Россия | Великая страна

Этнография России

История России

География России

Этнография России

Российский фольклор


Этнография России


 

Содержание раздела:

ЭСТОНЦЫ

ЭСТОНЦЫ, ээстласед (самоназв. с сер. 19 в., до этого чаще маарахвас, букв, "народ своей земли"). Числ. в Рос. Федерации 46,4 тыс. чел. (перепись 1989). Э. - осн. нас. Эстонии, числ. в Эстонии 963,3 тыс. чел. Живут также на Украине (4,2 тыс. чел.), в Казахстане (3,4 тыс. чел.), Латвии (3,3 тыс. чел.), Грузии (2,3 тыс. чел., из них в Абхазии 1,5 тыс. чел.), Швеции (20 тыс. чел.), США (20 тыс. чел.), Канаде (25 тыс. чел.), Австралии (4 тыс. чел.). Общ. числ. 1,1 млн. чел. Говорят на эстонском яз., диалекты объединяются в группы: сев. (ср.-сев., островной, вост. и зап.), юж. (мулькский, тартуский, выруский), а также сев.-вост. прибрежный. Лит. яз. на осн. сев. диалекта, письм. (с 16 в.) на осн. лат. графики. Верующие - в осн. лютеране, есть православные (в т. ч. сету).

Традиционная одежда.

Э. сформировались в Вост. Прибалтике на основе смешения древнего аборигенного нас. и пришедших с В. в 3-м тыс. до н. э. финно-угорских племён. Позднее они вобрали вост.-финно-угорские, балтские, германские и слав, элементы. К 1-му тыс. н. э. сложились осн. группировки эстских племён, в этот период устанавливаются контакты эстов (чудь др.-рус. летописей) с вост. славянами. Возникают торг, центры на месте совр. Таллинна, Тарту, крупные городища - Отепя, Вальяла, Варбла и др. Известно о походах эстов в 11 в. в скандинавские и русские (Псков) земли. В 11-12 вв. делались безуспешные попытки присоединить эстов к др.-рус. княжествам: походы Ярослава Мудрого в 1030, Изяслава в 1054, новгородцев в 12 в. и др. К 13 в. сложились терр. объединения-мааконды: Уганди и Сакала на Ю., Вирумаа, Ярвамаа, Харьюмаа и Рявала на С., Ляэнемаа и Сааремаа на Э. Эстонии. С нач. 13 в. началась экспансия Ливонского ордена на Ю. и датчан на С. Эстонии. К 1227 терр. Эстонии была включена в земли Ливонского ордена, в 1238-1346 сев. часть Эстонии (Рявала, Харьюмаа и Вирумаа) принадлежала Дании. Э. были обращены в католичество.

В результате Ливонской войны 1558-83 терр. Эстонии была поделена между Речью Посполитой (юж. часть), Швецией (сев. часть) и Данией (о. Сааремаа). К сер. 17 в. Эстония отошла к Швеции. Реформация 1521, распространение богослужения и книгопечатания, с кон. 17 в. - школьного обучения на эст. яз. способствовали зарождению эст. нац. культуры. В 1632 в Дерпте создаётся швед. Academia Dorpatensis (совр. Тартуский ун-т). В ходе Северной войны 1700-21 Эстония вошла в состав России. Сев. Эстония составила Эстляндскую губ., юж. вошла в состав Лифляндской губ. С сер. 19 в. усиливается переселенч. движение эст. крестьянства (из-за массового обезземеливания) во внутр. обл. России и города. Возросла числ. Э. в гор. нас. (в 1897 63% жит. Таллинна).

Традиционная одежда.

В 19 в. развивается эст. нац. движение, значит, вклад в к-рое составила просветительская и лит. деятельность К. Я. Петерсона, Ф. Р. Фельмана, Ф. Р. Крейцвальда. Формируется эст. нац. культура. Были созданы Учёное Эст. об-во в Тарту (1838), певческое об-во "Эстония" в Таллинне и "Ванемуйне" в Тарту (1865), Об-во эст. литераторов, газ. "Перно Постимеэс" (с 1857), "Ээсти Постимеэс", "Сакала" и др., эст. нац. музей (1909). После Окт. революции в феврале 1918 была провозглашена независимая Эст. респ., оккупированная затем немцами (до ноября 1918); с кон. ноября 1918 по январь 1919 на части терр. Эстонии существовала провозглашённая большевиками Эст. сов. республика. В 1940 Эст. республика была включена в состав СССР, вновь получила независимость в 1991. Гл. занятиями Э. были пашенное земледелие (рожь, ячмень, лён, бобовые), скотоводство (молочный скот, лошади, свиньи, овцы). В сер. 19 в. распространяется товарное произ-во картофеля, льна, молочное животноводство, рыболовство. Развивается пром-сть, гл. обр. текстильная (сукноделие).

Традиц. культура зап. и сев. Эстонии испытала сканд. и финское влияние, юж. и вост. - балтское и вост.-слав. Древнейшие сел. поселения - кучевой и рядовой планировки. Для Ю. характерны однодверные и разбросанные поселения. Со 2-й пол. 19 в. распространились хутора. Осн. традиц. жилище - жилая рига (рехетуба) - срубная трёх-камерная постройка с высокой соломенной крышей; центр, жилое помещение, отапливаемое по-чёрному (рига), использовалось также для просушки снопов; примыкающие подсобные помещения - холодная камора (камбер) и гумно (рехеалуие). Др. постройки усадьбы - клеть (айт), хлев (лаут), летняя кухня (кода), баня (саун). В кон. 19 в. у зажиточных крестьян в каморах появляются печи, перегородки, часто жильё строят отдельно, оставляя за ригой только хоз. назначение. В 20 в. распространяются дома типа коттеджей.

Жилая рига.

Традиц. жен. одежда сер. 19 в. - рубаха туникообразного покроя (сярк, хаме), полосатая юбка (сеэлик, кёрт), тканый пояс, верх, короткая кофта в талию (кампсун) или безрукавка (лийстик). На С. распространена короткая блуза с пышными рукавами (кяйсед). Костюм замужней женщины обязательно включал особый голов, убор (полотенчатый - линик, позднее чепец - тану, на С. и 3. - горшковидный, типа кокошника-поттмютс, кабимютс), передник, льняное (ылалиник, каал) или шерстяное покрывало (сыба). Голов, убор девушек - венок на твёрдой основе (пярг) или лента. Праздничная одежда украшалась серебряными пряжками - конич. (сыльг) и плоскими (пре-эс), цепочками с монетами и бусами. Значительно отличался жен. костюм сету, включавший элементы рус. одежды: рубаху-долгорукавку (позднее - т. н. новгородского типа с широкими рукавами) и косоклинный сарафан (рю-юд, сукман). Голов, убор - полотенчатый линик, девушки носили венок русского типа (ваник). Мужчины носили туникообразную рубаху с прямым разрезом ворота (сярк), штаны - длинные или до колен (пюксид), жилет (вест), куртку (ваммус), войлочную шляпу (каап). У сету была распространена рус. косоворотка. Верх. муж. и жен. одежда - кафтан, зимой шуба. Обувь - кож. постолы (пастлад), по праздникам - туфли у женщин, высокие сапоги у мужчин. Были распространены вязаныецветные варежки (киндад), чулки (су-кад), носки (сокид, капетад), на островах - свитера (трои).

Осн. традиц. пища - ржаной хлеб (лейб), каши (гл. обр. ячменные), похлёбки, овощи (репа, кислая капуста, с 19 в. - картофель), рыба, кислое молоко, мясо (солёная и копчёная свинина, баранина, говядина), напитки - квас (кали, таар), овсяный кисель, пиво (ылу). К праздникам выпекали чистый ржаной или пшеничный хлеб (сепик), готовили колбасы (на Ю. - кровяные, на С. - "белые", с начинкой из крупы), на свадьбу - студень (сюльт, яхелиха). Для Ю. характерен творожный сыр (сыйр).

Фольклор (песни, предания, сказки, пословицы и др.) собирается с 1-й пол. 19 в., на его основе Ф. В. Крейцвальдом создан эпос "Калевипоэг" (1857-61). Старинные муз. инструменты - кан-неле (типа гуслей), дер. трубы, козьи рожки, свирели, волынки; в 18 в. распространяется скрипка, в 19 в. образуются духовые оркестры, развивается хоровое иск-во. В 1869 проводится первый всеэстонский певческий праздник. Сохраняются нек-рые нар. обычаи, напр, празднование Иванова дня. Развито прикладное иск-во (узорное ткачество, вышивка и вязание, плетение кружев, обработка кожи, серебра, на 3. - резьба и выжигание по дереву и др.).

Наиболее значит, группы Э. в России проживают в Санкт-Петербурге (5 тыс. чел.) и Ленинградской обл. (2,6 тыс. чел.), Псковской (2,3 тыс. чел.) обл., в Москве (1,7 тыс. чел.), Поволжье (Самарской, Саратовской и Симбирской обл.), Краснодарском (1,6 тыс. чел.) и Ставропольском кр. (0,85 тыс. чел.), Зап. Сибири (9,8 тыс. чел.: Алтайский край - 0,6 тыс. чел., Кемеровская обл. - 1,5 тыс. чел., Новосибирская обл. - 2 тыс. чел., Омская обл. - 4 тыс. чел., Томская обл. - 0,9 тыс. чел.), Вост. Сибири (7,5 тыс. чел., из них в Красноярском кр. 5,6 тыс. чел.), на Дальнем Востоке (2,1 тыс. чел., перепись 1989).

Первые эст. поселенцы в России (пре-им. беглые крестьяне) появились до 18 в. (6 тыс. чел. в нач. 18 в.). В 18 в. сложились старейшие эст. группы в Псковской губ.: т. н. красненские Э. в р-не пос. Красногородское, Э. бывш. Середкинской волости на вост. побережье Псковского оз. (в прошлом эта местность наз. Чухонщиной). Эти группы были православными, культурно тяготели к сету, к наст, времени почти полностью обрусели. В отличие от них, Э. Ремедского п-ова сохраняли лютеранство, нац. культуру (до 2-й мировой войны). В кон. 18 в. в России насчитывалось ок. 20 тыс. Э., из них ок. 3,5 тыс. в Петербурге.

В 1820-х гг. появляются первые Э. - ссыльные поселенцы - в Сибири: в 1822 - в числе ссыльных лютеран в дер. Рыжкове Тюкалинского окр. Тобольской губ. (совр. Омская обл.), в 1850 возникает колония Верх. Суэтук и в 1861 Верх. Буланка в Минусинском окр. Енисейской губ. (совр. Каратузский р-н Красноярского кр.), в 1860-х гг. - группы эст. поселений по ср. течению р. Омь (т. н. Сиб. Эстония). Эст. ссыльные первоначально занимались отхожими промыслами, нанимались на прииски, многие бродяжничали.

Хутор сету.

Массовое переселение Э. в Россию приходится на 2-ю пол. 19 в.; в осн. это обезземеленные крестьяне, устремившиеся в города (гл. обр. в Петербург) и в вост. губернии: сев.-зап. р-ны России, Поволжье, особенно Саратовскую и Самарскую губернии (пос. Лифляндка в 1858, Балтика в 1861, Эстония в 1862 и др.), Крым (Самруки, совр. Береговое в 1861 и др.), и др. В 1870-80-х гг. появляются эст. колонии на Сев. Кавказе - Аллмяэ (совр. Подгорное), Ливония (совр. НовоУрупская), Эсто-Хагинск (совр. Яшалта) и др. в Ставропольской губ., Красная Поляна, или Эсто-Садок на Ю. Краснодарского кр., Салме, Сулеви, Эстония и др. в Абхазии, а также в Закавказье (ок. Карса, в совр. Турции). В кон. 19 - нач. 20 вв. эст. переселенцы появляются в сев. (Вологодской, Пермской, Вятской), центр. (Тверской, Московской и др.), а также в Уфимской губ. Резко возрастает миграция в Сибирь, чему способствовало стр-во Транссиб, магистрали (к 1918 здесь жило ок. 40 тыс. Э. в более чем 150 колониях), Сев. Казахстан и предгорья Алтая и др. В 1899 на п-ове ок. Владивостока осн. эст. колония Новая Лифляндия, в 1906 - Линда. Аграрное переселение Э. продолжалось вплоть до 1-й мировой войны, особенно активно в период столыпинских реформ. После революций 1905-07 и 1917 из Эстонии в Россию переселились полит, эмигранты. Из 1003 тыс. Э., проживавших в Рос. империи в 1897, за пределами терр. Эстонии насчитывалось св. 113 тыс. чел. К 1920-м гг. в России насчитывалось ок. 190 тыс. чел., в осн. сел. нас. (в 500 эст. и многонац. поселениях). Наиб. кр. гор. общины Э. были в Петербурге (24 тыс. чел. в 1910), Москве (8 тыс. чел. к 1918), Пскове, Гдо-ве, Луге, Самаре и др.

Особую этногр. группу Э. образуют сету юго-вост. Эстонии и Печорского р-на Псковской обл. Сету исповедуют православие, в культуре сочетают архаич. др.-эст. черты с вост.-слав, элементами (одежда, жилище, обрядность, нар. календарь, музыка и фольклор и др.). Сету приняли участие в переселенч. движении на В., основав неск. колоний к В. от Красноярска (Хайдак, Ново-Печоры и др.) и в Пермской губ. В 1918 сету Красноярского кр. насчитывали 5-6 тыс. чел. Совр. числ. сету 18- 20 тыс. чел., из них в Псковской обл. ок. 1,8 тыс. чел. В Эстонии усиливается процесс интеграции сету в эст. нацию, тяготеют к Эстонии и сету Печорского р-на. По Тартускому мирному договору 1920 между Россией и Эстонией в ходе оптации 1920-24 в Эстонию вернулось 37,6 тыс. рос. Э. В 1926 в России насчитывалось 154 тыс. Э. Из-за репрессий кон. 1920-30-х гг. их числ. сократилась до 143 тыс. чел. в 1939. После присоединения Эстонии к СССР, в 1941, 1944-1949 и позднее в Россию (Сибирь, Башкирию и др.) было депортировано более 40 тыс. Э. К кон. 1950-х гг. большинство из выживших вернулось в Эстонию.

Женщина сету в национальном костюме.

Эст. поселенцы в местах со сходными с Эстонией климатич. условиями в осн. сохраняли традиц. виды хозяйства и культуры. В др. местах были переняты занятия местного нас. - сбор кедровых шишек в Сибири, рыболовство и корабельное дело на Дальнем Востоке, выращивание кукурузы, винограда, бахчевых культур, садоводство в степных и горных р-нах Ю. России, разведение ослов и верблюдов в степных и полупустынных р-нах Казахстана и Самарской губ. и др. Были заимствованы местные с.-х. орудия, напр, многолошадные плуги, стр-во из самана, топка кизяком и соломой и др. Вместе с тем эст. колонисты знакомили соседей с методами ведения интенсивного с. х-ва - многопольная система, травосеяние, винокурение из зерна, товарное произ-во новых с.-х. культур (картофель в Самарской губ., лён в Сибири и др.), новые с.-х. орудия (жел. плуг, конные грабли и др.), местами - новые приёмы животноводства (напр., тёплый хлев в Сибири). Наряду с этим у нек-рых групп эст. поселенцев, напр, у потомков минусинских ссыльнопоселенцев, долго сохранялись архаич. методы ведения х-ва (посадка картофеля под лопату, открытое держание скота зимой под навесом, примитивная снопосушильня - шиш, а также рус. с.-х. терминология).

До нач. коллективизации у рос. Э. преобладал хуторской тип расселения. В сев.-зап. и центр, областях обычно расселялись группами хуторов - грунтов (от эст. крунт, "участок земли") среди рус. деревень, а также отд. семьями в рус. деревнях и помещичьих имениях (мельники, кузнецы и др.); в Сибири хутора и заимки обычно располагались вокруг деревни, встречались деревни уличной планировки, а также совместное проживание в одной деревне с латышами, финнами, немцами, реже - с русскими, в Новой Лифлян-дии (на берегу Японского м.) - с китайцами и корейцами. В степных р-нах преобладали компактные поселения у источников воды, часто с уличной планировкой; обычно и в этом случае каждый хозяин имел отрубной участок земли. В центре группы хуторов располагались обществ, здания - церкви, школы, нар. дома, обществ, амбары и т. п. Обычно земляки стремились образовать земляческие поселения. В ходе коллективизации хутора были сселены в деревни, большое число Э. оказалось в инонац. среде. Многие эст. поселения исчезли в 1960-70-х гг. в связи с ликвидацией "неперспективных деревень".

В сев.-зап. губ. и лесных р-нах Сибири Э. строили традиц. усадьбу из свободно группировавшихся вокруг просторного двора срубных построек - жилой риги или жилого дома, хлева, амбара, бани и др. Для сету характерен псковский замкнутый двор с высокими крытыми воротами. Впоследствии распространился двухкамерный дом, позднее - многокамерный с застеклённой верандой. Со временем были восприняты элементы рус. жилища - тип печи, декоративные детали и др. В старых колониях Сибири распространены рус. пятистенки с четырёхскатной крышей - т. н. "круглые дома" - с богатым декором, первоначально его отличало преобладание белого, а не синего, как у русских, цвета. Сиб. сету сохраняют до наст, времени тип двухкамерного жилища, характерного для Псковщины. В степных р-нах Поволжья, Крыма, Предкавказья и Сев. Казахстана строили дома из сырцового, позже - обожжённого кирпича с глинобитным полом и соломенной крышей. Саманные жилые хоз. постройки группировались вокруг четырёхугольного двора, делившегося на чистый и скотный, к к-рому часто примыкали сад и огород. Позднее здесь распространились многокамерные дома под двух- (Поволжье) или четырёхскатной (Кавказ) крышей. Сохраняются отд. черты интерьера - старинные лари и сундуки, домотканые одеяла и дорожки, коврики, у сету - полотенца с красным браным узором, украшающие иконы, и т. п.

Игры на Иванов день.

Традиц. одежда дольше сохранялась у женщин - до нач. 20 в., у сету - до 1970-х гг.; местами (Самарская обл.) традиц. жен. головной убор использовался в свадебном обряде ещё в 1960-е гг. Сету предпочитают облачать в старинную одежду покойников, особенно пожилых женщин. Характерно обилие вязаных шерстяных носков, перчаток, варежек, в т. ч. на продажу. Традиц. орнамент - мелкий геометрич. двуцветный, сету предпочитают цвета натуральной шерсти - белый и коричневый. Вязаные рукавицы - распространённый подарок, напр, у сету во время похорон. В связи с вязанием сохраняется домашний цикл обработки шерсти с использованием старых (часто ещё со времен переселения из Эстонии) чесал и самопрялок.

Нац. специфика более всего сохраняется в пище - предпочтение жирной свинины, копчёного мяса, кровяных колбас, блинчиков, обилие картофельных блюд. Распространены каша из квашеной капусты, перловой крупы и свинины, белый мучной соус, овсяный кисель ("эст. кисель"), творожный сыр, домашнее масло, солёный творог (у сету), тушёная квашеная капуста со свининой, кисло-сладкий ржаной хлеб, хлебный квас. Традиц. блюда сочетаются с заимствованными у местного нас.: пирожками, блинчиками, травяными и фруктовыми приправами, кукурузной кашей, окрошками на квасе или берёзовом соке, квасом из свёклы, растит, маслом, белым хлебом, фруктами, вином и пр. Частично сохраняется фольклор и семейно-бытовые верования и обычаи. Для нек-рых групп сиб. Э. характерно многоголосое пение. Сиб. сету продолжают традицию т. н. рунической песни. Из танцев бытуют "лабаялг", "виру-маге", "каэра-яан", сетуская пляска "сетокыны" и др. под аккомпанемент гармони или баяна (реже скрипки или кан-неля).

Как нац. праздник повсеместно отмечается Иванов день (Яаниапяэв) - 24 июня (в нек-рых местах 7 июля, как у русских). Изредка устраиваются хождения ряженых (обычно детей) на Мартынов (10 ноября) и Катеринин (25 ноября) день, в Сибири под влиянием рус. обычая - на Рождество. Из свадебного обряда сохраняются отд. элементы (сватовство, задержка свадебного поезда, поиски невесты женихом, снятие с невесты венка и др.). Этнодифференци-рующее значение среди совр. Э. получили лютеранское крещение и похоронный обряд. После закрытия церквей эти обряды стали проводить в каждом поселении наиболее сведующие в вероучении люди, после репрессий 1930-х гг. за недостатком мужчин - в осн. женщины. В каждом селении хранятся старые печатные сборники песнопений и др. религ. лит-pa, приобретшие значение нац. символов. Для лютеранского похоронного и поминального обряда характерно коллективное пение хоралов (псалмов); в последнее время у православных заимствовано поминание на 40-й день. У сету сохраняется полный цикл похоронных причитаний. Лютеранские кладбища сохраняют особый облик, сету имеют отд. кладбища с крестами старинной формы, утраченной у сету Эстонии.

Народный тачец.

Вплоть до 1918 сохранялись тесные личные, семейные и культурные связи с Эстонией. Оттуда сватали невест, приезжали учителя, пасторы, деятели культуры, выписывали книги и периодич. издания. Рус. яз. был распространён слабо, в осн. среди мужчин. Была развита религ. жизнь, организованная культурная деятельность - народные дома, библиотеки, муз.-хоровые общества, певческие хоры, духовые и струнные оркестры, певческие праздники, обучение в школах на эст. яз. или с уроками эст. яз. После 1918 работа культурных и школьных учреждений направлялась из Ленинграда и Новосибирска. Существовало эст. издательство, печатались газеты, во мн. местах существовали нац. сельсоветы. В ходе репрессий 1930-х гг. всякая нац. культурная деятельность была прекращена, усилился процесс ассимиляции. В 1979 из Э., живших на терр. СССР (исключая собств. Эстонию), признавало эст. яз. родным 47%, вторым яз. - 12,8%. Говорят частичнона диалектах (в осн. на тартуском и выруском), а также на особом рос. варианте эст. яз., содержащем одновременно элементы разных диалектов и лит. яз., а также заимствования из рус., реже др. языков. Преим. язык домашнего общения, в обществ, быту изредка употребляется наряду с русским в местах компактного проживания. Совр. лит. эст. яз. владеют в осн. мигранты послевоен. периода. Среди молодёжи усиливается тенденция перехода на рус. яз. Этому способствует очень малое число однонац. браков (напр., у Э. Омской обл. в 1981-84 - 14,6%). Преподавание и богослужение на эст. яз. ведётся в Печорах и в сел. Верх. Суэтук Каратузского р-на Красноярского кр. Попытки возвращения к преподаванию эст. яз. нередко были безуспешными.

С 1988 в Эстонии действует Об-во эстонцев Востока (первоначально Об-во эстонцев Союза), организующее и поддерживающее связи с рос. Э. В 1989 у Э. Москвы и Петербурга возникли эст. культурные об-ва. Э., переселившиеся после войны из России в Эстонию, устраивают земляческие встречи, коллективные выезды в сев.-зап. обл. России на бывшие места проживания. В 1990 восстановлен лютеранский приход в с. Верхний Суэтук. В 1991 состоялось первое лютеранское богослужение на эст. яз. в Москве. Ранее церковные поминания устраивались на кладбищах Ленинградской обл., куда бывшие эст. жители округи приезжали на автобусах из Эстонии. Появляются фольклорные ансамбли в сел. клубах, устраиваются фестивали, напр, фестиваль "Балтика-89" в с. Цветнополье Омской обл.; из старых коллективов сохраняются духовые оркестры в с. Ливония - Ново-Урупская в Ставропольском кр. иве. Верх. Суэтук в Красноярском кр. (с 1901). В нек-рых селениях имеются самодеятельные музеи и краеведческие уголки, где отражается эст. тематика, крупнейший - в бывш. селениях Линда и Новая Лифляндия в Приморском кр. В 1988 в Красной Поляне (Эсто-Садок) в Краснодарском кр. открыт музей писателя А. X. Таммсааре.

Copyright © 2000-2009.

RUSSIA.YAXY.RU
All rights reserved

 

   Рейтинг@Mail.ru    Rambler's Top100

Этнография России