Россия | Великая страна

Российский фольклор

История России

География России

Этнография России

Российский фольклор


Российский фольклор


 

Содержание раздела:

ДВОРОВОЙ

ЧУДИЩЕ ДВОРОВОЕ

Шли наши стрельцы ляха воевать и остановились на ночлег в глухой деревне на Смо-леншине. Троих удальцов разместили в избе плотника Архипа. Ладная изба, с резьбою деревянною, вся, как невеста, счастьем светится.

Ранним утром вышел стрелец в сени кваску испить, обратно врывается весь белый, перекошенный.

— Хозяин! — орет благим матом. — Дядь Антип! Там у тебя во дворе змеюга ползает! С головой петушьей! И с гребнем! Вот я ее укокошу! — И к своей амуниции кинулся.

— Постой, постой, экий ты прыткий, — спокойно так, неторопливо отвечал АН-ТИП. — Не змея это, а наш дворовой. Дворовушко! Днем он и впрямь обличьем вроде змеи, только показывается не всем, а самым отчаянным смельчакам. А ночью — мужик вроде нас с тобою, только росточком вдвое ниже. Ты пойми, служивый: без дворовушки прибытку в хозяйстве не жди! Да нешто у вас в Москве все дворовые повывелись? Ты думаешь, зачем нынче, глухой ночью, я послал нашу бабку поставить на поветь чашу с пивным суслом? Дворовушку задобрить. Не то пришлет вместо себя беса окаянного, тот всю скотину загубит.

Слушал Антипа молодой стрелец — и верил, и не верил. А часа через три, перед самым выступлением нашего воинства дальше в поход, сел Антип на любимого вороного конька и начал ездить по двору. А его старуха-мать махала с крыши во все стороны помелом да приговаривала:

— Батюшко- дворовой! Не уходи! Двор не разори, животину не погуби! Лихому, бесу окаянному, пути-дороги не кажи!

Откричала старуха. Антип же обмакнул помело в дёготь — да и провел полосу по стенке хлева.

— Вот и отметили зазубрину на лысинке у дворовушки, — пояснил стрельцам. — Теперь лихой, бес окаянный, за версту дом мой обойдет... Да что дивуетесь, люди служивые? Нешто повывелись в ваших краях дворовые?

БЕЛАЯ ЛОШАДЬ

Однажды крестьянин купил лошадь гнедой масти, но лошадь каждое утро оказывалась потною. Знающие люди сказали, что ее невзлюбил дворовой и каждую ночь ездил на лошади и мучил ее. Желая увидать воочию дворового, на ночь хозяин пошел в конюшню и там затаился в яслях.

Около полуночи явился в конюшню дворовой — в образе человека с длинным ременным арапником — и начал гонять лошадь по конюшне, ругаясь, что-де дурак хозяин не покупает лошадь белой масти, тогда бы он стал любить и холить ее.

После этого хозяин купил белую лошадь и опять пошел в конюшню на ночь наблюдать за дворовым. Опять в полночь явился он в том же виде и начал хвалить хозяина, что-де купил такую лошадь. Сбегал куда-то из конюшни и притащил овса, сена и начал кормить лошадь: после этого она сделалась до того хорошей, что начали завидовать все соседи.

 

Дворовой — это почти то же, что домовой, только живет сей дух не дома, а во дворе, и отдает он все свое внимание не людям, а домашней скотине.

Нрав его порою бывает злобен: дружит он только с собакой и козлом, а тех животных, которых невзлюбил, мучает беспощадно: эта скотина спадает с тела, не ест, грива у нее спутана, хвост в репьях, общипан...

Чтобы устрашить пакостника, иные хозяева вешают на потолке убитую сороку, уж больно ненавидит дворовой эту птицу. Однако не век же ей висеть! Лучше уж с дворовым дружить, а этой дружбы добиться не трудно, если ему кое в чем потакать: не держать, например, белых кошек, белых собак и сивых лошадей (соловых и буланых он тоже обижает, а холит и гладит только вороных и серых).

Если же случится так, что нельзя отказаться от покупки лошадей нелюбимой масти, то их вводят во двор не иначе как через овчинную шубу, разостланную в воротах шерстью вверх.

Не придется дворовому по нраву новый конь — загоняет до смерти ночью, приглянется — гриву ему в косички заплетет, будет холить, чистить, корму сам подбросит.

Не любит дворовой ни телят, ни овец, поэтому хозяйки спешат унести новорожденных в избу, чтоб дворовой «не изломал», не погубил, не изувечил.

Там ягненка или теленка надобно скорее сунуть головою в устье печи: как говорится, «подрмлить», сроднить с домом. Теперь он уж свой, теперь о нем заботу дворовой на себя возьмет.

Нередко хозяева терпят беды от бурных и шумных ссор, какие заводят между собой соседние дворовые.

Мужику, который сумеет угодить дворовому, удача за удачею: покупает он дешевле всех, продает с прибылью, рожь его цветет невредимо, в то самое время, как у соседей побита градом, — и так далее. Дворовой и лешему не даст потешиться в хозяйском саду, и ведьме не позволит задаивать хозяйских коров — он устраняет всякий убыток и противодействует замыслам нечистой силы.

Поздней осенью, 8 ноября по старому стилю, а по нынешнему — 21 (в Михайлов день), знающие хозяева спешат ублажить и задобрить дворовых, если хотят не ссориться с ними, если хотят, чтобы во дворе все было по-доброму в предстоящую зиму. «Не ублажи дворового до Михайлова дня — он уйдет со двора, а на свое место пришлет лихого (то есть черта)!» — говорят люди.

Copyright © 2000-2009.

RUSSIA.YAXY.RU
All rights reserved

 

   Рейтинг@Mail.ru    Rambler's Top100

Российский фольклор