|
|
||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||
|
Этнография России |
||||||||||||||||
Содержание раздела: |
НИВХИНИВХИ, н и в х г у (самоназв. - люди, нивхский народ; нивх - человек), гиляки (устар., этноним широко употреблялся до нач. 20 в.). Числ. в Рос. Федерации 4631 чел. Н. населяют о. Сахалин (Сахалинская обл.) (2008 чел.) и Нижний Амур (Хабаровский кр.) (2386 чел.). Говорят на нивхском яз., имеющем два диалекта: амурский и восточно-сахалинский. Внутри них имеются отд. говоры. Письменность создана в 1932 на основе лат. алфавита, с 1953 на основе рус. графики. Н. - прямые потомки древнейшего нас. Сахалина и Низовья Амура, расселённого в прошлом значительно шире, чем в наст, время. Имеется точка зрения о том, что предки совр. Н., северо-вост. палеоазиатов, эскимосов и индейцев Америки - звенья одной этнич. цепи, охватывавшей в далёком прошлом сев,-зап, берега Тихого океана. Н. имели тесные этнокульт. контакты с тунг.-маньчжур. народами, айнами и японцами.
До сер. 19 в. Н. не входили в состав какого-либо гос-ва. Р-ны расселения Н. последние 300 лет остаются теми же. Первые рус. землепроходцы посетили земли Н. в 17 в. В 1850 Амурская экспедиция Г. И. Невельского присоединила Амур и Сахалин к России. С колонизацией началось развитие рыбной и лесной пром-сти, с. х-ва, торговли. Появление рус. поселений и основание г. Николаевска оказали серьёзное влияние на соц.-экон. и культ, жизнь Н. До нач. 20 в. повсеместно Н. называли этнонимом гиляки. В лит-ре приводятся другие названия - "гилями", "нику-бун", "юйпхи-дтацы", не получившие распространения и признания Н. В 30-е гг. 20 в., предполагая, что этноним "гиляки" имеет оскорбительный смысл, заменили его самоназв. "нивхи". Этноним в первоначальной транскрипции образовался от тунгусо-маньчжур. слова "гила-гела" ("большая лодка").
Числ. Н., по данным землепроходцев 17 в., составляла ок. 5,7 тыс. чел., в кон. 19 в. - ок. 5 тыс. чел. Осн. традиц. занятия: рыболовство, мор. промысел, охота, собирательство. Важную роль играл промысел проходной лососёвой рыбы (горбуши и кеты), речной и озёрной рыбы. Ловили неводами, сетями, крючковыми снастями, вентерями, острогами, заездками и др. Мор. зверей добывали сетями из кожаных ремней, ловушками, крючковыми снастями, острогой, дубинками и др. Промыслом рыбы и мор. зверя занимались круглый год. Из лососёвой рыбы заготавливали на зимний период вяленую юколу. Рыбу употребляли в сыром, вяленом, варёном и жареном виде. Из внутренностей рыбы вытапливали жир, из кожи шили обувь и одежду.
Мясо мор. зверей и жир употребляли в пищу, а из кожи шили обувь, одежду, делали ремни. Меньшее значение имела охота (на медведя, оленя, лося, пушных зверей). Зверя добывали при помощи петель, самострелов, копий, ловушек, а с кон. 19 в. - ружей. Н. занимались собаководством, практиковали содержание животных в клетках, на семейных плантациях выращивали ценные растения - сарану и др. В документах 17 в. говорится, что Н. "держат в улусах собак по 300, и по 400, и по 500, и больше". Собак использовали как транспортное средство, на охоте, для обмена, приносили в жертву.
Мужчины занимались промыслами, женщины - собирательством, обработкой рыбы, домашним х-вом, изготовлением одежды. Орудия труда мужчин и женщин отличаются формой и орнаментом украшений. В настоящее время лишь часть Н. занята в традиц. отраслях х-ва. В рыболовецких х-вах продолжают заниматься рыболовством и мор. зверобойным промыслом. Большая часть Н., особенно молодёжи, занята в пром-сти, в гос. учреждениях и оргциях. Развито огородничество, выращивают картофель и овощи, содержат свиней, кур. Отдельные семьи имеют коров. Зимой кроме собачьих упряжек средствами передвижения служили лыжи-голицы, а также лыжи, обшитые камусом или тюленьей шкурой. По воде передвигались на лодках. Н. Амура и мор. . побережья пользовались дощатыми лодками (плоскодонками). По реке Тыми и восточному побережью Сахалина передвигались на долблёнках из тополя. Традиц. занятия Н. получили отражение в лексике в назв. месяцев. Числительные в яз. Н. (их 26 групп) отражают хоз. категории, существовавшие у них.
Основой обществ, строя был род. Он включал в себя кровных родственников по муж. линии, женщин, вошедших в состав родов по браку, но принадлежавших по происхождению к своему роду. Члены каждого рода имели общее родовое название. Род выполнял функции самоуправления, решения вопросов хозяйственной жизни, охраны терр., проведения праздников, обрядов, церемоний, защиты его членов. Состоял из большесемейных общин и отдельных семей. Род был экзогамным, жён брали только из одного определённого рода и отдавали своих женщин тоже только в определённый, но не в тот, откуда брали жён. Классич. формой брака является женитьба на дочери брата матери. Каждый род Н. имел свою терр. для хоз. деятельности. Н. обладали большим экологич. опытом, комплексом рациональных знаний о природной среде, животном и растительном мире, хорошо знали биол. ресурсы своих мест и рационально потребляли их богатства, предельно полно утилизируя добытую продукцию. С 19 в. начался интенсивный распад родов под воздействием контактов с рус. и иностр. купцами, промышленниками. В наст, время семьи Н. помнят своё родовое назв. и терр. Нек-рые семьи приступили к возрождению своих селений и родовых промысловых угодий. Селения Н. располагались обычно по берегам и устьям нерестовых речек, на мор. побережье и состояли из 2-5 жилищ, редко до 20. Существовали зимние и летние постоянные жилища: летники располагались вблизи промыслов рыбы и мор. охоты, зимники находились ближе к тайге. В нач. 20 в. на Амуре зимние и летние жилища располагались в одном месте. Зимой жили в четырёхугольной полуземлянке, углублённой в землю на 1-1,5 м, со сферич. крышей. Были распространены наземные жилища столбовой конструкции с низкими стенами, массивной крышей.
Вдоль трёх стен проходили обогреваемые нары-каны. Большая дымовая труба из ствола дерева находилась снаружи. Летнее жилище - постройка на сваях или вывороченных пнях с двускатной крышей, покрытой берестой. Входом в свайный домик служила небольшая дверь с приставленной к ней лестницей. Внутри четырёхугольного летника имелись нары, между ними - очаг. На промысле (на охоте и рыбалке) в качестве временного жилья строили двускатные и сферич. каркасные постройки. В наст, время повсеместно живут в срубных домах, в многоквартирных строениях. Лишь около отд. домов в небольших сёлах можно встретить свайные амбары, вешала для вяления рыбы. Традиционная архитектура с орнаментальными украшениями исчезла. Традиц. верхняя муж. и жен. одежда, сшитая из рыбьих кож, собачьего меха, шкур мор. и пушных животных, шкур оленя и лося, состояла из штанов и халата.
Верхний жен. распашной халат покроя кимоно запахивался на правую сторону. В холодное время поверхтакого халата надевали два утеплённых, к-рые повязывались кушаком. На спине праздничного халата разноцветными нитками вышивали орнамент. Вдоль подола халата пришивают металлич. ажурные украшения. Жен. шубу шили из тюленьей шкуры и благородного меха - соболя, выдры, лисицы, а также собаки. Верхней муж. плечевой одеждой служил короткий халат из сукна, ткани того же покроя, что и жен., но короче (выше колен), не имеющий украшений. Зимней одеждой служила шуба из собачьего меха и нерпичьей шкуры без воротника и капюшона, а также из шкуры оленя и лося. Поверх шубы надевали юбочку из нерпичьей шкуры. Головной убор - меховая шапка, наушники, летом - берестяная или матерчатая шляпа. Обувь - из тюленьей и рыбьей кожи, а также оленьего и лосиного камусов. Непременный атрибут одежды - нарукавники, наколенники, рукавицы. В наст, время из традиц. одежды можно встретить лишь жен. халат, меховую обувь и рукавицы. Н. в основном носят европ. одежду. Отдельные мастерицы украшают платье нац. орнаментом. Традиц. пища Н. - сырая, варёная и вяленая рыба, мясо мор. и лесных животных, съедобные травы, ягода, орехи, морская капуста, черемша и т. д. Любимой едой остаётся строганина, юкола, мясо мор. зверей, жир тюленей. Лакомыми блюдами считали мось (студень из рыбьей кожи с ягодой и нерпичьим жиром), шикшу, смешанную с молоками рыб. Чай заваривали из чаги, листьев брусники, малины, побегов багульника и т. д. В наст, время нац. блюда превратились в праздничное угощение. Главным праздником Н. был "Медвежий праздник", связанный с убоем выращенного в клетке медведя. Он сопровождался спортивными состязаниями, играми, исполнением песен, игрой на муз. инструментах и т. д. Главная идея праздника - в обрядах почитания природы, её обитателей как равных человеческому обществу. Эта идея сохраняется в сезонных обрядах кормления воды во время вскрытия и становления реки. Идея равенства людей проявляется в обычаях гостеприимства, бескорыстной помощи любому человеку. Вера в единство природы и общества, в равенство людей - основа духовной культуры Н. В наст, время Н. пытаются возродить древний медвежий праздник как основу нац. худ. творчества. В фольклоре Н. выделяются 12 самостоят, жанров: "Сказки", "Предания", "Лирические песни" и др., в к-рьгх безымянный герой борется со злыми духами природы, с голодом и холодом, выступает на защиту обиженных людей как поборник добра и справедливости. Особое место занимают сказки о животных. В них в худ. образах Н. отразили свои наблюдения за животными, рассматривая их как общество людей со всеми их пороками. Народно-прикладное искусство Н. представлено орнаментом, скульптурными изображениями, резными предметами (ковши с композицией медвежьего праздника, орнаментированные резьбой ложки, ножны, ручки ножей, предметы из кости и т. д.). Н. регулярно проводят нар. праздники - праздник народов Севера, районные фестивали и т. д. Создано несколько фольклорных ансамблей. В них активно участвует молодёжь. Н. были анимистами. В каждом предмете они видели живое начало, человеческие черты. Согласно прежним представлениям, окружающая природная среда была полна разумными обитателями, и поэтому им устраивали жертвоприношения. Нек-рые Н. хорошо помнят культовые места и продолжают соблюдать этот обряд. В наст, время лишь отдельные Н. занимаются камланием для себя и своей семьи, они сохраняют нар. рецепты лекарственных трав и растений. В сов. период произошли большие изменения в жизни Н. Значит, часть нас. трудилась в рыболовецких х-вах, на пром. предприятиях, в сфере обслуживания. Объединение колхозов и укрупнение населённых пунктов усилили процесс миграции Н, в пром. центры и в города. По данным переписи 1989, 50,7% Н. составляет гор. население. В период демократизации общества в России начался процесс возвращения Н. на прежние места расселения и возрождения старых селений. |
||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||
Copyright © 2000-2009. RUSSIA.YAXY.RU |
Этнография России |