Россия | Великая страна

Российский фольклор

История России

География России

Этнография России

Российский фольклор


Российский фольклор


 

Содержание раздела:

ПЛОТНИКИ

КАК ХОЗЯЕВ УЧАТ

 1.

Однажды плотники не получили сверх расчета обычного угощения пивом и водкой и ушли недовольные. Хозяин, потирая руки от радости, что и дом готов, и денежки сберег, послал сына посмотреть новую избу.

Вернулся тот перепуганным и рассказал отцу про такое диво, что тот сам пошел проверять и увидел то же самое. Только что вошел он, как выскочила маленькая мышь, за ней другая, побольше, и еще больше, а последние стали выбегать ростом в сытую кошку.

— Запрягай, сынок, поскорее лошадь, поезжай за тем мастером, зови его обратно, а еще захвати четверть водки! — в ужасе закричал хозяин, понимая, что жить в таком доме его семье будет невозможно.

Воротили плотника, приняли с хлебом-солью и низкими поклонами в новом доме. Выскочила маленькая мышь, а мастер только и сказал ей:

— Скажи в стаде, чтобы сейчас убрались вон.

Не успели они выпить по второй, как большие и маленькие мыши труском и вприскочку выбежали из избы мимо них в двери и в поле.

 2.

Недоплатил один мельник плотникам и с первого же дня помола всякий раз его отбрасывало от жерновов с такой силой, что он навзничь валился на пол.

Потом уж вспомнили соседские бабы, как плотники, достраивая хату, приговаривали: «Дому не стоянье, дому не житье, кто поживет, тот и помрет», — и подсмотрели, что бревна тесали они не вдоль, а поперек, а потом напустили червей. Стали черви точить стены, и едва успел хозяин помереть, как развалилась и мельница его.

 

О плотниках с древности распространены в народе многочисленные рассказы, свидетельствующие, насколько мстительны и недоброжелательны эти люди в тех случаях, когда им недоплачивают условленной суммы хозяева и подрядчики. Так как, по известному присловью, их «топор одевает, топор обувает, да он же и кормит» , то мастерство свое они умели довести до замечательного искусства и даже до шаловливых фокусов, которыми успевают они морочить головы темных, суеверных людей. А если отводят глаза да при этом еще застращивают и похваляются местью, то чем и объяснить все это, как не уверенностью их в помощи нечистой силы, с которою они, несомненно, знаются?

За то, что хозяйка докучала попреками, укоряя, что плотники много у нее выпили и еще того больше съели, они посадили ей кикимору: никого не видно, а человеческий голос стонет. Как ни сядут за стол, сейчас же кто-то и скажет: «Убирайся-ка ты из-за стола-то!» А не послушают — начнет швырять с печи шубами или с полатей бросаться подушками. Так и выжила кикимора хозяев из дому. Сказывали знающие люди о причинах этого происшествия, но разное: одни говорили, что либо на стоянке, либо под матицу плотники подложили свиной щетины, отчего и завелись в доме черти. Другие предполагали, что под домом зарыт был когда-то неотпетый покойник или удавленник и что плотники знали про то и намеренно надвинули к тому месту первые венцы, когда ставили сруб. Плотники просверлят дыру и вставят в нее бутылочное горлышко, ветер дует в это незаметное для глаз отверстие, отчего происходит завывание, а хозяин думает, что в его жилище поселили лихого.

Какие-то плотники так наколдовали, что, кто из его семьи ни войдет в новую избу, всякий в переднем углу видит покойника, а если войдут с кем-нибудь чужим — не видят. В первую же ночь сына хозяйского сбросило с лавки на пол. Решили сломать избу и поставить новую. Стали ломать — и нашли в переднем углу, под лавкой, вбитым гвоздь от гроба.

Copyright © 2000-2009.

RUSSIA.YAXY.RU
All rights reserved

 

   Рейтинг@Mail.ru    Rambler's Top100

Российский фольклор