Россия | Великая страна

Российский фольклор

История России

География России

Этнография России

Российский фольклор


Российский фольклор


 

Содержание раздела:

ВЕДЬМАК

КАК ОТЕЦ СЫНА СПАС

Был на селе парень молодой, и связался он со вдовой-красавицей. А про ту вдову ходили слухи нехорошие: дескать, знается она с черной силою. Много народу уговаривало молодца развязаться с бабой нехорошей, но пуще всех старался отец. Еще бы! Ведь он и сам был не простой человек, а ведьмак и не раз встречался с пригожей вдовушкой на Лысой горе.

Но сын никого не слушал и собирался на своей милушке жениться — к великой печали всех деревенских невест.

Но так случилось, что вдова в одночасье померла. И похоронили ее на сельском кладбище как добрую женщину, совсем позабыв вбить в могилу осиновый кол.

А ночью наш молодец, томимый глубокой тоской, пошел к дому покойницы — и вдруг видит, что светится в окне огонечек. Подошел ближе — и не поверил своим глазам: сидит его любовница на лавке — краше прежнего! Кинулся глупец в избу и сжал ее в объятиях. Ну что ж, сильно любил, на все готов был ради нее. Все ночь они миловались, а с третьим петушиным криком, как это водится у нечисти, вдова исчезла, посулив непременно быть завтра.

Пришел молодец домой, ног под собой не чуя.

— Где ты был? Что так бледен? — спросила матушка.

Он ничего не ответил и улегся спать. Но отец сразу заметил огромный кровоподтек на шее сына — как раз там, где вдова, ставшая после смерти упырицей, высасывала из него живую кровь.

То же повторилось и на следующую ночь. Когда, при третьем крике петуха, вдова, сытая и довольная, возвращалась к себе в могилу, на кладбище ее подстерег ведьмак и стал умолять не губить его сына.

— Кабы не ты, он давно женился бы, — причитал ведьмак. — Нам с женой последняя утеха на старости лет: внучат понянчить. Не губи парня!

— Вот еще! — ответила упырица. — Непременно погублю. Разве это справедливо — мне в могиле сырой лежать, а ему с молодой женой любиться? Нет уж! Мой он. Владела им — и буду владеть, покуда в гроб не сведу. Один денечек и осталось ему пожить, а на следующую ночь испустит дух твой сыночек!

И с шумом провалилась в могилу.

Ну а на третью ночь, только вдова встала из могилы, ведьмак ждал ее с осиновым колом наперевес. Долго бились они, долго тщились победить друг друга. Хоть и силен был ведьмак, вдова, напившаяся свежей, молодой крови, начала его одолевать.

И тогда выкрикнул ведьмак светлую Христову молитву. Ночные небеса просветлели, и послышался звучный глас:

— Ты просишь о помощи, ведьмак? Так и быть, помогу ради светлой и праведной души твоего сына. Но знаешь ли ты, что после этого конец тебе придет? Провалишься прямиком в ад и вечно будут мучить тебя бесы за все твои прегрешения, за то, что вязался с нечистой силою?

— На все готов, только бы сына спасти! — выкрикнул ведьмак — и в ту же секунду обрел новые силы, а упырица затряслась, как осиновый листочек.

Повалил черную вдову ведьмак и вонзил ей осиновый кол прямо в сердце.

А наутро кладбищенский страж, который всю ночь дрожмя дрожал в своей сторожке, позвал сельчан, и они увидели синюю, страшную вдову-упырицу с осиновым колом в груди и мертвого ведьмака-отца. Руки его были сложены на груди, а в них горела свечка, зажженная неведомой божественной силой — как последняя милость небес к этому несчастному грешнику.

 

Ведьмак — один из самых таинственных персонажей восточной славянской мифологии.

Как и ведьма, он может быть прирожденным и наученным: продавшим душу дьяволу уже в зрелые голы. У прирожденного нет волос, бороды, усов и прочих признаков мужественности, зато у него есть небольшой хвостик с четырьмя волосками; если заглянуть ведьмаку в глаза, увидишь, что там все отражается вверх ногами.

У ведьмака две души: человеческая и демоническая. Ночью, через отверстие под коленной чашечкой, под бедром или под копчиком, душа ведьмака может выходить из тела.

Ведьмак насквозь видит всех ведьм и колдунов в округе, управляет ведьмами, которые исповедуются перед ним в том вреде, который они причинили людям. Накануне Рождества и Пасхи ведьмаки собираются на перекрестках дорог, там танцуют, веселятся и любезничают друг с дружкой, а также летают на Лысую гору.

Часто ведьмак использует свои способности для сведения счетов с недругами: может вынуть у человека глаза и вернуть их на место без какого-то вреда, подуть в рот и вынуть все зубы, посмотреть в глаза таким взглядом, что человек сейчас же разболеется и через несколько дней умрет.

Умеет управлять пчелами, разгонять тучи. Против него бессильны чары русалок.

Ведьмак способен быть оборотнем: он превращается в коня, мотылька, волка и т.п.

Его, как и ведьму, можно распознать: если под церковным порогом закопать косточки ножек ягненка, тогда ведьмак не сможет выйти из церкви; если в кипящую воду бросить конскую подкову и камень, то ведьмак будет мучиться и придет в дом, чтобы вылечить испорченную им корову.

Вообще говоря, некоторые ведьмаки умеют делать лишь добро: заговаривают болезни, лечат людей и животных, запрещают ведьмам делать зло, защищают людей.

Когда умирает ведьмак, наступает засуха или идут долгие дожди.

Ведьмак не теряет своей силы и после смерти: дерется на могилах с мертвецами, не пропуская их в село, и всегда побеждает.

Как и всякий человек, запродавший душу дьяволу, ведьмак после смерти вполне может сделаться упырем, поэтому хоронить его лучше по старинному обряду, заведенному для предохранения от ведьм: вбивать в сердце осиновый кол, класть в гроб лицом вниз, подрезать сухожилия на ногах, чтоб неповадно было бродить по селу ночами, в рот сунуть осиновую щепу.

Copyright © 2000-2009.

RUSSIA.YAXY.RU
All rights reserved

 

   Рейтинг@Mail.ru    Rambler's Top100

Российский фольклор