|
|
||||||
|
|||||||
|
Российский фольклор |
||||||
Содержание раздела: |
НОЧЬЧЕРНОЕ ПОКРЫВАЛОЦарица ночи прекрасна, как мечта. Когда она веет своими легкими крылами над землей, все погружается в блаженное оцепенение. Люди смыкают вежды, птицы прячут голову под крыло, звери дремлют в норах, цветы смыкают свои лепестки, чтобы отдохнуть от дневного жара, и даже ветер, чудится, затихает, не мчит по полям, не клонит долу вершины дерев. «Я делаю людей счастливыми, — подумала как-то раз Ночь. — Сон дарует им отдых, во сне сбываются самые заветные их мечты, утихают горькие слезы вдов и сирот. Во сне несчастные влюбленные обладают владычицами своих сердец. Все это делаю для людей я, Ночь. А День пробркдает их к заботам и невзгодам, к нерешенным задачам, к несбывшимся желаниям и косым взглядам недоброжелателей. Наверное, если бы кто-нибудь спросил людей, чего они хотят, они предпочли бы вечную ночь». И она так уверила себя в этом, что всерьез решила царить на земле безраздельно. Но как это сделать? Долго думала Ночь и решила соткать плотное черное покрывало, крепкое, как сеть. Лишь только Солнце появится на небосводе, Ночь окутает его покрывалом, свяжет покрепче и забросит куда-нибудь за горы, за моря, чтобы не мешало людям наслаждаться вечным покоем. Она тотчас уселась за работу, и вскоре непроглядно-черное покрывало было соткано. Лишь только начали меркнуть в небесах первые звезды, Ночь не удалилась, как обычно, с Земли, а кинулась навстречу Солнцу. Светило так удивилось, узрев ее, что даже растерялось, и Ночи удалось набросить на его сияющее чело свое покрывало и быстренько затянуть крепкие узлы. Потом она потащила Солнце в дремучий лес. Перевела дух, огляделась... Какая красота царила на земле! Какая тишина! Звезды вновь вернулись в небеса и светили ярче прежнего. Ночные белые цветы испускали сладостное благоухание, и Ночь счастливо улыбнулась. А петухи — как ненавидела царица ночи их пронзительные вопли! — молчали. Они тоже спали, как и все живое. Но что это? Жалобный крик вдруг нарушил ее блаженство. Потом другой, третий... Ночь вгляделась во тьму и своими чудесными очами, которые могли проницать сквозь стены домов, увидела плачущих детей. Вокруг них толпились ночницы — детские кошмары. Ободренные тем, что утро не настало в положенный час, ночницы воротились к детским колыбелькам и принялись щипать и мучить несчастных детей. Ночь видела, как разверзались могилы и из них выходили упыри и упырицы. Они облизывались от жадности, мечтая высосать кровь из спящих, беспомощных людей, которых не разбудят ни петухи, ни лучи утреннего солнца. Лешие сгрудились на опушке леса и с вожделением посматривали на спящие селения. — Скоро мы вволю повеселимся! — слышались их голоса. — Если люди спят, скоро все их хозяйство придет в запустение, поля зарастут травой и деревьями. Тогда настанет царство леших! Да и из всех ямин и подземных провалов вдруг поползла темная нечисть. Теперь не блаженные вздохи и спокойное дыхание слышалось со всех сторон, а мучительные стоны людей, которые никак не могут пробудиться от страшных сновидений. — Подите прочь! — закричала царица Ночи, однако темные силы не слышали ее. — Ты ведь сама вызвала нас к жизни, — ответил только какой-то морок в образе ужасного змееглавого чудища. — Почему же кричишь? Смотри, как мы будем расправляться с людьми. — Ну уж нет, — пробормотала Ночь, дрожа от отвращения. — Не бывать этому! Она метнулась в дремучий лес, вытащила из-под кустов крепко связанное Солнце и принялась торопливо распутывать те узлы, которые сама же навязала. Солнце вырвалось в небеса, своим сиянием изгнав всю ту нечисть, которая успела расплодиться по земле. Ох, как стремительно бросились в свои логовища упыри и упырицы, кошмары-ночницы и прочие чудища! А Ночь, понурив голову, смиренно удалилась в свое царство, унося с собой обрывки покрывала, которые влачились по земле и цеплялись за кусты и деревья, словно густой туман.
Смена дня и ночи в древности объяснялась так: некое подземно-подводное чудовище о двух головах — спереди и сзади — вечером проглатывает Солнце, а поутру его изрыгает. День и Ночь, беспрестанно между собою враждующие брат и сестра, — воплощение Света и Тьмы. Они представлялись древним народам высшими, бессмертными существами: божество света — День и божество мрака — Ночь. Показываясь ранним утром на краю неба, одетого ночной пеленой, Солнце как бы рождалось из тьмы, а захождение его вечером уподоблялось смерти; скрываясь на запад, оно отдавалось во власть Морены, богини ночи и смерти. Ночью Солнце в ладье, влекомой лебедями, утками, гусями и прочей водоплавающей дичью, плывет по подземному океану. Утром оно подплывает к своему золотому дворцу на востоке и вскоре выезжает из него на колеснице, запряженной белыми златогривыми конями. Так и вершится вековечно суточный круг. В некоторых сказаниях говорится, что Солнце объезжает небесный свод, меняя лошадей: на светлых или белых катается оно днем, на черных или вороных — ночью. Утренняя и Вечерняя Зори впрягают ему тех или других коней в колесницу. Уподобление Ночи черным коням встречается в сказках. Вспомним, как девушка идет добывать огня у бабы-яги, чародейной властительницы небесных гроз. Мимо поочередно пролетают два всадника — один весь белый, на белом коне, другой — красный на красном коне. А когда дошла до избушки, «едет еще всадник, сам черный, одет во всем черном и на черном коне; подскакал к воротам и исчез, как сквозь землю провалился — настала ночь». Баба-яга пояснила, что белый всадник — утро, красный — день, а черный — темная ночь. Ночь, обыкновенно отождествлявшаяся с мрачными тучами, называется в мифах также черной коровой. Даже загадки посвящены этому: «Черная корова весь мир поборола», «Черная корова людей колет, а белая воскрешает», — то есть ночь усыпляет, а день пробуждает. Древнее поверье сближало ночь со смертью, а она тоже часто олицетворяется черной коровой. Именно в таком образе представляют крестьяне чуму рогатого скота, так называемую Коровью смерть, которая по ночам ходит между стадами и истребляет их заразой. Часто ночь называют волком: «Пришел волк — весь народ умолк, ясен сокол пришел — весь народ пошел», — то есть с приходом ночи люди предаются покою, а с прилетом дня-сокола пробуждаются и спешат заняться делами. Ночи предшествует Вечерняя заря. Летом в ее угасающих бликах над колосящимся хлебом можно увидеть Мерцану — легкокрылую зарницу. Ночь — время разгула потусторонних сил, губительных для рода человеческого. Особенно неистовствует нечисть в зимние Святки и в ночь на Ивана Купалу. А полночь всегда страшна. Ежели отчаянный храбрец рискнет в это время выйти из дома, то рискует столкнуться с Полуночником — хозяйственным божком вроде домового, обходящим деревню. |
||||||
|
|||||||
Copyright © 2000-2009. RUSSIA.YAXY.RU |
Российский фольклор |