|
|
||||||
|
|||||||
|
Российский фольклор |
||||||
Содержание раздела: |
ЛАДАКЛЮЧИК И ШКАТУЛОЧКАКак-то раз отправился громовержец Перун на бой с демоном Зимы, который оледенил всю землю своим смертоносным дыханием, и с тех пор не было о нем ничего слышно. — Наверное, он погиб, — решили боги. — Никогда не воротится! Конечно, они погоревали о великом Перуне, однако кое-кто не умел скрыть своей радости: ведь теперь красавица Лада осталась вдовой! Раньше никто не мог поднять на нее очей — помнили, какая участь постигла дерзкого похитителя Белеса, коего Перун сверзил на землю и едва не испепелил своими молниями. А теперь путь к сердцу Лады свободен. И вот собрались женихи и стали выхваляться своими доблестями. Был среди них Сварог — солнце и Сварожич—огонь, и Стрибог — отец ветров, и все его шальные сыновья, и Дажьбог, и, конечно, Белес, старинный поклонник Лады, и Коре веселый, и страстный Припекало, и Радегаст явился с западных сторон... Кого здесь только не было! Однако Лада сидела печальная и глаз ни на кого не поднимала. — Полно горевать! — упрекнул ее Дажьбог. — Смотри, из-за твоей печали небо облачком затянулось. Сердце у Лады так и застучало: ведь облако всегда было предвестием возвращения тучегонителя Перуна, а теперь он спрятался за ним, как за шапкой-невидимкой. Лада вскочила, радостная, еще красивее, чем прежде, и весело сказала женихам: — Вот вам загадка. Была у меня шкатулочка драгоценная с золотым ключом. Я тот ключ потеряла и найти не чаяла, а теперь он сам нашелся. Кто эту загадку отгадает, за того замуж пойду. Начали гадать женихи. Головы сломали, а ответа найти не могут. Засмеялась Лада: — Ну, довольно вам мучиться. Покажись, мой милый друг! Перун сбросил облачную шапку-невидимку и явился во всей своей грозной красе. — Вот вам и ответ, — сказала Лада. — Шкатулочка — это я, а заветный ключик — мой возлюбленный муж. ^кг.сн'/р ь;>. •: <.-.; Тут начался пир на весь мир в честь возвращения Перуна, однако некоторые гости не больно-то веселились: знали, что рано или поздно громовержец еще припомнит им это сватовство к его прекрасной жене. ХЕРАСКОВ. ВЛАДИМИРИАДА...И златовласая с младенцем зрима Лада. Девицы, окружив кумира в стройном чине,
Лада — славянская богиня красоты, любви и бракосочетаний, семейного счастья, покровительница вдов и сирот, жена Перуна. Но так как любовь порою бывает и причиною горя, то Лада олицетворяла и несчастную любовь. О человеке, который женился без любви, говорили: «Не с Ладою женился!» Чтобы избегнуть таких бед, каждая пара молодоженов приносила богине цветы, живых птиц, мед и ягоды. Великолепный храм Лады стоял в Киеве, а в том храме — статуя несравненной красавицы в розовом венке. Ее золотые волосы были убраны жемчугами, платье изукрашено богатым шитьем и драгоценностями. Она держала за руку крылатого младенца, своего сына и бога любви Леля. Она покровительствовала также матерям и детям. Ее любил весь народ, женщины приносили в жертву вышивки, платки, кольца, которые чаще, чем идолу, оставляли на деревьях в священных рощах. Потом, в христианские времена, подобным образом начали украшать иконы Богоматери, на которую невольно перенеслась прежняя любовь к богине Ладе. а Вообще славяне более охотно обращались с просьбами к богиням, а не к богам. Богов чествовали, их боялись, а богинь, особенно Ладу, просили (все-таки женское сердце более мягко, отзывчиво) — ив благодарность приносили им подарки, устраивали в их честь празднества. Лада наиболее внимательно прислушивалась к просьбам людей, ее называли Щедрыня, а праздник в ее честь (нынешнее Крещение, 6/19 января) — щедровки. Название это сохранилось в некоторых языках до сих пор. В честь Лады пелись песни, восхвалявшие согласие и мир, любовь к людям. Пробивали на замерзших озерах и реках проруби, чтобы «Лада дышала». В эти проруби бросали дары Ладе: пироги, зерно, оладьи (не сохранилось ли воспоминание о богине в звучании этого слова?), — а лед украшали разноцветными лоскутками и поливали разноцветными отварами трав в знак скорого наступления весны. Затем начинались пирова-нья и гулянья. Не из этого ли праздника родилась потом Масленица, которую называют еще Блинная и Оладина? Зимой птицей Лады считалась синичка, для которой старались оставить корм под деревьями или привешивали на ветки кусочки мяса. Другой праздник в честь Лады назывался Стадо — теперешняя Троица. Этой богине посвящались божьи коровки, убивать которых считалось грехом, а также цветок зоря (любисток), возбуждающий сердечную страсть. Олицетворяла Ладу береза, ветви на которой кое-где и по сию пору завивают на Троицу, как будто заплетают богине косы. Неудивительно, что кое в чем это совпадает с почитанием русалок: ведь русалки — это девушки, погибшие от небесной любви, а Лада была именно богиней любви. Впрочем, ее призывали и в начале весны: — Благослови, мати, В старинных праздниках при встрече восходящего солнца всегда призывали эту богиню: — Ой, Ладо! Именно она вместе со своим мужем Перу-ном разгоняла зимние туманы и открывала путь Весне. Считалось, что некогда именно Лада была хранительницей живой и мертвой воды, но потом, когда боги создали людей и насадили для них Ирий-сад, волшебные источники начали бить у корней мирового древа. Как и Жива, и Макошъ (Мокогиъ), и другие богини, Лада была одной из Рожаниц, то есть присутствовала при рождении человека и определяла его судьбу. Лада напоминает Венеру (Афродиту) античного мира и светлую красавицу Фрейю скандинавских сказаний. Сходство с Ладой-Рожаницей у Фрейи еще и в том, что она сопровождает тени усопших в загробный мир, то есть имеет отношение к судьбе человеческой души. |
||||||
|
|||||||
Copyright © 2000-2009. RUSSIA.YAXY.RU |
Российский фольклор |