Россия | Великая страна

Российский фольклор

История России

География России

Этнография России

Российский фольклор


Российский фольклор


 

Содержание раздела:

ВИХРОВОЙ ВСТРЕЧНИК (вихревик, дедушка безрукий)

БЕСОВСКАЯ СВАДЬБА

Шел мужик по дороге темной ночью, и, как только добрался до росстаней, вдруг потемнело в ясных звездных небесах и упал на землю вихрь. Да такой, что бедняга не устоял на ногах и упал. И понесло его, поволокло, закружило... он уже начал отходную читать. Самое страшное было в том, что не просто ветер вокруг воет, но слышатся ему развеселые пьяные голоса, припевки, крики «горько» и звонкое чмоканье.

Смекнул тут мужик, что попал он в зачарованный вихрь, в котором игралась бесовская свадьба. И напрасно ждать, когда такой вихрь утихомирится. Пока дождешься, с жизнью двадцать раз простишься!

Вспомнил мужик старинные сказки, вытащил из-за пояса нож — и что было силы швырнул его в вихревой столб.

Раздался дикий вой и визг. В то же мгновение вихрь развеялся, улеглась дорожная пыль, и мужик увидал беса, приколотого к дороге окровавленным ножом. Вес прыгал на одном копытце, рвался улететь, но не мог — и жалостно молил о пощаде, суля выполнить любое желание мужика.

Отпустил мужик нечистика не прежде, чем выторговал новую избу, плодородную пашню и удалого коня, а для сына — самую красивую и работящую невесту.

 

Встречник-вихровой — злой дух, находящийся в вихре. Это нечистая сила, которая, увидев, что поднимается гроза, бежит от нее подальше, чтобы не быть сраженной стрелой Ильи-пророка. Желающий увидать вихрь-черта, как учат старики и старухи, должен, снявши с себя крест и наклонившись, посмотреть между ног.

Вихрь покажется в образе огромнейшего человека, машущего руками и бегущего сломя голову.

Говорят также, что это нечистая сила, которая в виде столба пыли несется по проезжим дорогам за душой умирающего преступника или убийцы. Неосторожного путника он может утащить с собою, и тогда никто и нигде более не увидит его.

Спастись от встречника можно только одним способом: бросив в вихрь острый нож. Тогда смерч рассеется, а нож, упавший на дорогу, окрасится кровью.

Кроме того, по народным поверьям, в крутящемся вихре празднуют свадьбу ведьма с чертом.

Они невидимы, но если бросить в смерч нож, нечистые тут же явятся во плоти и пойдут в услужение к смельчаку.

По другим представлениям, встречник — вредоносный дух, подстерегающий путника: навлекает несчастья и сбивает с дороги.

Рассказывают, что в виде вихря могут появляться леший, черт или покойники, умершие неестественной смертью, чьи души блуждают неприкаянными.

В вихре также уносит нечистая сила проклятых матерью детей, проникая ради этого в дом даже через печную трубу. Носятся вихрем и злые помыслы грешных людей.

Существует поверье, что встреча с вихровым — «к голове», то есть вихрь вызван тем, что где-то произошло убийство.

Вихровые духи враждебны человеку, вредят ему, причиняют болезни, нервные расстройства.

Иногда черт насвистывает сильный ветер и уносит к себе тех, кто изрядно нагрешил в этой жизни.

Сильный, разрушительный вихрь, который проносится весной, срывая крыши с домов и амбаров, называется крышенником. В нем во главе с дедушкой безруким переносится с места на место нечистая сила.

Вся жуткая, разрушительная сила вихрово-го обрисована в старинном заговоре-отсушке, то есть говоримом для уничтожения любви: Л «Пойду я в поле на травы зелены, на цветы лазоревы. Навстречу мне бежит дух-вихорь из чистЬго поля со своею негодною силою, с моря на море, через леса дремучие, через горы высокие, через долы широкие; и как он бьет травы и цветы ломает и бросает, так же бы рабу бо-жию (имярек) бил, ломал и бросал, и на очи не принимал, и до себя вплоть не допушал, и казался бы тот человек пуще змея лютого, и жгло, и палило бы его огнем, громом и молнией. Тому слову моему нет края и конца, ни переговору и недоговору».

Живой вихрь иногда обладал вещей силой. Например, на Мартына-лисогона (21 августа/3 сентября) его заклинали на перекрестках, желая выведать, какой будет зима.

Существуют некоторые меры предосторожности, которые необходимо соблюдать тем, кто не хочет сделаться добычей вихрового-встречника. Например, следует избегать росстаней в ненастную погоду. Во время грозы или ненастья нельзя есть под открытым небом, потому что нечистая сила, которая кружится в вихре, непременно приостановится там, где почует еду.

При встрече с вихрем следует поклониться в землю и сказать: «Вихрь, тебе одна дорога, мне другая», — в надежде, что он услышит и отвернется в сторону. Вообще ни в коем случае не следует его бранить — оттого он еще пуще ярится. Ну а в самом крайнем случае надо бросать в него нож с приговором: «Аминь, аминь, рассыпься!»

Если же встречник нанесет на путника какую-то хворь, то от нее излечивались, прося прощения у земли.

Становились на колени, клали земные поклоны на все четыре стороны и приговаривали: «Прости, матушка сыра земля, раба божьего (имярек)». А впрочем, в народе верят, что излечить болезни, полученные от вихрового, невозможно.

Copyright © 2000-2009.

RUSSIA.YAXY.RU
All rights reserved

 

   Рейтинг@Mail.ru    Rambler's Top100

Российский фольклор