стойловое содержание скота продолжалось в среднем 7-8 месяцев. Хлев (карта) для содержания кр. рог. скота был бревенчатый холодный. Для овец, телят и коров после отела внутри хлева устраивалось более теплое помещение (гид). Кормушек не было, на подстилку использовали солому, торф или мох. Осн. кормом для лошадей и овец служило сено, коровам давали также солому. При нехватке сена скот подкармливали суррогатами - ягелем, рябиновой корой, березовыми вениками и др. Возможности интенсификации скотоводства в традиц. х-ве К. ограничивал недостаток сенокосных угодий.

Специфич. отраслью скотоводства у сев. К. (ижемцев) было оленеводство. Заниматься оленеводством ижемские К. стали не ранее кон. 17 в., по нек-рым данным, в сер. столетия. Заимствовав оленеводч. комплекс у ненцев, сев. К. внесли в него ряд усовершенствований и к кон. 19 в. по праву считались крупнейшими оленеводами европ. Севера. Из ок. 300 тыс. оленей, насчитывающихся в кон. 19 в. в Печорском у. Архангельской губ., ижемцам принадлежало не менее двух третей поголовья. Отличит, чертой ижемского оленеводства была его высокая товарность, хорошо поставленная селекционная работа, оптимальный половозрастной состав стада. Выпас производился кр. стадами (числ. ок. 2 тыс. голов) с помощью оленегонных собак и круглосуточным надзором пастухов. Оленеводч. терминология, средства передвижения (нарты и упряжь), жилище (чум), производств, одежда (малица, совик и др.) заимствованы у ненцев.

Массовое распространение, особенно у верхневычегодских, печорских и удорских К., имела охота. Пушнина издавна представляла собой осн. товарный продукт, поступающий из Коми края. Со 2-й пол. 19 в. товарное значение приобрела также добыча боровой дичи. Мясная пища имела большое значение в традиц. рационе питания. К нач. 20 в. значение промысловой охоты в крест, экономике резко упало в юж. земледельч. р-нах края, но сохранялось в сев. и вост. Промысловый сезон у К.-охотников подразделялся на два периода (осенний и весенне-зимний). В осенний период охота велась в одиночку в ближних охотничьих угодьях, на дальний зимний промысел К.-охотники отправлялись в составе артелей. Ближние угодья охотников представляли собой р-ны постоянного промысла, находящиеся в семейной собственности. Каждое угодье было оснащено промысловым жилищем (вор керка) и хоз. постройками для хранения инвентаря и добычи. Осн. объекты добычи: боровая дичь (рябчик, тетерев, глухарь, куропатка); из водоплавающих: утка, гусь; дикие копытные (лось и олень); пушные звери: белка, горностай, куница, лиса, заяц, медведь, выдра, норка. Завершалась осенняя охота к Николе зимнему (6 дек. старого стиля). На весенне-зимнюю охоту промысловики отправлялись в янв. и возвращались лишь в кон. марта.

В тундровой зоне в этот период основу промысла сев. К. составляли песец и белая куропатка. Летом, в выводковый период, охота не производилась. Исключение составляла добыча линной птицы (гусей) в тундровой зоне. Ббльшая часть К.-охотников затрачивала на промысел от 3 до 6 месяцев в течение года. Широко применялись разл. самоловные орудия: слопцы (чос), плашки (нальк), кулемки (пыльом), силки и петли (лэч), перевесы (ветос), кляпцы (кляпча), черканы (чаркан) и др. в охоте на боровую и водоплавающую дичь, зайцев, горностаев, песцов. Огнестрельное оружие появилось в кон. 17 - нач. 18 вв., с его помощью велся беличий промысел, добывались крупные животные.

Давние традиции у К. имело рыболовство, оно было распространено повсеместно и занимало важнейшее место среди промысловых занятий. Рыба ценных пород предназначалась в осн. для рынка. Особенно большое значение имело товарное рыболовство у сев. К. (ижемцев и печорцев). В Печорском у. Архангельской губ. в нач. 20 в. ежегодный доход от продажи рыбы достигал 259 тыс. руб., превышая доход от охоты более чем в 2 раза. Промысловый быт К.-рыбаков имел большое сходство с охотничьим. Значит, часть рыбы для собств. потребления добывалась в ближних охотничьих угодьях. Широко применялся лов рыбы запорами. Особенно распространены были рыболовные заграждения для лова мордами (гымга) и вентерями в небольших реках, курьях и старичных озерах. Помимо индивид, и семейного рыболовства по всей терр. расселения К. существовала добыча рыбы артелями. Рыболовные сети на терр. Коми края были известны еще в мезолите. Особенно распространен был лов рыбы неводами (тыв), бреднями, ставными (кулом) и ботальными (трегубеч) сетями. Лов рыбы удочкой (вугыр) применялся повсеместно, им занимались преим. дети. Взрослые чаще ловили дорожкой (кыскан), переметом (подольник), налимьей тычкой (октым), лучили рыбу острогой (азьлас). Осенью и в нач. зимы рыбу добывали глушением через молодой лед. Пойманную рыбу заготавливали впрок засолом. Популярна у К. вплоть до настоящего времени малосольная рыба со специфич. вкусом, запасали также сушёную и вяленую рыбу.

Вспомогат., но существ, значение в рамках традиц. хоз. комплекса К. имело собирательство. Каждая крест, семья в значит, кол-ве запасала на зиму ягоды (бруснику, клюкву, голубику, чернику, морошку, землянику, малину, смородину, рябину, черемуху). Ягоды употребляли в пищу в сыром виде, как начинку в пирогах, делали варенье, кисели. Бруснику и чернику юж. К. (прилузцы) собирали и на продажу. У печорских К. существ, значение имел сбор кедровых орехов. Повсеместно в большом кол-ве весной запасали березовый сок (зарава). У всех этнографич. групп К. (кроме сев. К.-оленеводов) была распространена заготовка на зиму грибов (засаливанием и сушением). Большое значение приобретало собирательство весной и в нач. лета, когда наблюдалась общая нехватка продуктов питания. В это время, преим. детьми, производился массовый сбор разл. зелени. Заготавливали молодые побеги полевого хвоща, из него делали начинку для пирогов. Собирали щавель, стебли дикой моркови и её корни, молодые муж. соцветия ели, соцветия борщевика (азьгум). В нач. июля собирали и запасали впрок, заквашивая, сочные стебли борщевика. В течение года квашеный борщевик заменял в еде капусту. К особой разновидности собирательства можно отнести заготовку т. н. пищевых суррогатов (добавок к муке разл. примесей), особенно распространённую у сев. и вост. К. Осн. суррогатной добавкой у К. традиционно служила пихтовая кора (кач). Её заготавливали в нач. лета, отделяя внутр. слой, к-рый затем сушили, толкли в ступе, просеивали и мололи на ручных жерновах.

Традиц. ремесла у К. в 19 - нач. 20 вв. в значит, мере оставались ещё в рамках домашней пром-сти как подсобные занятия. Проникновение в деревню товарно-ден. отношений в пореформенный период стимулировало изготовление продукции на заказ, образование слоя кустарей-ремесленников, появление мануфактур. Дифференциация ремёсел и др. видов домашнего произ-ва происходила замедленными темпами. Уровень развития и формы организации труда разл. ремёсел имели существенные отличия. Распространённое у К. прядение и ткачество и в нач. 20 в. не поставляло продукцию на рынок, в то же время крашение домотканых холстов и сукон уже вышло из рамок домашней пром-сти. К нач. 20 в. в Усть-Сысольском у. было ок. 20 красилен, по 2-3 в каждой вол. Окраской сукон, холстов и их набивкой занимались специалисты - ремесленники, бравшие заказы от местных крестьян. К группе ремесленников можно отнести и скорняков-овчинников, к-рых насчитывалось в нач. 20 в. по 2-3 чел. в каждой вол. Работали по заказу и на материале потребителя также сапожники, валяльщики. Преим. на рынок поставлялась продукция бондарного, ложкарного, рогожного и нек-рых др. произ-в. Нек-рые ремёсла (напр., шитьё одежды) получили характер отхожих промыслов. Отд. ремесла (кожевенное, замше-делие) к нач. 20 в. приобрели характер капиталистич. мануфактуры.

Выделка кож (дубление и чернение) стала производиться преим. на кожевенных з-дах. В Печорском кр. в 1900 было 62 замшевых мастерских (спец. избы, оборудованные для выделки оленьей замши). Характер домашнего произ-ва сохраняло у К. гончарство, изготовление берестяной и деревянной посуды. Изделия на рынок поставляли лишь отд. кустари-ремесленники. Слабо дифференцированы были столярное и плотничье ремесла. Преим. для себя изготовлялись лодки, сани, лыжи и др. средства передвижения. Обработка металлов была развита мало. Ремесло верхнемезенских (с. Гло-тово) коновалов было потомственным и переходило по муж. линии. Технология, инструментарий и продукция К. тра-диц. ремёсел были достаточно универсальны для всего рус. Севера. К местной специфике относились: техника лен-точно-жгутового налепа при произ-ве гончарной посуды; традиц. герм, орнамент, к-рым украшались деревянные и берестяные предметы утвари, текстильные изделия; оригин. зооморфные сюжеты росписей по дереву и меховая мозаика у сев. К.

С кон. 20-х гг. у К. нарастала тенденция сокращения занятости в традиц. отраслях (с. х-во, охота и рыболовство) и роста уд. веса промышленных рабочих. В 1989 в с. х-ве было занято всего 16,7% работающих К.; в пром-сти, стр-ве, на транспорте и связи - 44,5%; в нар. образовании, науке, культуре и иск-ве - ок. 15%. В совр. с. х-ве К. традиц. черты сохраняет преим. лишь оленеводство у сев. К. Охота и рыболовство перешли в разряд любительских занятий. Существ, значение у сел. нас. имеет сбор грибов и ягод. Традиционное ремесло в осн. утрачено, но принимаются активные меры по его возрождению.

Осн. типы поселений: деревня (сикт, грезд) и село (погост), расположенные в осн. по берегам рек, не имеющие укреплений и окруженные с.-х. угодьями. Первоначально деревни были мелкими, с разбросанной планировкой. В 18-19 вв. распространились многодворные деревни с рядовой планировкой. Село представляло собой сел. адм. центр, в к-ром находились адм. здания, церковь, магазины, а вокруг группировались деревни. В 19 в. в результате слияния близлежащих деревень образовались многодворные села, растянувшиеся на неск. км вдоль рек. Правильная уличная планировка появилась лишь в совр. период.

Традиц. жилище - наземная, прямоугольная по форме, срубная из сосновых брёвен постройка на высоком подклете. Жилая часть - из двух изб (зимней и летней), соединённых сенями, составляет единое целое с хоз. двором. Двухъярусный скотный двор: внизу хлев (карта), вверху поветь (стын), на к-рую ведет бревенчатый помост, занимает до половины всего комплекса. Характерная черта жилища - односкатность крыши, крытой тесом. В вост. р-нах обе избы располагались под одним скатом крыши, под вторым скатом был двор. В зап. р-нах избы ставились так, что их односкатные крыши смыкались над домом в единую двускатную кровлю. Для юж. р-нов характерны одноэтажные жилища, у сев. К. в кон. 19 в. распространились двухэтажные многокомнатные дома. Внутр. планировка жилища сев.-рус.: печь в углу у стены с входной дверью, там же полати, в глубине помещения по диагонали от печи красный угол. В вост. р-нах встречалась более древняя планировка: печь в глубине избы устьем к двери, над ней небольшое окно, красный угол по диагонали от печи у двери. Избы с топкой по-чёрному исчезли у К. со 2-й пол. 19 в., с нач. 20 в. получили распространение пятистенки, крестовики и др. формы. На усадьбе расположены амбар (кум, турыш), погреб (кббрег), баня (пывсян) и реже колодец (юкмос). В стороне, за околицей, - овины (рыныш) с гумнами (гумла). Усадьба могла быть огороженной. Иногда амбары и бани располагались группами вне усадьбы, последние - ближе к реке. Из украшений жилища распространена резьба, ею украшают фронтоны, полотенца, подзоры и причелины крыши. Окна украшают наличниками с глухой, пропильной, ажурной резьбой. Орнамент - геом. На охлупне (князевое бревно) - резные фигурки коней и птиц, в виде птиц - курицы (крюки) водосточного желоба. У сев. К. на охлупне часто укрепляли оленьи рога. Реже применяли обшивку углов дома, резьбу на столбах ворот.

Традиц. одежда К. сходна с одеждой сев.-рус. нас., а у сев. К. - также с ненецкой. Жен. одежда отличалась разнообразием. Основу жен. костюма составляли рубаха (сое) и сарафан (сарапан) разл. типов (шушун, кунтей, синяк, китайка), имеющих ряд локальных вариантов, отличающихся кроем, отд. деталями и материалом. Поверх сарафана - короткие распашные кофты. Верхней жен. рабочей одеждой являлись дубник или шабур, зимой - овчинная шуба. Празднич. наряды из лучших тканей (тонкого холста и сукна, шелковых покупных тканей), повседневная одежда из более грубых - домотканого холста, пестряди скромных расцветок. Покупные ткани появились со 2-й пол. 19 в. В качестве головного убора девушки носили обычно ленту - прямоугольный кусок парчи с пришитыми к нему разноцветными лентами. Свадебный головной убор (юрной) - очелье без дна, на твёрдой основе, обтянутое красным сукном. После свадьбы К. женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову тёмным платком. Муж. одежда: холщовая рубаха навыпуск, подпоясанная ремнём, холщовые штаны, заправленные в шерстяные носки с навёрнутыми поверх онучами. Верх, одежда: кафтан, зипун или сукман, зимой - шуба (пась). Муж. головные уборы: войлочный колпак или шапка из овчины. Муж. и жен. обувь мало отличались: кожаные коты, бахилы или сапоги. Подпоясывались плетёными или вязаными поясами. Одежда (особенно вязаные изделия) украшалась традиц. геом. орнаментом. Сев. К. широко использовали одежду, заимствованную от ненцев: малицу, совик, пимы (меховые сапоги) и др. К.-охотники на промысле носили оригин. по форме накидку без рукавов (лузан), головные уборы особого покроя (ур кыян шапка).

Традиц. пища - растит., мясные и рыбные продукты. В будни на стол подавалось 3-4 блюда, в праздничные дни солидным считался обед из 17-18 блюд, нередко их кол-во превышало два с пол. десятка. Дома ели всегда за столом, всей семьей из одной посуды, деревянными ложками - жидкие блюда, а мясо и рыбу - обычно руками. Обще-распространены кислые супы (азя шыд), летом - холодные похлёбки на основе хлебного кваса (ырош), каша (рок) из ячневой (реже перловой) крупы, рыба в варёном, солёном, сушеном, жареном виде, как начинка для пирогов. Рыбный пирог (чери нянь) обязателен и в праздники. Мясо чаще было на столе у сев. К. - оленеводов, и у охотников. Овощи: брюква, репа, редька, лук, капуста, со 2-й пол. 19 в. - картофель. Значит, место в пищевом рационе занимает выпечка: хлеб, сочни, оладьи, пироги, шаньги и др. Из традиц. напитков, помимо чая, распространены отвары ягод и трав, хлебный квас, берёзовый сок (зарава), компот из пареной репы или брюквы, на праздничном столе домашнее пиво (сур).

Многообразная духовная культура К. ярко представлена в нар. иск-ве, фольклоре, нар. верованиях и обрядах. Космогонич. мифы К., отражающие ранние представления народа об окружающем мире и месте человека в нем (отделение неба от земли, сотворение земли, человека и животных братьями-демиургами Еном и Омолем и др.); эпич. сказания и легенды; сказки и песни; пословицы и поговорки; обрядовая поэзия. В свадебных плачах и похоронных причитаниях раскрывается глубинный смысл и символика семейной обрядности К. Трудовые импровизации и календарный фольклор освещают трудный быт сев. земледельца и промысловика. Фольклор К. даёт представление об осн. этич. и моральных нормах народа, играет важную роль в воспитании детей и их социализации. Семейные и календарные обряды К. близки к сев.-рус. В похоронно-поминальной обрядности находят отражение древние представления о множественности душ и рудименты развитого в прошлом культа предков. Наряду с христ. отмечались такие традиц. календарные праздники, как проводы льда, чарла рок (праздник урожая, букв, каша серпа), отправка на промысловую охоту и др. Сохранялись дохрист. верования в леших (ворса), духов-хозяев, колдовство, гадания, заговоры, порчу (шева); существовали культы деревьев, промысловых животных, огня и др. Лучшие образцы вышивки, узорного вязания, меховой мозаики у сев. К., набойки, резьбы по дереву и кости представляют из себя подлинные шедевры нар. иск-ва. Традиции нар. иск-ва широко используют совр. нар. мастера-прикладники, К.-художники и графики. Среди деятелей нац. культуры наиб, известны: писатели И. А. Куратов, А. Ванеев, В. Савин, С. Попов, Е. Рочев, Я. Рочев, Г. Федоров, Г. Юшков и др., худ. и скульпторы С. А. Добряков, Е. Ф. Ермолина, А. В. Кочев, А. В. Мошев, П. И. Семячков, С. А. Торлопов, Ю. Г. Борисов, В. А. Рохин и др., композиторы А. Г. Осипов, А. А. Рочев, П. И. Чисталев и др.

Многовековой нар. опыт К. отражают нар. календарь, метрология, медицина, с.-х. и промысловые приметы и др. В 1989 создано республикан. об-во "Коми котыр", ставящее перед собой прежде всего культурно-просветительские задачи. В разл. р-нах и городах в 1990-91 организованы региональные об-ва "Изьватас", "Эжватас" и др. Активно действует Комитет возрождения коми народа.

Copyright © 2000-2009.

RUSSIA.YAXY.RU
All rights reserved

 

   Рейтинг@Mail.ru    Rambler's Top100

Этнография России