Россия | Великая страна

Российский фольклор

История России

География России

Этнография России

Российский фольклор


Российский фольклор


 

Содержание раздела:

КИКИМОРА

ПРО КОШКУ И КИКИМОРУ

Наняли одни люди плотников — строить дом. Но хозяева плохие попались: кормили работников скудно, да и при расчете обманули.

Вот плотники обиделись и подсадили в новый дом кикимору. Среди них был один, который умел такие штуки делать. Вырезал деревянную куколку, на голопу ей шерсть прилепил смолой, обернул в тряпицу под вид юбки, пошептал чего-то — п готово недоброе дело. И так-то она лютовала, кикимора эта... По полу целыми ночами топала, посудой гремела, чашки и плошки била. И никакие знахари помочь не могли, потому что подсаженную кикимору вывести очень трудно. В конце концов эти люди плюнули — и съехали к родне: может, думают, надоест кикиморе одиночество, да она сама сбежит?

И вот, пока изба стояла без жильцов, пришли сергачи с медведями и попросились туда на постой. Обрадовалась кикимора, что снова люди пришли.

«Ну, — думает, — я вам отомщу за то, что меня тут скучать бросили! Узнаете, на что я способна!»

И сдуру, не зная, с кем связывается, набросилась ночью на медведя. Косолапый, конечно, помял ее так, что она заревела и бросилась из той избы бежать. Поселилась на горели-ше, на самой окраине села, а хозяева в конце концов вернулись в свой дом и стали там жить-поживать. И вот через какое-то время подходит к их дочери на улице какая-то женщина — малехонькая, худехонькая, чернехонькая, глазки злобные, косые, и спрашивает:

— Слышь-ка, ты вон в том живешь?

— Да.

— А кошка от вас ушла?

А те люди и впрямь держали кошку, которая как раз окотилась, поэтому девочка ответила:

— Нет, не ушла. Живет по-прежнему, еще и котят принесла! Женщина ручонками всплеснула и бежать. Бежит да приговаривает:

— Теперь совсем беда: зла была кошка, когда одна жила, а теперь, с котятами, и вовсе в дом не подступишься!

С тех пор о кикиморе не было ни слуху ни духу. ...

Е. ЧЕСТНЯКОВ. БЫВАЛЫЦИНА

И Кикимора тоже в голбце да подполье, и на подволоке, и под подволокой.

— А какая она?

— Седая. Кикимора — тоже ходит везде, на седале кур ощипывает. Когда керкают курицы ночью — а это кикимора. А ежели пряхи оставят не благословясь — кудель прядет, только шерготок стоит: шур-шур..

 

Пращуры наши почитали кикимору злым божеством ночных кошмаров, а позднее — недобрым духом крестьянской избы. Более правильно, очевидно, все же произносить это слово как «шишимора», где «шиш», «шишко» — черт, нечистый дух, а «мора» — привидение, мора, наваждение, имя древней богини смерти.

Родится кикимора у красной девицы от Змея Огненного, а потому проклята еще до своего рождения. От этих проклятий детище пропадает из утробы матери, и нечистая сила переносит его за тридевять земель, к злым колдунам, где оно и нарекается кикиморой, злым летучим духом. К семи годам вырастает заклятое детище, научается всякому недоброму волшебству. С виду кикимора тонешенька, малешенька, голова с наперсточек, а туловище не толще соломинки. Но, несмотря на свое убожество, видит она далеко по поднебесью, скоро бегает по земле.

Никем не знаючи, пробирается кикимора в крестьянскую избу, никем не ведаючи, поселяется за печку. Отсюда и выходит она по ночам, чтобы проказить с веретенами, прялкой, вязаньем, начатой пряжей. Берет бабье рукоделье и садится на своем излюбленном месте — в правом от входа углу, подле самой печи. Сидит ли, прядет ли кикимора — беспрестанно подпрыгивает на одном месте. Только и слышно, как свистит на всю избу веретено, крутятся нитки. Впрочем, хоть кикимора и прядет, толку от ее работы нет. Перепутает нитки, скомкает куде-лю, а потом уберется за печку, чтобы и там стучать коклюшками, пугая малых детей.

Но это еще ничего — так, озорство! Вот если привидится она с прялкой на передней лавке, быть в доме покойнику. И если кого невзлюбит — всех из избы выгонит своими причудами. Ничто кикиморе не по сердцу: и печь не на месте, и стол не в том углу, и скамья не по той стене. Принимается она все бросать, швырять, перестанавливать.

Колдуны могут подселить кикимору в жилище, а также способны на это плотники и печники — если недовольны расчетом с хозяевами. Такие подселенные кикиморы особенно беспокойны, сладу с ними нет никакого, и они частенько выживают хозяев из дому. Но с ними можно сладить, если заплатить работникам как следует: кто кикимору навел, тот ее может и вывести.

Плохо, если уйдет она из избы жить в курятник. Всем курам перья повыщиплет! Можно, конечно, там повесить «курячьего бога» — камень с природной сквозной дыркою. Можно все в избе перемыть настойкой горького корня папоротника: кикимора его очень любит и за угождение может всех оставить в покое. Но самое лучшее и надежное — призвать на Герасима-грачевника (4/17 марта) знахаря, и особыми, потайными заговорами изгнать непрошеную гостейку. Весьма помогает комок верблюжьей шерсти с ладаном, подложенной под шесток с присловьем: «Ах ты, гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее, а не то задерут тебя каменными прутьями, сожгут огнем-полымем, зальют черной смолою!» Боятся кикиморы медведей, и в прошлом часто серга-чей (медвежьих поводырей) нарочно приглашали для отпугивания этой нечисти.

Copyright © 2000-2009.

RUSSIA.YAXY.RU
All rights reserved

 

   Рейтинг@Mail.ru    Rambler's Top100

Российский фольклор