Россия | Великая страна

Этнография России

История России

География России

Этнография России

Российский фольклор


Этнография России


 

Содержание раздела:

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

Х

ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЕ ТИПЫ И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЛАСТИ, историко-типологические общности, объединяющие различ. этносы (или, у крупных, широко расселившихся этносов - их части), независимо от их генетического и языкового родства. Понятие хозяйственно-культурных типов (ХКТ) обозначает типы культуры, сложившиеся вследствие сходных природных условий обитания и общих видов традиц. хозяйственной деятельности. Совместное действие зональных природных условий и исторически меняющихся видов хозяйства выражалось в выработке сходных культурных признаков. ХКТ характеризуют в осн. этносы, находящиеся на доиндустриальной стадии развития; для этносов, вступивших в индустриальную стадию, понятие ХКТ становится трудноприменимым.

Понятие историко-культурных областей (ИКО), или историко-этнографических областей, обозначает территории, живущие в пределах к-рых этносы, вследствие общих природных условий, исторических судеб и тесных культурных связей, обретают общие черты традиц. культуры. Сложившиеся ИКО более устойчивы, чем ХКТ; они обычно сохраняются и при переходе в промышленную стадию развития, что позволяет чаще использовать это понятие для характеристики современной этнографической ситуации.

Географическое распространение ХКТ определяется преимущественно природными условиями и имеет зональный характер. Осн. природными зонами на территории Российской Федерации являются: зона арктических пустынь, тундры, леса, степи и пустыни умеренного пояса с расположенными между ними подзонами лесотундры, лесостепи и полупустыни, а также с соответственно изменяющейся зональностью в расположенных на этих территориях горных областях. Кроме зоны арктических пустынь (большинство о-вов Сев. Ледовитого океана и С. Таймырского п-ова) и во многом сходных с ней высокогорных районов, остальные зоны той или иной степени заселены этническими коллективами, к-рые применительно к специфическим природным условиям вырабатывали соответствующие способы жизнеобеспечения.

Кроме того, ХКТ определяется стадиальным уровнем развития материального производства. На ранних этапах истории жизнеобеспечение человека основывалось на присваивающих типах хозяйства - охоте, собирательстве и рыболовстве. В дальнейшем (в эпоху неолита) был совершен переход к производящим видам хозяйства - земледелию и скотоводству. Но этот переход из-за различных природных и др. условий был сделан не всюду, и в ряде регионов сохранились в качестве основных присваивающие виды хозяйства. Часто, из-за неравномерности развития регионов, производящие виды хозяйства, распространившиеся в одном регионе, воспринимались затем жителями др. регионов в виде иноэтнич. влияния благодаря миграциям и хозяйственно-культурным связям.

Действие этих разнообразных причин выражается в сложении устойчивых форм хозяйственной деятельности и связанных с ними форм материальной, социально-нормативной и духовной культуры. Зона тундры протянулась в Российской Федерации рас-ширяющейся полосой от Кольского п-ова до Чукотки и Камчатки. На Кольском п-ове живут группы саамов, на С. Европ. части России и Зап. Сибири - часть коми (ижемцы), ненцы, энцы и долганы, на Ю. Таймырского п-ова - нганасаны, С. Вост. Сибири - юкагиры, чукчи и коряки. Для тундры характерны продолжи-тельная холодная и малоснежная зима и прохладное лето. Земля оттаивает на глубину до 1,5 м, ниже залегает слой вечной мерзлоты, способствующий заболачиванию. Вегетационный период длится 2-3 месяца. Осн. растительность - мхи и лишайники, нек-рые травяные и небольшие кустарники - гл. обр. по долинам рек и заболоченным воз-вышенностям.

Охотники и оленеводы тундры. Осн. средством жизнеобеспечения для жителей тундры является северный олень. Специализированная охота на оленя появилась на Таймыре в 4-м тыс., на Чукотке - во 2-м тыс. до н.э. Охотились на оленей гоном, скрадыванием, позднее - с помощью оленя-манщика, были распространены "поколки" при сезонных переправах оленьих стад. Осн. орудия охоты - копье и лук. Ныне охота сохранилась в качестве оси занятия только у нганасан. У остальных жителей тундры в 17-18 вв. из-за сокращения стад дикого оленя она потеряла свое значение, гл. занятием стало оленеводство. Оленеводы ведут кочевой образ жизни, переходя на новые пастбища по мере того как олени выедают корм; зимой откочевывают в лесотундру, где легче укрыться от пурги и где оленям легче добывать корм. Для выпаса оленей в Зап. Сибири пользуются оленегонными собаками. Олень дает мясо, шкуры для изготовления одежды, обуви и покрытий жилищ, используется в упряжке как ездовое животное. Жилище оленеводов - переносное разборное из оленьих шкур на каркасе из жердей (конич. чум в Зап. Сибири, цилиндроконич. яранга - в Вост.). Осн. тип муж. и жен. одежды - глухая куртка (ненецк. малица, чукотск. кухлянка) и штаны; зимняя одежда и обувь шилась из меха, была двойной (т.е. мехом внутрь и наружу), летняя - из оленьей замши (ровдуги). С развитием контактов с русскими большое значение приобрела товарная пушная охота на песца, распространилось огнестрельное оружие, покупные ткани, хлеб и др.

На сев.-вост. окраине тундры - по побережью Чукотского и Берингова морей ок. 1-го тыс. до н.э. сформировался ХКТ арктических охотников на морского зверя - моржей, тюленей и китов, ныне представленный у части чукчей, коряков и у эскимосов. Подсобное значение у них имеет рыболовство и собирательство. Обилие мяса и рыбы позво-лило перейти к оседлому образу жизни и развить здесь упряжное собаководство как осн. вид транспорта. Традиц. охотничье оружие - копья, гарпуны с поплавками. Для передвижения по воде делали легкие лодки из шкур на деревянном каркасе - плоскодонные открытые байдары и одноместные челны-каяки, наглухо обтянутые кожей с отверстием для гребца, позднее стали применяться деревянные баркасы и ружья. Древнейший тип жилища - полуземлянка с бревенчатыми или дерновыми стенами на каркасе из китовых костей; имела обычно два входа - летний боковой с длинным коридором и зимний через верхнее дымовое отверстие. Позднее распространились жилища типа яранг. Одежда была подобна одежде оленеводов, изготавливалась из приобретае-мых у них оленьих шкур, а также из шкур и кишок морских животных.

Зона лесов наиболее обширна в Российской Федерации, занимает в европейской части более половины, а в Сибири - более двух третей ее территории. В европейской части делится на подзоны хвойных (таежных) и лиственных лесов; между ними лежит широкая полоса смешанных лесов. В Сибири преобладают хвойные леса (в Зап. Сибири - елово-кедрово-пихтовые, в Вост-лиственничные).

Древнейший тип жизнеобеспечения обитателей лесной зоны - охота, рыбная ловля и собирательство орехов, меда, ягод и др. Осн. объектом охоты охотников таежной зоны был крупный мясной зверь - дикий олень, лось, горный баран, а также боровая дичь. Охотники лесной зоны (ханты, манси, селькупы в Зап. Сибири, кеты, эвенки, эвены, удэгейцы - в Восточной) охотились с помощью луков, копий, а также разнообразных ловушек, капканов, силков. С началом контактов с русскими осн. значение приобрела товарная пушная охота, распространилось огнестрельное оружие. Группы, живущие по рекам, специализировались на рыболовстве. У эвенков и эвенов, ведущих кочевой и полукочевой образ жизни, было развито транспортное оленеводство. Олени использовались для верховой езды и под вьюк. У народов Зап. Сибири оленеводство было распространено у отдел, групп под влиянием тундровых ненцев. У безоленных групп для перевозки грузов использовалась ручная нарта. Летом передвигались по рекам на берестяных и долбленых лодках, зимой - на скользящих и ступательных лыжах ("ракетках"), иногда подбитых жестким мехом. Жилище кочевников - переносной конич. чум. У оседлых групп зимним жилищем служит срубный дом или полуземлянка с очагом из жердей, обмазанных глиной, - чувалом. Летнее жилище - корьевые чумы, шалаши и т.п. Для таежных охотников характерна распашная одежда, зимняя - меховая, летняя - матерчатая; распространена и одежда глухого покроя.

Оседлые приморские рыболовы. У народов При-морья (негидальцы, нанайцы, ульчи, орочи), Сахалина (нивхи, сроки) и Камчатки (ительмены), живших по низовьям рек, осн. занятием было оседлое рыболовство, в осн. сезонный лов лососевых. Характерны рыболовные сети из волокон крапивы. На базе рыболовства было развито транспортное собаководство. Охота имела вспомогат. значение. Существовал пушной промысел. На мор побережье был развит зверобойный промысел. Зимой жили в землянках и полуземлянках с верх, и боковым входами, летом - в каркасных жилищах, крытых корой, шалашах, чумах и др. Одежда - халаты с застежкой на правом боку и штаны, была распространена одежда из рыбьей кожи и меха.

Земледельцы лесной зоны. Для большинства наро-дов лесной зоны основным производящим х-вом было па-шенное земледелие, основанное на зерновых (ячмень, овес, ози-мая рожь), а также нек-рых технич. (лен, конопля) и огородных культурах. Наиболее ранние и развитые его формы распространены в европ. части лесной зоны, его сев. граница доходит здесь до Полярного круга. В Сибири развитие земледелия ограничено тем, что расчистка леса под пашню приводит здесь через неск. лет к оттаиванию верх, слоя вечной мерзлоты и заболачиванию почвы.

Древнейшей системой земледелия в лесной зоне была подсечноогневая (лесопальная). Участок леса, выбранный для расчистки, вырубался в начале лета, и на другой год остатки деревьев сжигались, и по золе сеяли озимую рожь или ячмень. Через неск. лет, когда почва истощалась, участок забрасывался, зарастал лесом и через 10-15 лет мог быть снова использован для посевов. С ростом населения участки стали оставлять не "в заросль", а под траву или "под пар" на 2-3 года. Лесопальное земледелие сохранялось в сев. области европ. части до 20 в. С 15 в. стала распространяться трехпольная система: участок земли делили на три части, кажд. из к-рых поочередно была под паром, затем после удобрения навозом засевалась озимыми и на следующий год - яровыми.

Осн. земледельч. орудиями были деревянная соха и борона. Усовершенствованные со временем сохи имели железные сошники (ральники) и железные лопатки (полицы), отрезавшие пласты земли. Наиболее усовершенствованный вид сохи - "косуля" - отваливала пласт земли в сторону, подобно плугу. Тягловой силой была лошадь. Убирался хлеб в центр, и сев. р-нах серпом (женщинами), в кжкосой (мужчинами). В сев. р-нах и в Сибири была распространена короткая коса - "горбуша", удобная для кочковатых участков. Хлеб увязывался в снопы и складывался для дозревания в бабки или суслоны; в дождливых р-нах для сушки снопов строились овины и риги. Молотили хлеб цепами на гумне.

Осн. видом жилища в лесной зоне первоначально была землянка и полуземлянка, затем - срубная изба с двускатной крышей из соломы или дранки. Отапливалась изба большой "русской" печью. Для сев. р-нов характерны высокий подклет под жилыми помещениями, подведение хлева и хоз. постро-ек под одну крышу с жильем - особенности вызванные суровыми зимами.

Одежда земледельцев лесной зоны шилась из льняных, пеньковых и шерст. тканей. Древнейшие ее формы - длинная рубаха и прямая юбка (сшитая и несшитая) у женщин, штаны и рубаха - у мужчин. Зимняя одежда - суконная и овчинная Преобладала плетеная из лыка обувь (лапти). Осн. утварь делалась из дерева и лыка, было известно гончарство и плавка и ковка железа. В пище преобладали продукты земледелия: ржаной хлеб, каши, овощи, с 19 в.- картофель. Мясо (говядина и баранина) употреблялось в осн. по праздникам. Важную роль играли дикие растения (грибы, орехи, ягоды, зелень), заготавливавшиеся на зиму впрок, мед и рыба.

Зона степей. Занимает юж. ареалы страны, тянется широкой полосой на Ю. Европ. части и Зап. Сибири, к В. сужается и к В. от Байкала занимает отдел ареалы. Характеризуется сухим климатом, способствующим образованию плодородного слоя почвы - чернозема. Осн. видом дикой растительности являются дикие злаки, полынь, в поймах рек -кустарники.

Земледельцы степи и лесостепи. Древнейшим видом производящего х-ва в лесостепи и степи (с энеолита) было земледелие. На терр. России оно было известно с бронз, века. С 1 тыс. н.э. здесь было известно пашенное земледелие. Осн. с.-х. культура - пшеница, характерные орудия - рало и плуг, позднее у тюркских народов распространился плуг с колесным передком - сабан. Как тягловая сила наряду с лошадьми применялись волы. В постройке жилищ, наряду с деревом, применялись глина, саман, позднее кирпич.

Кочевые скотоводы степей. Степная зона стала основой для формирования кочевого скотоводства, к-рым на территории России занимались в древности ираноязыч. (скифы, сарматы, массагеты), позднее - тюркские и монгол, племена (см. Кочевничество). Ныне ХКТ кочевых скотоводов распространен среди калмыков, части башкир, алтайцев, бурят и тувинцев. Разводили лошадей, кр. и мел. рог. скот, в прикаспийских р-нах - верблюдов, перекочевывая по мере истощения пастбищ. Летом перекочевывали на С, в предгорных р-нах - на горные пастбища. Осн. тип жилища - разборная переносная войлочная палатка (юрта, кибитка) на решетчатом каркасе. Со временем стали распространятся стационарные зимние жилища - саманные полуземлянки, дерновые, плетневые, обмазанные глиной и др., с лесостепных р-нах - срубные. Утварь изготавливалась в осн. из кожи, металла, в лесостепи - также из дерева. Было распространено кузнечное ремесло, валяние и ткачество из шерсти. Одежда шилась из шерсти и кожи. Мужчины и женщины носили штаны (муж. - с широким шагом, удобные для верховой езды), распашные куртки и халаты, зимой - овчинные шубы. Основу питания составляли молочные и мясные продукты. Из коровьего и овечьего молока приготавливали простоквашу (катык), вареные густые сливки (каймак), масло, творог и сухой сыр (курут), водку (айран, арака), из кобыльего молока - кумыс. Мясо (баранина, говядина, конина) варилось в котлах, жарилось на кострах, коптилось, сушилось, из него приготавливали колбасы. Из покупной муки пеклись пресные хлебные лепешки. Был распространен чай, часто с мукой, солью и жиром.

Местами кочевники переходили к полуоседлому и оседлому образу жизни, сохраняя скотоводч. направление х-ва. Это характерно для племен, мигрировавших в лесную зону - якутов, татар, башкир. Природные условия лесной зоны вы-звали изменения характера скотоводства: стойловое содержание скота, заготовка кормов на зиму, преобладание кр. рог. скота. Во 2-м тыс. в большинстве степных ареалов кочевое скотоводство, как менее эффективный тип х-ва, вытесняется плужным земледелием, как правило, это связано с распространением и культурным влиянием русских. В сер. 20 в. необдуманная распашка степных ("целинных и залежных") земель привела к тяжелым экологич. последствиям. Зона гор. Представлена в России сев. склонами Кавказа На хозяйств, деятельности отражается вертикальная зональность ландшафта. Здесь получил развитие земледельческо-скотоводческий комплекс с особой системой скотоводства, либо замкнутого в границах приусадебной терр. со стойловым содержанием скота зимой, либо - отгонного типа с выпасом летом - на высокогорных пастбищах, зимой - на равнинах. Разводятся в осн. овцы, местами кони. Роль земледелия с повышением высоты местности уменьшается. На склонах распахиваются небольшие участки, иногда на искусств, террасах.

Из с.-х. культур в низменных р-нах преобладают пшеница, кукуруза, садовые культуры, виноград, в горных - ячмень. Характерный тип поселения - аул, расположенный на склоне амфитеатром с крайне скученной застройкой. Осн. тип жилища - сакля, со стенами из камня, часто частично вырубавшаяся в скале, с плоской крышей; нередко крыша нижнего дома служила двором для верхнего. На равнине были распространены дома со стенами из плетня или тростника, обмазанного глиной, или деревянные дома с соломенной крышей. Распространены двухэтажные дома с хоз. помещениями и хлевом в ниж. этаже и с входом в верх, жилой этаж через открытую галерею, на к-рую ведет лестница с внутр. двора. Основу питания состав-лял пресный хлеб, выпекаемый в земляной печи во дворе, просяная, пюже - кукурузная каша, козий сыр, квашеное молоко, баранина, зелень, овощи, фрукты. Одежда шилась из хлопка, шерсти, зимняя - из овчины. Было развито сукноделие, ковроткачество, обработка металла, резьба по дереву. В горах Сибири вертикальная зональность ХКТ прослеживается слабо.

Типология ИКО на терр. Рос. Федерации недостаточно разработана. Наиболее принято выделение трех больших историко-культурных "провинций": Вост.-Ёвропейской, Сибирской и Дальневосточной. Вост.-Европ. провинция делится на Центр.-русскую, Балтийско-Беломорскую, Северную, Волжско-Камскую (Поволжскую) и Кавказскую ИКО. К. Центр - русской примыкает Южно-русская этнографич. подобласть, к Волжско-Камской - Южно-Уральская.

Центр.-русская ИКО - осн. ареал сложения русского ("великорусского") этноса. Занимает центр, и частично сев. части Вост. - европ. равнины. В основе культуры лежит ХКТ "земледельцев лесной зоны и лесостепи". Сев., центр, зап. и вост. области различались по отд. чертам матер, культуры: типам жилища (большие сев.-рус., избы на высоком под-клете с крытым двором; ср.-рус. избы меньшего размера на среднем и низком подклете с полузакрытым двором, часто с четырехскатной крышей и богатой резной орнаментацией фасадов; на В. дом мог вовсе не иметь подклета), его внутр. планировке, типам жен. одежды (рубаха с прямыми голиками и сарафан, распространившийся ок. 16 в., на С.; рубаха с косыми ноликами, и юбка-понева на Ю. и 3, белорусские шерстяная юбка-андарак и белая суконная свита на 3.) и головных уборов (кокошник на С, кичка на КХ полотенч. голов, убор на 3.), ремесел (красно-белая вышивка на С„ красно-зе-леная на Ю; рельефная деревянная резьба на В.) и др. Духовную культуру характеризует сочетание православия с элементами дохристианских верований, праздников и обря-дов: календарные (Новый год - Святки, проводы зимы - Мас-леница, Пасха, праздник середины лета - Троица и Иванов день и др.) и семейно-общинные (хороводы, свадьба, девичьи посиделки, o поминки и др.) обряды были тесно связаны с земледельч. циклом и календарем.

Южно-русская подобласть занимает степные р-ны Восточно-европ. равнины вплоть до предгорий Кавказа. Образовалась в результате заселения степи ("Дикого поля") русскими и украинцами в осн. в 16-17 вв. Здесь формировались группы казаков (донских, терских и др.). В материальной и духовной культуре, сходной с культурой юж. областей центр-русской ИКО, прослеживается влияние украинцев (напр, глинобитные хаты-мазанки), татар (напр. жен. распашное платье-кубелек у донских казаков), народов Кавказа (у терских и кубанских казаков).

Беломорско-Балтийская ИКО занимает С.-З. Вост.-европейской равнины. Первоначально была населена прибалтийско-финскими племе-нами (совр. водь, ижора, вепсы), с 9 в. эти земли входили в круг интересов Новгорода и активно колонизовались русскими. На побережье Белого моря сформировалась особая этно-графич. группа русских - поморы, специализирующиеся на мор. рыболовстве и охоте. Культура Беломор.-Балт. ИКО близка к сев. варианту Центр.-рус. ИКО, отличается большим влиянием рыболовства, лесных промыслов и большей сохранностью архаич. элементов (напр, поясной жен. одежды, маподворных поселений и др.).

Волго-Камская ИКО занимает басе. ср. Волги от ср. течения Оки до Урала Древнейшее нас. ИКО - финноязыч. народы (совр. мордва, марийцы, удмурты, коми-пермяки и юж. коми). Позднее, в эпоху Булгарского каганата (9-13 вв.), Золотой орды (13-15 вв.) и Казанского ханства (15-16 вв.) здесь сформировались тюркские народы (совр. чуваши, башкиры, татары). После паде-ния Казанского ханства (1552) здесь расселяются русские. В культуре, наряду с чертами, характерными для земледельцев лесной зоны, проявляется влияние степной скотоводч. культуры, особенно в южноуральской подзоне, где земледелие сочеталось с полукочевым и кочевым скотоводством. Так, при преобладании центр-рус, избы без подклета или на кирпичном фундаменте, местами (у части башкир) сохранялась войлочная юрта; наряду с "русской" печью была распространена татарская плита со вмазанным котлом; интерьер ук-рашался коврами, пищу иногда принимали не за столом, а на полу, застеленном ковром. В пище преобладали мучные из-делия (хлеб, пироги, ватрушки, галушки с разнообразными начинками), мясо (говядина, баранина, у татар и башкир - конина), кисломолочные продукты, у башкир - кумыс. Для жен. костюма характерны туни-кообразная рубаха и штаны, большое кол-во нагрудных и головных металлич. украшений; у башкир мужчины и женщины носили распашную одежду кочевнического типа.

Северная ИКО занимает тундровые и лесотундровые области Европ. части России. Населяют ее народы Уральской семьи - саамы, ненцы и сев. коми, занимающиеся в осн. кочевым оленеводством. При чертах культуры, характеризующих в целом оленеводческий комплекс и сближающих их с Ямало-Таймырской ИКО, здесь прослеживаются культурные особенности: особый тип оленеводства и большая роль рыболовства у саамов, распространение срубных жилищ у саамов и коми-ижемцев и др.

Кавказская ИКО, кроме областей России (Сев. Кавказ), включает также страны Закавказья. Имеет очень пестрый этноязыковым состав при общности культуры. В культуре, помимо своеобразия, свойственного ХКТ земледельцев и скотоводов гор, прослеживается влияние переднеазиатского региона. Оно отразилось в пище, в сложении кавказского комплекса одежды, отличающегося ярко выраженным своеобразием: жен. шаровары, туникооб-разная рубаха-платье, распашная верх, одежда в талию, часто с поясом, голов, убор в виде шапочки и шали-покрывала, большое кол-во нагрудных, головных, ручных и ножных металлич. украшений; муж. рубаха и штаны, верх, суконные кафтаны - бешмет и черкеска, овчинная шапка. Характерная обувь - мягкие кожаные или войлочные сапоги-чувяки, шерст. носки-джурабы. Характерны муж. наборные пояса - с накладными металлич. украшениями и кинжалом. Для духовной культуры большинства народов Кавказа характерны влияние ислама, а также патриархально-родовых норм, стойкое сохранение мн. патриархальных институтов - родовой взаимопомощи, кровной мести, аталычества, авункулата и др. С особенностями патриархального быта связаны и нек-рые черты материальной культуры, напр, расположение аулов в труднодоступных местах, дома-крепости, сторожевые башни и др.

Сибирская историко-этнографич. провинция делится на Ямало-Таймырскую, Западно-Сибирскую, Южно-Сибирскую и Вост. Сибирскую ИКО. Ямало-Таймырская ИКО расположена в зоне тундры и лесотундры от сев. Урала на 3. до ниж. Енисея на В. Заселена самодийскими народами - ненцами, энцами, нганасанами, а также долганами и сев. группами хантов и манси. Определяющим для их культуры является оленеводство зап. ("ненецкого") типа. Осн. вид меховой одежды - ненецк. муж. глухая малица, жен. распашная ягушка, штаны, высокие сапоги-пимы, меховая шапка-капор. Одежда украшалась меховой аппликацией, металлич. бляшками, бисером. Осн. тип жилища - переносной конич. чум с центр, очагом, средство передвижения - прямокопыльная нарта (копылья соединяют полозья с сиденьем), на к-рой сидят боком с упряжкой веером из 36 оленей.

Западно-Сибирская ИКО расположена в басе. ср. течения Оби. Осн. коренное население - ханты и манси ("обские Уфы"), а также селькупы, говорящие на языках Уральской семьи и своеобразные в языковом отношении, и кеты - относится к хкт охотников и рыболовов лесной зоны. Были развиты обработка дерева и бересты. Осн. тип одежды - короткий запахивающийся налево халат.

Южно-сибирская, или алтайско-саянская ИКО, населенная тюркскими народами - алтайцами, хакасами, тувинцами, тофаларами и шорцами, простирается на С.-З. по Иртышу, включая сиб. татар, и на В. в Прибайкалье, включая монголоязыч. бурят. Осн. занятие - кочевое скотоводство, подсобные - земледелие, охота и рыболовство, у вост. тувинцев и тофаларов существовало оленеводство таежного вьючно-транспортного типа, осн. занятием шорцев была обработка железа. В культуре сильно центр.-азиатское влияние: войлочная юрта монг. типа, муж. и жен. правозапашной халат, муж. шапка с острой тульей и расширенным кверху околышем, орнаментальные мотивы, у тувинцев и вост. бурят - ламаизм.

Вост.-Сибирская ИКО, простирается от Енисея до Охотского моря. Ее аборигенное нас. - юкагиры, позднее сюда проникли с Ю. тунгусские (эвенки и эвены) и тюркские (якуты) племена. По ХКТ они относятся в осн. к таежным охотникам и оленеводам, в тундре - к кочевым оленеводам. У якутов прослеживается южно-сибирское влияние, отразившееся как в скотоводч. направлении х-ва (лошади, коровы), так и во многих элементах культуры - старинные типы жен. одежды, жидкая мучная каша-саламат, высокая техника обработки металлов, кожи, плетения из конского волоса, богатырский эпосолонхо и т.п. Для оленеводч. тунгусских народов распространен характерный тип одежды, хорошо приспособленный для верховой езды на олене - кафтан из оленьей шкуры с не сходящимися спереди полами и нагрудником. Одежда орнаментировалась меховой аппликацией, вышивкой оленьим волосом и бисером.

На всей терр. Сибирской провинции распространены нек-рые общие формы идеологии - охотничьи культы, осо-бенно культ медведя, развившийся у нек-рых народов в сложный "медвежий праздник"; Сибирь - ареал классич. типов шаманизма с развитыми формами шаманской мифологии, техники камлания, атрибутики (бубен, кототушка, погремушка, спец. шаманский костюм и др.). Само слово "шаман" - эвенкийского происхождения.

Дальневосточная историко-культурная провинция включает Чукотско-Камчатскую и Амуро-Сахалинская ИКО Чукотско-Камчатская ИКО занимает С.-В. России, населена чукчами, коряками, эскимосами, ительменами, относящимися к ХКТ тудровых оленеводов, охотников на мор. зверя и приморских рыболовов. Культура сложилась под воздействием этих типов х-ва Осн. типы жилища - полуземлянка у оседлых групп и яранга со спальным пологом - у кочевых. Распространена дугокопыльная нарта (копылья в виде дуги соединяют полозья между собой, сиденье крепится к вершинам дуг). Характерны аппликация мехом и вышивка оленьим волосом, у приморских жителей - резьба по моржовой кости, промысловые праздники, круговые танцы. Прослеживаются связи с эскимосским и индейским нас. С.-3. Сев. Америки - напр., мифологич. сюжеты о Вороне.

Амуро-Сахалинская ИКО охватывает этнич. территорию тунгусо-маньчжурских народов: нанайцев, ульчей, орочей, ороков, удэгейцев и негидальцев, а также своеобразных в языковом отношении нивхов. Большинство их относится к ХКТ приморских рыболовов с развитым на основе рыболовства транспортным собаководством. Были распространены прямокопыльные нарты с двусторонне загнутыми полозьями. Удэгейцы и часть сроков занимаются в осн. охотой, причем сроки - с использованием вьючных оленей. Прослеживается центр-азиатское влияние: муж. и жен. правозапашные халаты, муж. островерхие шапки, жилища типа кит. фанзы, отапливающиеся каном, орнаментальные мотивы и др.

На дальнем Востоке, как и в Сибири, распространены промысловые культы, включая медвежий культ, шаманизм. Рассмотренные выше формы традиц. культуры подверглись в новое и новейшее время коренным изменениям, как вследствие общего прогресса х-ва, так и вследствие контактов с осн. носителем этих изменений - русским населением, все более расселявшимся по стране. Общей чертой этих изменений у народов, занимавшихся присваивающими видами х-ва, было сокращение используемых территорий из-за внедрения разл. видов производящего х-ва, в т.ч: промышленности, а также его интенсификация за счет повсеместного распространения огне-стрельного оружия, мототранс-портных средств и др. совр. орудий. В земледелии произошла механизация осн. видов работ, внедрялись хим. удобрения, к-рыми стремились восполнить менее тщательный уход за землей, вызванный коллективизацией и сокращением сел. населения. Кочевое скотоводство полностью сменилось полукочевым, когда осн. масса населения живет в стационарных поселках, а передвигающиеся (в тундре) или откочевывающие на летние пастбища (в степях) стада сопровождают лишь небольшие группы пастухов. Все это почти разрушило традиц. уклад и виды х-ва и привело к тяжелым экологич. последствиям. Повсеместно распростру нились черты унифицированной культуры - стандартные дома, одежда т.н. городского типа. Традиц. одежда сохраняется там, где она доказала свое преимущество, напр, меховая одежда у жителей тундры, или где ее бытование поддерживается консервативными установками, напр, у нек-рых горских народов Кавказа.

Copyright © 2000-2009.

RUSSIA.YAXY.RU
All rights reserved

 

   Рейтинг@Mail.ru    Rambler's Top100

Этнография России