Россия | Великая страна

Российский фольклор

История России

География России

Этнография России

Российский фольклор


Российский фольклор


 

Содержание раздела:

КОЛЯДА (коледа)

КОЛЯДКИ

Уродился Коляда
Накануне Рождества.
За горою за крутою
Да за речкою быстрою
Стоят леса дремучие,
Во тех лесах огни горят,
Огни горят палюшие,
Вокруг огней люди стоят,
Люди стоят — колядуют:
— Ой, Коляда, Коляда,
Ты бываешь, Коляда,
Накануне Рождества!

Пришел Коляда
В канун Рождества.
Дайте коровку,
Маслену головку!
А дай бог тому,
Кто в этом дому,
Ему рожь густа,
Рожь уживиста;
Ему с колоса осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна — пирог.
Наделил бы вас бог
И житьем, и бытьем;
И богатством,
И создай вам, бог,
Еще лучше того!

Виноградье красно по чему спознать?
По чему — дом Устина Малафеевича?
У его вот у двора все шелкова трава,
У его-то у двора все серебряный тын;
Ворота у него дубовые;
Подворотенки рыбья зубья.
На дворе у него да три терема:

В первом терему да светел месяц;
Во втором терему красно солнышко;
В третьем терему часты звезды.
Что светел месяц, то устинов дом;
Что красно солнце, то Улита его;
Что часты звезды, малы детушки.
Да дай боже Устину Малафеевичу
С борзых коней сыновей женить;
Дай боже Улите Хавроньевне
С высока терема дочерей выдавать.
Подари, сударь, колядовшиков;
Наша Коляда ни рубль, ни полтина,
Наша Коляда всего пол-алтына.

 

Всем известно, что «колядовать» — петь праздничные песни, получая за это угощение и подарки, принято на Рождество. И как-то принято считать, что колядки связаны с Новым годом. Однако обычай этот куда более древний, чем кажется. Еще в ту пору, когда Новый год славяне отмечали 1/14 сентября или 1/14 марта, они в декабре праздновали Рождество Сварожичй Коляды — рождение юного бога света и тепла. Происходило это на нынешний день Спиридона-солноворота (24 декабря/6 января), когда начинает, пусть на воробьиный скок, удлиняться день. В это же время чествовали щедрую богиню Ладу; не отсюда ли другое название колядок — «щедровки»?

Знаком Коляды было колесо с семью раскрашенными в яркие цвета спицами — знак солнца, а в центре колеса должен был гореть огонь — пук соломы, свеча или факел. Призывая Коляду как можно скорее прислать на землю тепло, снег посыпали цветными лоскутьями, втыкали в сугробы сухие цветы, заботливо сберегаемые с лета. В печах в этот день гасили на некоторое время все очаги и разводили в них новый огонь, называвшийся Колядин огонь.

Поскольку Коляда был сыном бога Сбарога, обычным воплощением которого в домах считался большой сноп, то и Коляду изображал снопик или соломенная кукла, сделанная на Рождество.

Коляду почитали также как бога мира, веря, что он содействует жизни между народами в полном согласии. Чсрнобог наущал их между собою ссориться, и от этого невинно лилась человеческая кровь. Потому чествовали Коляду не только в привычный ему день 24 декабря/6 января, но и всякий раз, когда устанавливался мир после войн с враждебными племенами.

Имя Коляды и по сей день постоянно звучит в колядках, которые содержат старинные магические заклятья: пожелания благополучия дома и семье, требование подарков от хозяев — иначе скупым предрекалось разорение. Иногда сами подарки: печенье, каравай — назывались Колядой. Сопровождалось все это ряженьем в коня, козу, корову, медведя и других животных, воплощавших плодородие.

Copyright © 2000-2009.

RUSSIA.YAXY.RU
All rights reserved

 

   Рейтинг@Mail.ru    Rambler's Top100

Российский фольклор