Россия | Великая страна

Этнография России

История России

География России

Этнография России

Российский фольклор


Этнография России


 

Содержание раздела:

КУРДЫ

КУРДЫ, курд, курманж (самоназв.). Численность в Российской Федерации 4,7 тыс. чел., преим. живут в Краснодарском крае. Автохтонное нас. Курдистана (обл. в Зап. Азии - на терр. Ирана) (5,5 млн.), Турции (6,5 млн.), Ирака (4 млн.), Сирии (720 тыс.). Всего, по ориентировочным данным, общая числ. более 17 млн. чел. (по нек-рым данным - св. 20 млн. чел.). В бывшем СССР их числ. 152,7 тыс., в т. ч. в Армении - 56,1 тыс. чел., в Грузии - 33,3 тыс., Казахстане - 25,4 тыс., Азербайджане - 12,2 тыс., Киргизии - 14,3 тыс., Узбекистане - 1,8 тыс. В Казахстане и Ср. Азии живут потомки репрессированных, депортированных К.

В дореволюционной рус. лит-ре К. называли: к у р д и н ы, куртины, к у р г и н ц ы. В заруб, лит-ре и среди курд. нас. бытуют также этнонимы: по географич. признакам (д е р с и м и, хаккари, керманшахи, сулеймани и др.), племенным (гуран, бабан, джаф, милан, м у к р и и др.), языковым (з а з а, с о р а н и), религиозно-культовым (езиди, али-аллахи, шабак и и др.). Говорят на курдском языке. Верующие мусульмане-сунниты (есть шииты), христиане. Известны кр. секты: йезиды (иезиды, езиды), али-аллахи (али-иллахи).

Курдистан - осн. терр. расселения К. расположен в горном районе вокруг Курдистанских гор на стыке Армянского и Иранского нагорий в пределах Ирана, Турции, Ирака, Сирии. Курдистан подвергался многократному разделу, что повлияло на характер этнич. состава нас. Раздел Курдистана между Турцией, Ираном, Ираком, Сирией привел к созданию Турецкого, Иранского, Иракского, Сирийского Курдистана, что препятствует развитию единой культуры, способствует межгосударственным, межнациональным, межконфессиональным конфликтам, ассимиляции народа.

На этнич. историю К. оказывают влияние миграционные, демографич. ассимиляционные процессы. Существо вание в Закавказье отд. курд, родоплеменных конфедераций относится к 10 в., а известная курдская династия Шеддадидов правила в 11 в. на большой терр. от г. Елисаветполь (совр. Азер байджан) до г. Ани (совр. Турция). К кон. 19 в. усилились миграционные про цессы К. из Турции и Ирана в Закав казье, где курд. нас. в основном сосредо точивалось в Александропольском, Новобаязетском, Сурмалинском, Шаруро-Даралагезском, Эриванском уездах Эриванской губ.; Арешском, Джебраильском, Джеванширском, Зангезурском уездах Елисаветпольской губ.; Ахалкалакском, Ахалцихском, Борчалинском уездах Тифлисской губ.

Нек-рые родоплеменные группы оказались в Закавказье после русско-персид. и русско-турецких войн. Это были жители тех селений, к-рые согласно условиям Гюлистанского, Туркманчайс-кого, Адрианопольского и др. договоров перешли в подданство России, либо мигрировавшие курд, кочевые и полукочевые племена. В нач. 19 в. они обращались к рус. властям на Кавказе с просьбой разрешить им поселиться в России и принять рус. подданство. В миграционных путях К. учитывали в основном религ. принадлежность. Терр. Азербайджана занимали К.-мусульмане; Армении и частично в Грузии - К.-йезиды. Курд, селения в Азербайджане находились в Кельбаджар-ском, Лачинском, Кубатлинском, Занге-ланском р-нах, из к-рых в 20-х годах 20 в. был создан Курдистанский уезд с центром в г. Лачине. В 1929-30 образо ван Курдистанский округ, но вскоре упразднен. В 20-е годы в Закавказье началось движение К. за автономный Курдистан, национализацию земли, переход кочевников к оседлости, пере распределение пастбищ и пахотной зем ли. В движении выделялись нац.-куль турные проблемы (образование, созда ние школ с обучением на родном яз.). В г. Лачине выходила газета "Советский Курдистан". Культурно-просветитель ская работа была тесно связана с име нами курд, писателей Араба Шамилова, Аджие Джинди, Амине Авдала. Курд. народ в 1937 из Армении и Азербайджа на, в 1944 - из Грузии был депор тирован в Казахстан, Ср. Азию. В дальнейшем, в связи с событиями в республиках бывшего СССР К. Средней Азии, Казахстана, Закавказья бежали в отд. р-ны Краснодарского и Ставро польского краев, Ростовской обл., Адыгеи.

Кочевое скотоводство (разведение мелкого и крупного рогатого скота) - осн. занятие закавказских курдов в 19 - перв. пол. 20 вв. Во время перекочёвок К. создавали "оба" - временное, добровольное объединение неск. больших семей, существовавшее до возвращения К. в зимовники поздней осенью. Осн. цель "обы" - обеспечение ухода и содержание скота. Известно отгонное скотоводство, сочетавшееся с богарным земледелием (зерновые, табак). Значит, роль в х-ве занимали кустарные промыслы: ковроделие, шерстяные предметы одежды, быта, мешки для хранения зерна и т. п. Курд, ковры отличаются редким своеобразием рисунка, оригинальностью выработки, высоким качеством сырья (смесь овечьей и козьей или верблюжьей шерсти). Из ремесел известно произ-во медной, керамич. утвари без поливы, обработка камня (сосуды для воды, ступы, надгробия в виде льва, лошади, барана). Глиняные кувшины служат не только для воды, но и хранения мясо-молочных полуфабрикатов, зерна.

У К. Армении до 30-40-х гг. 20 в. существовали патронимич. и родоплеменные поселения, что свидетельствует о долгом сохранении родовых отношений. В Азербайджане большинство селений создавалось без соблюдения родоплеменной принадлежности, о к-рой азербайджан. К. не помнят. Селение обычно основывалось у родника. Обществ, построек не существовало. Не было мечетей для К.-мусульман и спец. домов-молелен для К.-йезидов. В Азербайджане К. молились в азербайджан. мечетях; в Армении и Грузии, где преобладали йезиды, религ. отправления нас. совершало в доме шейха. Селения не имели базарной площади. Для приобретения или продажи фруктов и товаров домашнего произ-ва К. выезжали в армян, или азербайджан. села. Неподалеку от курд, селения находилось кладбище. У К. Армении существовали патронимич. кладбища. В Азербайджане, наряду с курд, непатрони-мич., существовали азербайджано-курдские. В Грузии К. с сер. 20 в. селились в город, помещениях.

Основные типы традиционного жилища - шатёр (кон, чадыр, решмал) - для кочевого и полукочевого нас.; стационарное (мал, хани) - землянка, полуземлянка - для полукочевого и оседлого нас. Курд, жилище представляет собой единый горизонтально расположенный хозяйственно-жилой комплекс, состоявший из жилого помещения, конюшни, овчарни, кладовой. В нек-рых районах Азербайджана встречается вертикальное расположение жилого и хоз. помещений. Осн. строительный материал - сырцовый кирпич, неотесанный камень, туф. Крыши домов на равнинах плоские, в горах - куполообразные. В потолке - светодымовое отверстие (колэк). Потолочные балки опираются на деревянные столбы (стун) внутри жилого и хоз. помещений. Очаг (тандур) в земляном полу служит не только для обогрева жилища, но и для приготовления пищи, выпечки хлеба, для совершения мн. ритуальных обрядов.

Национальная одежда сохраняется среди пожилых женщин. В традиц. ком плекс входят: рубаха (крас), шаровары (хэвалкрас), жилет (элек), юбка (навдэрэ, туман), передник (шалэк), нарукав ники (давзанг), шерстяной пояс (бэне пэштэ), головной убор (кофи, фино) или головные платки, шерстяные чулки (горэ), обувь. Обязательным дополнением служат старинные и совр. украшения (головные, нагрудные, ручные, нож ные). В прошлом распространено носо вое украшение (кэрэфил). Нац. муж. одежда не сохранилась. Из особенно стей духовной культуры выделяется богатейшее устное народное творче ство, фольклор, танцевальное искусство (коллективные танцы), песенное, изоб разит, иск-во. Возрождением и разви тием нац. культуры занимается Центр курдской культуры в Москве (создан в 1989).

Copyright © 2000-2009.

RUSSIA.YAXY.RU
All rights reserved

 

   Рейтинг@Mail.ru    Rambler's Top100

Этнография России