Россия | Великая страна

Российский фольклор

История России

География России

Этнография России

Российский фольклор


Российский фольклор


 

Содержание раздела:

БОГИНКИ

ЗМЕИ-МСТИТЕЛЬНИЦЫ

Жила-была одна девушка. Полюбила она парня и загуляла с ним, а потом родила втайне от всех дитя, задушила и похоронила в лесу. Снова начала любиться с парнем, и снова родила дитя. И его погубила, и третьего своего ребеночка.

Только хотела идти домой с третьей могилки, как вдруг ноги ее точно бы приросли к земле и почудилось, будто что-то холодное поползло вверх по ее телу. Девица чуть не сошла с ума от ужаса, когда увидела, что по ней ползают три змеи.

Две присосались к грудям, а третья обвилась вокруг шеи, словно тяжелое ожерелье, и никакими силами снять их было нельзя. Что она только ни делала — змеи жили отныне при ней неотлучно. Только в бане сваливались с ее тела, но стерегли каждый шаг, пока злодейка мылась, а потом снова опутывали ее своими кольцами.

Не передать, какая тоска брала ее в те минуты, когда змеи принимались сосать ее молоко! Легче казалось умереть, чем перенести это.

От тоски и постоянного угрюмства скоро утратила она прежнюю красоту, сделалась нелюдима и безобразна. Поселилась на краю деревни, в покосившейся избушке, и всяк норовил обойти ее дом стороной.

Как-то заметили люди, что она слишком долго не появлялась в деревне. Затревожились: не померла ли ? Самые храбрые заглянули в дом и увидели старую-престарую одежду, в которой всегда ходила хозяйка. На кучке ветоши лежали три змеи, а самой ее нигде не было.

Так и сгинула она. Правда, рассказывали, что случалось кое-кому встречать ее в лесу. Бегала она там голая, страшная, горбатая, с растрепанными волосами и злым, свирепым лицом. Когда в деревне рождалось дитя, она подкрадывалась под окна и норовила поглядеть на ребенка, до смерти пугая молодых матерей. Говорили, что она стала богинкой за свои грехи, и теперь от нее надо беречь младенцев, чтобы не украла их, не подменила суковатым поленом.

 

Предки западных славян представляли себе богинок в виде голых, безобразных, хромых старух (хромота — непременное свойство нечистой силы). Они могут оборачиваться в животных — лягушек, собак, кошек, — являться в виде неясной тени или вовсе оставаться невидимыми. Богинками становились грешные девушки, которые вытравили плод или убили своих внебрачно рожденных детей, а также умершие при родах, клятвопреступницы, самоубийцы. Они обитают в оврагах, лесах, возле прудов и болот — в самых безлюдных и неприютных местах. Являются богинки в полночь, иногда вечером, очень редко — в полдень, но только во время ненастья. У реки их можно видеть стирающими древесную кору или листву — так матери стирают и бьют вальком детские пеленки. Человека, который осмелится им помешать, богинки гонят и бьют. Иногда они подкрадываются к домам и крадут пряжу, пугают рожениц и частенько подменивают детей, оставляя в колыбельках осиновое полено, которое с годами растет и становится большим бревном.

Некоторые богинки пристают к детям по ночам, мучают их страшными снами, насылают порчу. Какой была богинка при жизни, так она себя и ведет, сделавшись нечистым духом. Некоторые из них пугают на пастбищах скот, загоняют в пот лошадей, путают им гривы так, что не расплести.

Copyright © 2000-2009.

RUSSIA.YAXY.RU
All rights reserved

 

   Рейтинг@Mail.ru    Rambler's Top100

Российский фольклор