ПОПАРИТЬСЯ ЗАХОТЕЛОСЬ
Один мельник вернулся домой с ярмарки за полночь и решил попариться. Разделся,
снял, как водится, нательный крестик и повесил его на гвоздик, залез на полок — и вдруг
явился в чаду и дыму страшный мужик с огромными глазами и в красной шапке.
— А, попариться захотелось! — прорычал баенник. — Забыл, что после полуночи
баня — наша! Нечистая!
И ну хлестать мельника двумя огромными раскаленными вениками, пока тот не упал
в беспамятстве.
Когда уже к рассвету пришли в баню домочадцы, встревоженные долгим отсутствием
хозяина, еле-еле привели его в чувство! Долго трясся он от страха, даже голос потерял и с
тех пор ходил мыться-париться не иначе как до захода солнца, каждый раз читая в предбаннике заговор:
— Встал, благословясь, пошел, перекрестясь, из избы дверьми, со двора воротами, вышел в чистое поле. Есть в том поле сухая поляна, на той поляне трава не растет, цветы не
цветут. И так же у меня, раба божия, не было бы ни чирья, ни вереда, ни баенной нечисти!
ПЯТЬ ЗОЛОТЫХ КОЛЕЦ
Однажды собрались девушки на святочную вечеринку, а парни за что-то обиделись
на них и не пришли. Заскучали девицы, и самая смелая из них говорит:
— Пойдемте-ка к бане, кого-то из нас баенник озолотит.
— Как так озолотит? — спрашивают подруги.
— Надобно протянуть руку в окно, коли не трусиха, ну, баенник и насадит на руку
пять золотых колец.
Подошли к бане. Ночь звездная, морозная, луна светит. Самая смелая из всех подруг
сунулась в баньку — да как закричит: кто-то со страшной силой стиснул ей пальцы.
Кое-как помогли ей руку выдернуть, глядь — а на ней и впрямь кольца. Но не золотые, а
железные, к тому же, скованные воедино, так что и руку разжать нельзя.
Только после долгих трудов и молитв удалось кузнецу-кудеснику освободить несчастную от оков нечистой силы!
Баня всегда имела огромное значение для славянина. В нелегком
климате это было лучшее средство избавиться от усталости, а то и изгнать
болезнь. «Баня парит, баня правит, баня все поправит», — говорят до
сих пор. Но в то же время это было таинственное место. Здесь человек
смывал с себя грязь и хворь, а значит, оно само по себе становилось
нечистым и принадлежало не только человеку, но и потусторонним силам.
Но ходить мыться в баню должен всякий: кто не ходит, тот не считается
добрым человеком. Даже банище — место, где баня стояла, — почиталось
опасным, и строить на нем жилое, избу либо амбар, не советовали. Ни
один добрый хозяин не решится поставить на месте сгоревшей бани избу:
либо одолеют клопы, либо мышь испортит весь скарб, а там жди и нового
пожара! За много веков накопилось множество поверий и легенд, связанных
именно с баней.
Как и во всяком месте, здесь обитает свой
дух. Это банный, банник, байник, баинник, баенник — особая порода домовых, недобрый
дух, злобный старикашка, облаченный в липкие листья, отвалившиеся от веников. Впрочем,
он легко принимает облик вепря, собаки, лягушки и даже человека. Вместе с ним здесь обитают его жена и дети, но встретить в бане можно и овинников, и русалок, и домовых.
Если хочется увидеть нежить в бане, надо
зайти туда ночью и, заступив одной ногою за
порог, скинуть с шеи крест и положить его под
пятку.
Банник со всеми своими гостями и челядью
любит попариться после двух, трех, а то и шести смен людей, а моется он только грязной водой, стекшей с людских тел. Свою красную
шапку-невидимку он кладет сушиться на каменку, ее даже можно украсть ровно в полночь — если повезет. Но тут уж нужно бежать
как можно скорее в церковь. Успеешь добежать, прежде чем банник проснется, — будешь обладать шапкой-невидимкой, иначе банник догонит и убьет.
Вообще в бане надо вести себя осторожно.
Например, с крестом в баню не идут; его снимают и оставляют в предбаннике или вовсе
дома. Все вообще, из чего моются, считается
нечистым: тазы, кадки, ушаты, шайки, ковши в
банях. Пить в бане воду, приготовленную для
мытья, хотя бы она была чистая, — нельзя.
Если не соблюдать этих правил или появиться в бане не вовремя, баенник накинется,
станет бросаться горячими камнями, плескаться кипятком; если не убежишь умеючи, то есть
задом наперед, может совсем запарить, а все
будут думать, что просто угорел человек.
Он не любит родильниц, которых в старину
выводили в баню; но их там нельзя покидать
одних. Вообще баенник не прочь злобно подшутить над женщинами, и, заслышав хрип и храп,
вой за каменкой или хохот и свист, им надо
как можно скорее бежать прочь. Если баба в
бане станет браниться и посылать своих детей
к черту, баенник может содрать с нее кожу с
головы до ног.
Чтобы он не проказил, не вредил в новой
бане, в прежние времена приносили в дар черную курицу. Такую курипу, не ощипывая перьев, душили (а не резали) и закапывали под порогом.
Добиваются расположения баенника тем,
что оставляют ему кусок ржаного хлеба, густо
посыпанного крупной солью. Полезно также
оставлять в кадушках немного воды и хоть маленький кусочек мыла, а в углу — веник: баенники любят внимание и заботу!
На ночлег банный пускает в том случае,
если путник вежливо попросит у него позволения: «Хозяинушко-батюшко! Пусти ночевать!»
Такого прохожего банник охраняет от всякой
нечистой силы. Когда леший хотел однажды затаскать человека в бане, банник не позволил:
«Нет, нельзя, он у меня просился!»
У банного хозяина спрашивают разрешения, когда желают истопить баню: «Банный хозяин, дай мне баню истопить!» — и так трижды. В бане нельзя стучать или громко говорить,
иначе баенник рассердится и напугает.
Выйдя из бани, ее хозяина надо поблагодарить.
|