|
|
||||||
|
|||||||
|
Российский фольклор |
||||||
Содержание раздела: |
ВЕТЕРМАТЬ ВЕТРОВАЖил-был бедный мужик. Жена у него была ленивая и злая, знай пилит и пилит мужа, а по хозяйству ничего не делает. До того прожились, что и хлеба испечь не из чего! Послала его жена к богатому соседу за миской муки. Пока шел мужик обратно, налетел голодный, прожорливый ветер и развеял муку по полю. Злая жена побила мужика и послала его требовать у ветра уплаты за муку. Идет мужик по дремучему лесу и горько жалуется на судьбу. Вдруг навстречу ему старуха с длинными седыми волосами. — О чем, человечий сын, плачешь? — спрашивает. Рассказал ей мужик про свою беду. — О, так это кто-то из моих бедокуров напроказил, — сказала старуха. — Я мать Ветрова, у меня четыре сына: Ветер Восточный, Ветер Полуденный, Западный и Полуночный. Скажи, который развеял у тебя муку? — Полуденный, матушка. — Ступай за мной! Шли они шли, долго ли, коротко, но наконец привела старуха мужика в избушку и положила на печку, да велела в тулуп с головой укутаться: — Сын мой Полуночный Ветер очень холоден — как бы не зазнобил тебя до смерти. Когда братья воротились домой, говорит мать Полуденному Ветру: — Ты зачем проказишь, зачем бедных людей обижаешь? — Кого это я обидел? — А вот кого! — И мать Ветрова показала ему лежащего на печи мужика. Стыдно стало Полуденнику. Побратался он с мужиком и подарил ему волшебный ларчик. Что у ларчика ни попросишь — яств или напитков — сей же миг получишь. Поблагодарил его мужик и отправился домой восвояси. На беду, напали на него в лесу разбойники и отняли ларчик. Воротился злосчастный к брату Полуночнику со слезами, и Ветер дал ему мешок-тучу. И научил: — Только скажи: братья, из мешка! — как вылетят молодцы с дубинками и станут побивать всякого твоего обидчика. Пошел мужик домой — и снова напали на него разбойники. Но он крикнул: — Братья, из мешка! — И вылетели молодцы из мешка, словно ветры из тучи, да так всыпали разбойникам своими дубинками, что все кости им переломали. Воротился мужик к жене, а в избе не варено, не топлено, да еще бросилась баба на него с кулаками: — Почто-де долго ходил? Разозлился он, позвал братьев из мешка, и они научили жену уму-разуму. Тут же и ужин был готов, и в избе все засверкало. С тех пор жили муж с женой хорошо, а мешок с лихими братьями он все же не выбрасывал, а хранил под лавкой. Для острастки. «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
В поверьях наших предков ветры обычно представали существами одушевленными. У них человеческий облик, они наделены разумом, волей, силой. Обитают ветры в местах труднодоступных, за тридевять земель, в море-океане, на острове Буяне, или в небесных заоблачных царствах. Их множество, но главных четыре. В русских преданиях южный ветер облачен в красные одежды, северный — в черные, западный — в белые, а восточный — в зеленые. Фантазия древнего человека представляла их дующими — выпускающими из своих открытых ртов вихри, вьюги и метели. В других сказаниях ветры трубят в огромные рога, выдувая бури и шторма. Ветер и «дух буен», приносящий град и снег, изображаются в виде окрыленных человеческих голов, дующих из облаков. Крылья, данные ветрам, — символ их быстрого полета. По народному поверью, зимние вьюги бывают оттого, что нечистые духи, бегая по полям, дуют в кулак. В высшей степени интересно украинское предание, утверждающее, что старый ветер сидит с закованными устами... предание это примыкает к мифу о грозном владыке демонов, который сидит, окованный цепями, и будет освобожден только при конце мира. Сверх того, веянье ветров сравнивали с действием кузнечных мехов в руках бога-громовника и его помощников. Эти мехи — метафора грозовых туч. Никто не знает, чего ожидать от ветров: добра или зла. Они то вредят, то помогают людям, поэтому их старались умилостивить: «кормили» крупой, кашей, мясом, мукою, а в заклинаниях обещали наварить каши и напечь блинов. Поморы, прося ветры надуть паруса, приговаривали: Сивушки-бурушки,
Вещие вороняюшки, Русские сказки, песни и заговоры наполнены обращениями к ветрам с просьбой о помощи как к существам живым и готовым выручить в беде. На день святого Митрофана (4/17 июня) в старину существовал обычай «молить ветер». Старые старухи сходились для этого после заката за околицей и принимались выкликать по ветру, размахивая при этом руками, следующее заклинание: — Ветер-Ветрило! Из семерых братьев Вет-ровичей старшой брат! Ты не дуй-ка, не плюй дождем из гнилого угла, не гони трясавиц-огневиц с неруси на Русь! Ты не сули, не шли-ка, Ветер-Ветрило, лютую болесть на православный народ! Ты подуй-ка, из семерых братьев старшой, теплом теплым, ты полей-ка, Ветер-Ветрило, на рожь матушку, на яровину-яровую, на поле, на луга дожди теплые, к поре да ко времечку! Ты сослужи-ка, буйный, службу да всему царству христианскому — мужикам-пахарям на радость, малым ребятам на утеху, старикам со старухами на прокормление, а тебе, буйному, над семерыми братьями наиболыпему-старшо-му, на славу! Ветер всемогущ, как истинное божество. В сказке о Царевне-лягушке эта вещая жена режет полотно на мелкие лоскутки и бросает в открытое окно, причитывая: «Буйные Ветры! Разнесите лоскутки и сшейте свекору рубашку». В другой раз она режет на кусочки шелк, серебро и золото и выбрасывает в окно с приговором: «Буйные Ветры! Принесите ковер от моего батюшки», — то есть чародейка, обращаясь к ветрам, заставляет их приносить облака, в которых поэтическая фантазия видела небесные одежды и ковры-самолеты. В русских заговорах упоминается семь братьев, буйных ветров, и к ним воссылается мольба навеять в сердце девицы любовную тоску, так как они наносят дождевые облака, участвуют в весенних грозах и таким образом помогают любовному союзу неба с землею: «Встану я и пойду в чистое поле под восточную сторону. Навстречу мне семь братьев, семь Ветров буйных. — Откуда вы, семь братьев, семь Ветров буйных, идете? Куда пошли? — Пошли мы в чистые поля, в широкие раздолья сушить травы скошенные, леса порубленные, земли вспаханные. — Подите вы, семь Ветров буйных, соберите тоски тоскучие со всего света белого, понесите к красной девице в ретивое сердце; просеките булатным топором ретивое ее сердце, посадите в него тоску тоскучую, сухоту сухоту-чую». Плодотворящая сила весенней грозы соединилась и с сопутствующими ей ветрами. Как первый весенний гром пробуждает земную природу (только после его ударов земля, по народному убеждению, принимается за свои роды, и деревья начинают одеваться зеленью), так о весеннем ветре говорят, что он приносит семена (то есть семя дождя) из страны вечного лета и разбивает почки деревьев. Такие олицетворения ветров — отголосок отдаленной языческой старины... Ветры не только дышат на землю теплым веянием весны, принося с собой благодатные дожди: они несут на своих крыльях град и снега, возбуждают и зимние вьюги и метели. В наших преданиях морозы связываются с бурными, зимними ветрами... Страшны ветры, что обращаются в леших, летящих на тройке быстрых коней-призраков. Но еще страшнее те, которые нападают на людей, вызывая мор («поветрие»), умопомрачение и «трясение членов», язвы, нарывы, опухоли (килы). Для лечения «ветровым духом» болезней обычно призывали колдунов. Однако народная молва утверждает: даже самый свирепый ветер (как и бурю на море) можно укротить, распевая былины. Недаром же сказано в былинных концовках: Синему морю на тишину. Всем добрым людям на послушание. В «Слове о полку Игореве» ветры названы внуками Стрибога: «Это ветры, Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами». «Стри» — означает воздух, поветрие. Кумир Стрибога в 980 году, при Владимире Красное Солнышко, был с великим почтением установлен в Киеве, на Подоле. |
||||||
|
|||||||
Copyright © 2000-2009. RUSSIA.YAXY.RU |
Российский фольклор |