|
|
||||||
|
|||||||
|
Российский фольклор |
||||||
Содержание раздела: |
МЕДВЕДЬКАК МИР МЕДВЕЖЬЕГО СЫНА ПРИНЯЛЖила-была в одном селе грешная баба, и много она разбила мужских сердец, много разлучила семей. Наконец собрались мужние жены, побили блудницу да и выгнали из села. Ушла она в дремучий лес, и там затащил ее к себе в берлогу медведь. Прижила блудница с ним мальчика. Подрос он и захотел к людям вернуться, а мать с ним. Выждали, пока старого медведя в берлоге не случилось, и бежать. А он воротился — и ну догонять. Поймал женщину и поволок обратно, думает, что сын за матерью придет. Вырвал мальчик из земли дерево — а он уже был силен, как медведь, и половина тела шерстью обросла, — и убил медведя, а мать чуть живую на руки поднял и понес в село. Поселились в пустом доме на окраине. Вышел медвежий сын на улицу, начал с детьми играть: кого за руку — рука долой, кого за голову — головы нет. Возмутился сельский мир: — Тебе с нами жить нельзя, ты скоро всех людей прикончишь. А одной старой бабке жалко стало мальчика, она и говорит: — Дайте вы ему испытание. Знаете, что черти медведей боятся? У нас на мельнице чертей кишмя кишит. Вот коли он оттуда чертей повыведет, то останется в селе. А нет — ну, пускай убирается на все четыре стороны. Ночью медвежий сын отправился на мельницу. А черти облепили мельничное колесо и катаются на нем — вверх-вниз, вверх-вниз. Мальчик схватил лом и давай чертей бить! Бил-бил, они такой крик подняли, что до самого Сатаны стоны донеслись. Тот выглянул из преисподней: — Ах, медвежий сын, пожалей мое воинство, оставь хоть на семена! На тебе золота сколько унесешь, а на эту мельницу никто больше не сунется. Медвежий сын взял десять пудов золота — больше не поднять было, — пошел в село. Деньги матери отдал, и мир его принял. ЛЕСНОЙ ЦАРЬОдин мужик пахал свое поле, да устал. Приостановился отдохнуть, а мимо барыня едет: — Что, мужичок, голову повесил? — Эх, жизнь моя, жистянка! Другие не работают, а барами живут. Я же тружусь весь век и еле концы с концами свожу. А то была не простая женщина, а сама Судьба. Пожалела она горемыку и говорит: — Хочешь сделаться барином? — Хочу! — обрадовался мужик. Через год едет Судьба мимо леса, видит, бродит ее знакомый барин — грустный-прегрустный. — Здравствуй, друг. Чего опять пригорюнился? — Эх, жизнь моя, жистянка! Что проку быть барином? Над ним начальник царь, своего требует. Я бы царем хотел быть. — Ну, быть тебе лесным царем! — рассердилась Судьба и превратила мужика в медведя.
Медведь — зверъ-оборотенъ, лесной воевода, рожденный, по многим легендам, от женщины и лесного зверя «меда». Некоторые уверяют, что это человек, превращенный злым колдуном в зверя. Поэтому он первым на человека никогда не нападет, разве что будет мстить за нанесенную обиду, за рану. Любит мед и молодой овес, и собаки лают на него, совершенно как на человека, не боятся. Много рассказывают случаев, когда, содрав шкуру с убитого медведя, находили под ней человека в рубахе или даже бабу в сарафане. Этот зверь — первый друг лешего. «Медведь — лешему родной брат, не дай бог с ним встренуться!» — говорят жители русских лесов. С ним стараются дружить пастухи, чтоб не заломал коровку или овцу не уволок. Дружба с лесными духами дает ему магическую силу против другой нечистой силы: разбушевавшихся домовых, злобных кикимор, одолевших село лихорадок... Чтобы усмирить злого домового, надо обвести медведя вокруг двора. Повешенная на конюшне медвежья голова защищает лошадей от проказ дворового. Заболевшего лихорадкой следует положить вниз лицом на землю и заставить медведя перешагнуть через него, но так, чтобы коснулся лапой спины человека, а тому следовало приговаривать: «Батюшка, брат мой старшой! Выгони проклятую из головы, из ног, из рук, из могучей груди, из добра живота, из спины и ребер и из черной печени». Даже беременные женщины могли угадать пол будущего ребенка по поведению ручного медведя. Если будущая мать даст зверю хлеба и он рыкнет, родится девочка, промолчит — мальчик. Если медведь привидится во сне — это к богатству, перебежит зверь дорогу в лесу — к охотничьей удаче. Многие моменты народного календаря связаны с поведением этого зверя. На Спиридона-солноворота (12/25 декабря) медведь в берлоге на другой бок поворачивается, зима — на мороз, а солнышко — на лето: «По медвежьему хотению и зима студеная длится: как повернется он в своей берлоге на другой бок, так и зиме ровно половина пути до весны осталась». На Благовещенье (25 марта/7 апреля) он встает из берлоги. Луну охотники называют медвежьим солнышком. Медведь запечатлелся своим неуклюжим обликом во многом множестве пословиц, поговорок, прибауток и загадок. Окрестил русский народ медведя Мишкой, Михайлой Иваньмем, Топтыгиным. Он незлобив и даже добр по-своему — по-медвежьему, — если его не трогать; но охотникам-медвежатникам не следует полагаться на его доброту. Умеет он быть грознее грозного воеводы — того и гляди из «косолапого мишки» превратится в свирепое лесное чудовище. «Отпетыми» зовут завзятых медвежатников, при каждом выходе на охоту провожая их — как на смерть. |
||||||
|
|||||||
Copyright © 2000-2009. RUSSIA.YAXY.RU |
Российский фольклор |