|
|
||||||
|
|||||||
|
Российский фольклор |
||||||
Содержание раздела: |
ВЕЛИКАНЫ (велеты, волоты)МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙПосле сотворения мира жил-был на земле великан. Был он так громаден, что не мог найти себе ни крова, ни приюта. И вот задумал он взойти на беспредельное небо. Идет — моря ему по колено, горы переступает и взобрался, наконец, на высочайшую из земных скал. Радуга — этот мост, соединяющий небо с землею, — принял его и вознес к небесным обитателям. Однако боги не пожелали пустить его в заоблачные выси, — ведь они сотворили великанов для жизни на земле, как и людей, — и он навеки остался между небом и землей. Тучи — ему постель и одежда, крылатые ветры и птицы носят ему пищу, а радуга, наливаясь водой, утоляет его жажду. Но тяжко, скучно ему одному: горько рыдает великан, и слезы его дождем льются на поля и нивы, а от его стонов рождаются рокочущие громы. ТРИ БРАТАДревнейшие, незапамятные времена на беломорских островах Калгуеве, Жогжи-не и Кончаковском наволоке жили три брата-богатыря по имени Калга, Жогжа и Кончак. Они славились своими волшебными чарами и собирали с промышленников большую дань. Первые два брата имели один общий топор и в случае надобности перебрасывали его через море, разделявшее их жилища на полные восемьдесят верст. То же делали и с котлом, в котором они варили себе уху или кашу. За свою жадность и грабительство Калга и Жогжа были наказаны Перуном, который явился неведомо откуда, испепелил их ударом батога-молнии и затем исчез. Последний брат, Кончак, был самый сильный великан и никого на свете не боялся. Раз он похитил красавицу и увлек ее в свой дом. Но она обошла великана лестью и стала выпытывать: можно ли одолеть его? — Когда я сух, — отвечал Кончак, — меня не одолеет никакая сила. Но когда я выйду из бани, взять надо мной верх может и малый ребенок. Через несколько дней после этого признания, когда Кончак вышел из бани, его окружила вооруженная толпа и предала жестокой смерти. СЛЕЗЫ ДЕВИЧЬИДевице-красавице посватались два брата: старший — глупый и уродливый — волот и младший — пригожий добрый молодец. Невеста хотела отказать старшему, но побоялась разозлить его и предложила обоим братьям бросить по камню: чей упадет дальше, за того она и замуж пойдет. Младший брат бросил камень с такой силой, что сердце у него разорвалось от натуги. Камень улетел за версту. Бросил камень старший брат. Особо и не старался великан, а камень упал аж за семь верст от этого места и пробил в земле дыру. Вот какой силач был великан. С горя красавица зарыдала и бросилась в эту пропасть. Слезы ее дали начало новому источнику целебной воды.
Наши предки были твердо убеждены, что сначала боги сотворили великанов, а уж потом людей. Когда еще только создавались материки и моря, места на земле было очень много, поэтому все получалось таким громадным и просторным. И самые первые существа, которых сотворили боги, тоже были огромными. Особенно нравились они богу Велесу, оттого и названы в его честь: «велий» — означает большой, великий. И уже они по приказу богов насыпали высокие горы, прорыли русла рек и впадины озер, рассадили леса. Наши славянские велеты родственны древнегреческим гигантам и титанам. Жили они в неприступных горах, дремучих лесах, диких степях, и молва сохранила нам их баснословный облик и чудовищную силу. Великан Буря-богатырь сражается с ветрами. Горыня (иначе его называют Горыныч, Вер-нигора, Вертигор) часто является героем русских сказаний вместе с Дубыней и Усыней. Издревле он считался спутником Игруна: по воле бога-громовника Горыня выворачивает камни, ломает горы, валит деревья и запруживает завалами реки. Обладая сверхчеловеческой силой, иногда он помогает главному герою, иногда мешает ему. Ему не трудно перенести гору с места на место, перебросить ее с руки на руку, проложить новую дорогу среди непроходимых отрогов. Если исследовать более древние мифы, можно предположить, что имя Горыни происходит не от слова «гора», а от «гореть», то есть три богатыря — воплощение трех основных стихий: Горыня — огонь, Дубыня — земля, УСЫНЯ — вода. Дубыня (Вернидуб, Дубынич, Вертодуб, Ду-гиня) — лесной великан. Он способен принимать образ Змея и охраняет Пекло — древне-славянский ад. В своих необозримых лесах Дубыня ведет себя как заботливый хозяин — дубье верстает, то есть выравнивает: «который дуб высок, тот в землю пихает, а который низок, из земли тянет». Вместе с Горыней и Усыней он выступает как помощник главного героя, но частенько в его натуре берут верх слабость, тщеславие, жадность, и тогда он опускается до предательства — как, впрочем, и прочие исполины. ' УСЫНЯ (Усыныч, Усынка, Крутиус) несколько напоминает того самого змея из русских сказаний, который запрудил реку своим необъятным телом, только тут в дело пошли его невероятные усы. Вот как описывается он: «Усыня спер реку ртом, рыбу варит да кушает, одним усом реку запрудил, а по усу, словно по мосту, пешие идут, конные скачут, обозы едут, сам с ноготь, борода с локоть, усы по земле тащатся, крылья на версту лежат». Наши славянские великаны несколько схожи с античными титанами, которые некогда были побеждены богами-олимпийцами и ввергнуты в бездны Аида. Точно так же как титаны уступили Зевсу, Горыня, Усыня и Дубыня всегда побеждаемы и покоряемы Иваном, человеком-богатырем, и хоть порою выходят из повиновения, все же вынуждены служить ему. У великанов были жены-волотки — великанши, богатырки. Баба-Алатырка или Баба-Горынинка, например, ни в чем не уступали мужьям, а разъярившись, даже превзойти их могли. Болотами называли и неких обитавших в подземных пещерах полулюдей об одном глазу, одной руке и одной ноге, которые, чтобы сдвинуться с места, принуждены были стать по двое, но уж тогда бегали с немыслимой быстротою, могли при случае обогнать и самого Полкана. Куда же девались великаны? По народным поверьям, одни из них погибли в борьбе с чудовищными змеями, другие были истреблены богами за гордыню и вред, приносимый людям, а кто-то погиб от голода, не в силах себя прокормить. Древние курганы, под которыми упокоились исполины, волоты и богатыри, названы в народе волотками. Но еще говорят, что великаны никуда не делись. Просто они становились все меньше ростом и слабее силами, пока не сравнялись с людьми. Вполне возможно, в далеком будущем все люди до того измельчают, что сделаются крохотными и будут семеро одну соломинку, подымать. И тогда их будут называть пыжиками. Когда люди вовсе сравняются с мурашками, тогда и конец света придет. |
||||||
|
|||||||
Copyright © 2000-2009. RUSSIA.YAXY.RU |
Российский фольклор |