Россия | Великая страна

Российский фольклор

История России

География России

Этнография России

Российский фольклор


Российский фольклор


 

Содержание раздела:

СВЯТОГОР-БОГАТЫРЬ

ОТ СУДЬБЫ НИКУДА НЕ УЙДЕШЬ

Поехал Святогор путем-дорогою широкою, и по пути встретился ему прохожий. Припустил богатырь своего добра коня к тому прохожему, никак не может догнать его: поедет во всю рысь — прохожий идет впереди; ступою едет — прохожий идет впереди. Проговорил богатырь таковы слова:

— Ай же ты прохожий человек, приостановись не со множечко, не могу тебя догнать на добром коне.

Приостановился прохожий, снимал с плеч сумочку и кладывал сумочку на сыру землю. Говорит Святогор-богатырь:

— Что у тебя в сумочке? кыгалэ

— А вот подыми с земли. Сам увидишь.

Сошел Святогор с добра коня, захватил сумочку рукою — не мог и пошевелить; стал подымать обеими руками — только дух под сумочку мог подпустить, а сам по колена в землю угряз. Говорит богатырь таковы слова:

— Что это у тебя в сумочку накладено? Силы мне не занимать стать, а я и сдвинуть сумочку не могу.

— В сумочке у меня тяга земная.

— Да кто ж ты есть, и как тебя именем зовут, величают как по отчеству?

— Я есть Микулушка Селянинович.

— Ты еще скажи, Микулушка, поведай-ка, как мне узнать судьбу Божию?

— А вот поезжай путем-дорогою прямоезжею до росстани, а от росстани сверни влево и пусти коня во всю прыть лошадиную, и подъедешь к Сиверным горам. У тех у гор, под великим древом, стоит кузница, и ты спроси у кузнеца про свою судьбину.

Поехал Святогор дорогой прямоезжею, от росстани свернул влево, пустил коня во всю прыть лошадиную: стал его добрый конь доскакивать, реки, моря перескакивать, широкие раздолья промеж ног пушать. Ехал Святогор-богатырь три дня и доехал до Сиверных гор, до того до дерева великого и до той кузницы: в кузнице кузнец кует два тонких волоса. Говорит богатырь таковы слова:

— А что ты куешь, кузнец?

Отвечает кузнец:

— Я кую судьбину, кому на ком жениться.

— А мне на ком жениться?

— А твоя невеста в царстве Поморском, в престольном во городе, тридцать лет лежит во гноище.

Стоит богатырь, пораздумался: «Дай-ка я поеду в тое царство Поморское и убью ту невесту».

Приехал он к царству Поморскому, ко тому ко городу престольному, приезжал к домишечку убогому, входит в избу; никого нет дома, одна только девка лежит во гноище: тело у нее — точно еловая кора. Вынул Святогор-богатырь кошель денег и положил на стол, взял свой вострый меч и бил ее мечом по белой груди, а затем и уехал из царства Поморского.

Проснулась девка, смотрит: с нее точно еловая кора спала, и стала она красавицей — такой на свете не видано, на белом не слыхано, а на столе лежит денег кошель. На те деньги начала она торговать и наживала бессчетну золотую казну, строила кораблики червленые, накладала товары драгоценные и поехала по славну синю морю. Приехала она ко городу великому на Святых горах и стала продавать товары драгоценные.

Слух про ее красоту прошел по всему городу и по всему царству. Пришел и Святогор-богатырь посмотреть на красавицу — полюбилась она ему. Стал ее сватать за себя, и она пошла за него замуж. Как поженился на ней, и легли спать, увидел он рубчик на ее белой груди и спрашивал жену:

— Что у тебя за рубец на белой груди? Отвечала ему жена:

— В наше царство Поморское приезжал неведомый человек, оставил в нашей избе денег кошель, а я спала крепким сном. Как проснулась — у меня рубец на груди, и точно еловая кора спала с тела, а до той поры-времени я лежала во гноище целых тридцать лет.

Тут Святогор-богатырь дознал, что от судьбины своей никуда не уйдешь.

ГРОБ ДЛЯ СВЯТОГОРА

...Научил Святогор Илью Муромца
Всем своим подвигам богатырским.
Как-то раз они в поле разгуливали,
Увидали они гроб железный в чистом поле.
Что ж такое за чудо-то,
Кому в том гробе лежать суждено?
— Повалился Илья во гроб тот Муромец —
— Он лежит там, ровно малое дитятко.
Знать, не ему определен тот гроб Господом-Богом.
Повалился в тот гроб Святогор-богатырь —
Как будто по нему тот гроб сделан был.
И хочет выйти оттуда, да не может:
Очутились на гробе три обруча железные,
Да и кровля у гроба задвинулась.
Говорит тогда Святогор-богатырь:
— Верно, здесь мне и смерть написана,
Верно гроб сей из тучи выпал.
Припади-ка к земле, Илья Муромец,
Я дуну духом богатырским,
Ты прими от меня к себе силушки.
Припал тогда к земле он низехонько,
Вобрал сколько мог силушки.
— Мне, — говорит, — более не надобно,
Мне довольно столько силы, сколько есть!
Сказывал тогда Святогор-богатырь:
— Прощай теперь, брат крестовый мой,
Распрощусь с тобой навечно здесь.
А сам ты поезжай на святую Русь,
Воюй теперь со всеми богатырьми —
Тебе в чистом поле смерть не писана...

 

Этот былинный герой — старейший и сильнейший из всей дружины богатырской. Во всех былинах Святогор — мученик своей собственной силы. Заключена она в нем, что в душной темнице, день ото дня прибывает, а девать ее некуда: нет на свете богатыря под стать Святогору, не с кем силушкой померяться! Тяжести его не выдерживает земля.

Святогор — воплощение неприменимой, бесполезной, слепой силы, образ древнего великана (например, он кладет себе в карман Илью Муромца вместе с конем — типичное деяние существа сверхъестественного), обреченного на гибель. Образом этой гибели стал гроб, который Святогор и Илья по очереди примеряют к себе, и он приходится в пору Святогору, не выпускает из своих тисков, как бы подчеркивая, что век древних БОЛОТОВ отошел в невозврат-ное прошлое. Перед смертью Святогор передает Илье лишь часть своей силы — той, которая нужна человеку, а не сверхъестественному существу и будет для человека смертельной.

Гибель Святогора в каменном гробу опять же связана с землей: богатырь не может осилить землю, а земля не может носить его.

Copyright © 2000-2009.

RUSSIA.YAXY.RU
All rights reserved

 

   Рейтинг@Mail.ru    Rambler's Top100

Российский фольклор