Россия | Великая страна

Российский фольклор

История России

География России

Этнография России

Российский фольклор


Российский фольклор


 

Содержание раздела:

ПОЛКАН

НА ДИВЬЕЙ ГОРЕ

Во времена незапамятные жил в одном селе дюжий молодец Таран. Отец его пас лошадей, и еще мальчишкою пропадал Таран на конюшне, а когда подрос, тоже стал ко-непасом. Любил он этих прекрасных животных больше иных людей, потому что кони чисты сердцем и никогда не злоумышляют против себе подобных.

И вот однажды его гнедая кобыла принесла жеребенка, да какого! Загляденье: сам белоснежный, в золотистых крапинах, и грива отливает золотом. Много находилось охотников купить у Тарана сокровище златогривое, много злата-серебра за него предлагали, да все уходили ни с чем. «Видать, злат-конь Тарану милее царь-девицы!» — шутили односельчане.

Однажды на выпасе, близ березовой рощи, среди бела дня увидал Таран: кто-то, в одеянье, сверкающем, как солнце, явившись неведомо откуда, вскочил на златогривого и ускакал прямо в небеса. Долго горевал наш молодец, долго горькую думу думал: сказать отцу-матери — не поверят, поведать о такой диковинной пропаже добрым людям — засмеют.

И пошел он вечером к ведуну Мрачуну, что жил в избенке на краю села. Пришел, отдал в дар черного петуха, рассказал свое горе. Мрачун петуху голову отсек, погадал на запекшейся крови, да и вымолвил:

— Конька твоего приглядел сам бог Святовид. Радуйся, смертный, и гордись!

— А чему тут радоваться? — развел руками Таран. — Подсоби вернуть златогривого.

— Нет, в дела богов ведуны не встревают, — нахмурился Мрачун.

— Тогда подскажи, где отыскать Святовида!

— Ежели жизни своей молодой не жалко, иди на полдень за три реки и семь раздолий прямо к Дивьей горе. Там обиталище Святовидово, когда он на земле пребывает.

Долго ли, коротко, взошел наконец Таран на Дивью гору, к чертогам златоверхим приблизился, сияющим, словно солнце. Смотрит — невдалеке пасется его златогривый. Хотел он коня взнуздать да умчаться на нем, да тут стража выскочила, привела его пред очи самого Святовида.

— Плохой из тебя конепас. Что ж так худо оберегаешь коней? — вопросил бог. — Даже своего любимца не сберег.

— Коней я стерегу хорошо, — дерзко ответствовал Таран. — Да кто ж выстоит против воли божественной?..

— Не робок ты, гляжу, человече. Давай поступим так: коня златогривого — мне, а одну из моих царь-девиц — тебе.

И опять не сробел перед огненным взором Святовида наш молодец. Сказал:

— Не дело простому конепасу жениться на царь-девице. А с конем моим златогривым я и сам себе невесту добуду!

— Добудешь, добудешь, — ответствовал бог, роняя слова, будто тяжкие каменья. — Отныне ты и все твои потомки станут Полканами — полуконями, полулюдьми. Будете до скончания веков стеречь моих коней и искать себе невест. Ступай прочь, Полкан!

С той поры и завелись на земле полканы. Время от времени они похищают в лесу или чистом поле девиц и продолжают свой род, как завещано Святовидом.

 

Славяне почитали Полкана полубогом и приписывали ему сверхъестественную силу и невообразимую прыткость бега: ведь до пояса он имел тело и сложение человеческое, а ниже пояса являл собою коня, так же, как и древнегреческий кентавр. Был Полкан необычайно отважен и воинствен, и когда древние предки наши воевали, он и его сородичи норовили непременно выступить им на подмогу и сражались столь отважно, что слава их пережила века! Изображали его с луком и стрелами или с вырванным из земли деревом.

Copyright © 2000-2009.

RUSSIA.YAXY.RU
All rights reserved

 

   Рейтинг@Mail.ru    Rambler's Top100

Российский фольклор