Россия | Великая страна

Российский фольклор

История России

География России

Этнография России

Российский фольклор


Российский фольклор


 

Содержание раздела:

ВЕДЬМА (ворожея, колдунья)

ЧАРОДЕЙНАЯ СИЛА

Жила-была в одном селении прекрасная девушка по имени Жданка. От женихов у нее отбою не было! Но самые близкие подружки знали, что больше всех был ей по сердцу Свиреп, сын богатой вдовы-знахарки.

Как-то раз встретился на лесной тропе Свиреп с отцом Жданки — а имя его было Первак — и спросил, можно ли к его дочери-красавице присвататься, или отец кого-то другого на примете держит. Хотя сыщется ли жених лучше? Он статен, красив, умен, богат...

— Да лучше я отдам ее уродливому нищему калеке, — ответил Первак, — только не сыну твоей матери!

Плюнул на тропу — и пошел своей дорогою. А Свиреп остался стоять и думать тяжелую думу...

Вспомнились ему разные слухи, которые ходили по деревне про его мать, да только раньше он от них отмахивался и мимо ушей пропускал. Судачили, будто их корова потому лучше всех и больше всех молока дает, что Невея от чужих коровушек молоко тайком отдаивает. А если кто слово ей поперек скажет, то в отместку наденет она бедняге «хомут» — напустит хворь, а то во ржи, овсе либо ячмене содеет залом. Выйдет в полночь во поле, сбросит с себя рубаху и завяжет узлом несколько хлебных колосьев. Кто такой залом сожнет — иссохнет и умрет, кто съест хлеб из такой муки — тоже умрет, а пустит эту солому на подстилку скоту — скот околеет! Будто бы не одну семью извела мстительная Невея своими заломами. Еще шептались, будто сзади под рубахой у нее есть маленький хвостик. В детстве был он не больше вершка, ну а теперь, когда Невее уже за сорок, достиг пяти вершков. А уж это верный признак, что она не простая знахарка, а природная ведьма. И по ночам-де стучатся к ней в дверь огромная ступа-самолетка и чародейный посох. Садится Невея в ступу, берет посох и летает над полями над лесами, а в руках у нее вместо фонаря — мертвая голова, чьи глаза светятся ярче луны!

Прибежал Свиреп домой и все матери прямо в лицо и выложил: так, мол, и так, из-за твоих ведьмовских проделок Первак мне дочку не отдает.

Взвизгнула Невея страшным голосом, ударилась оземь, обратилась черной кошкой и выбежала из избы. Свиреп попытался ее за хвост схватить, да замер, словно в землю вколоченный. Так и простоял до утра столбом посреди избы.

А утром воротилась его мать... чуть живая, с отрубленной ногой. Слегла в постель и сказала, что скоро помрет. Потому что когда она в образе черной кошки подкралась к Перваку, чтобы отомстить ему и перегрызть горло, тот не растерялся, схватил со стены старую свою саблю и рубанул наотмашь. Кошка успела отскочить, но задней лапы лишилась.

Послала мать сына в лес за целебными травами, но пока шел он через деревню, узнал, что собирается народ идти искать черную ведьму, которая напала ночью на Первака. Ежели найдут бабу с отрубленной ногой, та ведьма и есть. И тут-то ей конец придет!

Понял Свиреп, что теперь Жданка для него навеки потеряна, пошел на реку да и утопился с горя.

Очень жалели его односельчане. И Невею никто с тех пор не трогал. Зачем? И сына единственного она потеряла, да и сама, по слухам, скоро помрет.

Но время шло, а Невея все никак не могла умереть. И никто не знал, что она поклялась отомстить...

Жданка по своему милому убивалась страшно! Каждую ночь его во сне видела и просыпалась вся в слезах. И вот снится ей однажды Свиреп грустный-прегрустный и говорит дрожащим голосом:

— Будь милосердна, Жданка, навести мою бедную мать. Она ведь лежит совсем одна, беспомощна, некому ей даже воды подать. А если не исполнишь моей последней воли, значит, ты меня и не любила никогда, и не встретимся мы с тобой в светлом саде Ирии, где после смерти обретают блаженство все любящие сердца.

Подхватилась Жданка — ночь на дворе. Луна светит во все небо.

Не стала девушка ждать утра — поскорее оделась и побежала через все село к дому Невеи. Вошла — да так и ахнула! Освещенная ярким лунным лучом, лежит на кровати худая, изможденная старушонка. С трудом узнала Жданка красивую, белолицую, черноглазую Невею. Пожалела ее, зачерпнула воды резным ковшиком. Приняла Невея ковшик иссохшей рукой, выпила до дна и подает его обратно Жданке:

— Возьми, дитятко.

Ох, нельзя, нельзя ничего брать от умирающей ведьмы! Но Жданка этого не знала. Протянула руку — и взяла ковш.

С лютым хохотом откинулась на подушки Невея да и померла. Но не труп лежал перед Жданкой, а копошилась зловонная груда черных змей, жаб и ящериц.

И вдруг... Крыша избы треснула, и в щелях увидела Жданка звездное небо, по которому вихрем мчались черти и нагие бабы с распущенными волосами, верхом на черных кошках да на помелах. Глянула Жданка в пол — и прозрела все толщи земные, до самого подземного царства Озема и Сумерлы. Глянула на стены — и сквозь них увидела горящие глаза леших и лесовунок, подошедших вплотную к дому. И голоса зверей и птиц услышала Жданка, и поняла, что вместе с ковшом Невея передала ей всю свою чародейную ведьмовскую силу. Чудилось, вошло в нее все древнее знание о мире!

В это время кто-то стал ломиться в дверь. Испуганная девушка распахнула ее — ив избу, приплясывая, ввалилась большая ступа, украшенная диковинными узорами, да длинный посох. А на дне ступы лежала мертвая голова с горящими очами.

И не хотела Жданка, а поделать ничего с собой не могла: схватила голову за длинные седые волосы, в другую руку взяла посох, вскочила в ступу да и вылетела сквозь развалившуюся крышу в высокое небо, освещенное полной луной. Закружились вокруг нее черти и ведьмы, ударил в лицо ветер, в последний раз мелькнули внизу очертания родной деревни...

И больше Жданку никто никогда не видел.

 

Старинное наименование злых колдуний происходит от древнего слова «ведать». В эпоху матриархата все женщины считались ведуньями, ведьмами, знающими особые, запредельные тайны. Позднее люди рассудили, что это знание им дает связь с нечистой силой.

Говорят, что ведьмы бывают природные и ученые. Первые рождаются у женщин, имевших любовную связь с чертом, или у простых людей, но при особенных условиях. Например, если в семье девять девочек, то десятая будет ведьмой. Ученые ведьмы перенимают чары у колдуний, нечаянно взяв у умирающей какой-то предмет или нарочно вступив в сговор с нечистой силой. Та женщина, которая хочет сделаться ведьмой, должна отречься от отца и матери и от всего рода до двенадцатого колена. При этом она должна стоять на перекрестке (это нечистое место, где всегда много клубится чертей), бросив под ноги ликом вниз икону. После отречения перед ведьмой появится громаднейшая жаба с разинутой пастью, в которую нужно влезть. Если женщина испугается и вернется домой, то непременно умрет.

Ведьму распознать нелегко. Безошибочно чуют их собаки и кошки-первыши, то есть первенцы, а также те, у кого над глазами желтые пятна. Но таких щенят и котят очень трудно вырастить, потому что ведьмы стараются их как можно скорее погубить. Из трубы ведьми-ной избы дым всегда идет против ветра. А еще у тех, кто знается с нечистой силой, две тени. Чем опасна ведьма? Она насылает порчу на людей и животных (и при этом, если захочет, может исцелить самую страшную болезнь), разводит влюбленных и разрушает добрые семьи — просто так, от злобной души, — выдаивает молоко у чужих коров, так что у них вымя сохнет, наводит погибель на чужие поля (делает заломы и прожины, снимает спорину с хлеба) , может учинить засуху. Сделать это ведьме нетрудно: она отгоняет дождевую тучу, отмахивая ее своим передником, или крадет росу, собирая ее с поля в большую белую скатерть. Если она повесит потом эту мокрую скатерть у себя дома, с нее дождем будет течь молоко, а у соседних коров не выдоится ни капли. Ведьма способна спрятать месяц за тучу или вовсе скрасть его с небес, так что на всей земле воцарится непроглядная тьма, годная для свершения злых дел. В присутствии ведьмы ни у какой пряхи работа не спорится, потому что вся нить идет на веретено колдуньи. Ей не составляет особого труда наслать град, ураган, наводнение, пожар.

Больше всего вреда наносят ведьмы в полнолуние или новолуние, в грозовые «воробьиные» ночи, когда черт воробьев меряет, а еще накануне больших годовых праздников: на Ивана Купалу, Юрьев день, Благовещенье, Пасху, Рождество. Ведьмы владеют способностью летать по воздуху на помеле, кочергах, в ступах и т.п.

Также для ночных полетов ведьма варит особое зелье. В ход идет рута, шалфей, кровь черной кошки, убитой на перекрестке, а также чародейная трава тирлич. Соком ее колдуньи натирают тело. У некоторых ведьм хранится вода, вскипяченная вместе с пеплом купальского костра. Обрызгав себя такой водой, она немедленно взмывает в воздух и может лететь куда заблагорассудится.

Отправляется ведьма на темные дела из своих жилищ непременно через печную трубу, но редко остается в своем истинном, человеческом облике. Является она в образе черной свиньи или черной же кошки, жабы или сороки, белым клубком или в виде перекати-поля. Если увидишь колесо, которое катится само собой, или стог сена, который мечется по полю, можно не сомневаться: им скинулась ведьма. Меняет она облик, ударившись об пол, а иногда, как все оборотни, перекувыркнувшись через 12 ножей или осиновый пень. Известно: если человек, обороняясь, отрубит у такой кошки или свиньи ухо или лапу, выбьет глаз, то ведьма поутру обнаружится раненная, истекающая кровью или окривевшая. Тому, кто намерен прикончить ведьму, надо знать: бить ее лучше всего тележной осью или дугой, причем приговаривать: «раз», а слова «два» не говорить ни в коем случае, не то к злодейке вернется вся ее сила, и она человека изломает.

Чтобы заградить ведьме вход во двор и дом, на воротах надо укрепить свечу, зажженную на Сретенье (2/15 февраля) или метлу на длинной палке. В столбы ворот втыкают зубья бороны, колючие растения, в щели ворот — крапиву, ветки осины, березы, клена, возле ворот ставят борону зубьями вперед или вилы, на порог кладут нож, косу, топор — ведьмы боятся острого железа.

На Афанасия-ломоноса (18/31 января), а также на Герасима-грачевника (4/17 марта) знахари ведьм со Руси гонят. Недаром говорят, что «умеючи и ведьму бьют!».

Приглашенный на изгнание ведьмы знахарь ночью приходит к зовущему — знают о его приходе только большак-хозяин с хозяйкою: без соблюдения этого условия ничего не выйдет. В полночь приступает вещий гость к выполнению обряда: начинает заговаривать трубы — так как ведьмы влетают в жилье только этой, проторенною дорогою.

Под «князек» забивает он клинья, рассыпает по загнетке заранее собранную из семи печей золу и после этого отправляется к деревенской околице. Здесь он тоже сыплет золу, приговаривая невнятные слова заговора.

Ведьма, желая нанести кому-нибудь вред, влетает в трубу; но как только будет труба заговорена, то весь дом и двор уже свободны от ее проказ. Или бросится лихая за тридевять земель от села, или разобьет себе голову, если только ступит босою ногою на рассыпанную золу, которая была взята от семи печей.

За свою связь с нечистой силой и таинственные способности ведьма наказана трудной, мучительной смертью. Она не может умереть, пока не передаст кому-нибудь, хоть бы и случайному человеку, своего знания. И душа ее не расстанется с телом, пока не разберет потолок и крышу. У ведьм, точно так же как у колдунов, после смерти высовывается изо рта язык, необычайно длинный и очень похожий на лошадиный.

Затем начинаются беспокойные ночные хождения из свежих могил на старое пепелище (на лучший случай — отведать блинов, выставляемых за окно до законного сорокового дня, на худший — выместить запоздавшую и неостывшую злобу и свести неоконченные при жизни расчеты с немилыми соседями). Чтобы избавиться от этого, ведьму надо зарыть лицом вниз, да еще подрезать ей подколенные жилы. Успокаивает ведьм и осиновый кол, вбитый в могилу.

Copyright © 2000-2009.

RUSSIA.YAXY.RU
All rights reserved

 

   Рейтинг@Mail.ru    Rambler's Top100

Российский фольклор