|
|
||||||
|
|||||||
|
Российский фольклор |
||||||
Содержание раздела: |
КОСТРОМА И КОСТРУБОНЬКАП. МЕЛЬНИКОВ-ПЕЧЕРСКИЙ. В ЛЕСАХУ молодежи накануне Петрова дня /30 июня/12 июля/ свои хлопоты: последняя «хмелевая ночка подходит», завтра надо Кострому хоронить... Вечером, только закатится солнце, и сумрак начнет по земле расстилаться, девушки с молодцами, звонко песни играя, выходят гурьбой за околицу, каждая охапку соломы тащит. Выбрав укромное место, раскладывают костры и при свете их вяжут Кострому из соломы. Одевши ее в нарядный сарафан недавно вышедшей замуж молодицы и убравши цветами, молча, без шуток, без смеха кладут на доску возле воды. А. РЕМИЗОВ. КОСТРОМАЧуть только все оденется листочками и теплое небо завьется белесыми хохолками, сбросит Кострома свою колючку — ежовую шубку, протрет глазыньки да из овина на все четыре стороны, куда взглянется, и пойдет себе. Идет она по талым болотцам, по вспаханным полям да где-нибудь на зеленой лужайке и заляжет; лежит-валяется, брюшко себе лапкой почесывает — брюшко у Костромы мя-конькое, переливается. Любит Кострома попраздновать, блинков поесть да кисельку клюквенного со сливочками да с пеночками. А так она никого не ест, только представляется: поймает своим желтеньким усиком мушку какую, либо букашку, пососет язычком медовые крылышки, а потом и выпустит, пускай их! Померла Кострома, померла! И подымается такой крик и визг, что сами звери-зверюшки, какие вышли было из-за ельников на Костромушку поглазеть, лататы на попятный, — вот какой крик и визг! И бросаются все взахлес на мертвую, поднимают ее к себе на руки и несут хоронить к ключику. Померла Кострома, померла! Идут и идут, несут мертвую, несут Костромушку, поют песенку. Ожила Кострома, ожила! С криком и визгом роняют наземь Костромушку, да кто куда — врассыпную. Мигом вскочила Костромушка на ноги, да бегом, бегом, — догнала, переловила всех, — возятся. Стог из цветочков! Хохоту, хохоту сколько — писк, визготня. Щекочет, целует, козочку делает, усиком водит, бодает, сама поддается, — попалась! Повалили Кострому, салазки загнули, щиплют, щекочут — мала куча! Рассыпался стог из цветочков. Ожила Кострома, ожила! Распаханные поля зеленей зеленятся, в синем лесу из нор и берлог выходят, идут и текут по черным утолокам, по пробойным тропам божий звери, там на гиблом болоте, в красном ивняке Леснь-птица гнездо вьет, там за болотом, за лесом Егорий кнутом ударяет... Песенка вьется, перепархивает со цветочка по травушке, пестрая песенка-ленточка... А над полем и полем, лесом и лесом прямо над Костромушкой небо — церковь хлебная, калачом заперта, блином затворена. С. МАРКОВ. ПРОЩАНИЕ С ЯЗЫЧЕСТВОМСвершаем обряд « Костромы»,
Славяне почитали Кострому как воплощение весны и плодородия — «мать колосьев». Засеянное поле уподоблялось материнскому лону, порождающему зерна, и было священно для земледельца. Отсюда и святость хлеба. На празднике посвящения в мркчины хлеб переламывали над головами юношей. В старину хлеб вообще не резали ножом, ибо он живой, яко человек. Празднества в честь уборки урожая украшались даже четырехпудовыми хлебами! If В древних обрядах проводов Костромы (проводах весны) ее изображала молодая женщина, закутанная в белое, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах Костромы ее воплощает соломенное чучело женщины. Чучело сжигают или топят с обрядовым оплакиванием и смехом. Этот ритуал должен был обеспечить вечное плодородие земли. Хоронили Кострому и в Духов день — первый понедельник после Троицы. Кострубонька — мужское воплощение плодородия, как бы Кострома мужского рода. Его изображало соломенное чучело с подчеркнутыми признаками пола. Хоронили его в первый понедельник Петровок, сопровождая обряд проводов разухабистой песнею: Помер, помер Кострубонько, Сизый, милый голубонько! |
||||||
|
|||||||
Copyright © 2000-2009. RUSSIA.YAXY.RU |
Российский фольклор |