|
|
||||||
|
|||||||
|
Российский фольклор |
||||||
Содержание раздела: |
СВЯТОГОР-БОГАТЫРЬОТ СУДЬБЫ НИКУДА НЕ УЙДЕШЬПоехал Святогор путем-дорогою широкою, и по пути встретился ему прохожий. Припустил богатырь своего добра коня к тому прохожему, никак не может догнать его: поедет во всю рысь — прохожий идет впереди; ступою едет — прохожий идет впереди. Проговорил богатырь таковы слова: — Ай же ты прохожий человек, приостановись не со множечко, не могу тебя догнать на добром коне. Приостановился прохожий, снимал с плеч сумочку и кладывал сумочку на сыру землю. Говорит Святогор-богатырь: — Что у тебя в сумочке? кыгалэ — А вот подыми с земли. Сам увидишь. Сошел Святогор с добра коня, захватил сумочку рукою — не мог и пошевелить; стал подымать обеими руками — только дух под сумочку мог подпустить, а сам по колена в землю угряз. Говорит богатырь таковы слова: — Что это у тебя в сумочку накладено? Силы мне не занимать стать, а я и сдвинуть сумочку не могу. — В сумочке у меня тяга земная. — Да кто ж ты есть, и как тебя именем зовут, величают как по отчеству? — Я есть Микулушка Селянинович. — Ты еще скажи, Микулушка, поведай-ка, как мне узнать судьбу Божию? — А вот поезжай путем-дорогою прямоезжею до росстани, а от росстани сверни влево и пусти коня во всю прыть лошадиную, и подъедешь к Сиверным горам. У тех у гор, под великим древом, стоит кузница, и ты спроси у кузнеца про свою судьбину. Поехал Святогор дорогой прямоезжею, от росстани свернул влево, пустил коня во всю прыть лошадиную: стал его добрый конь доскакивать, реки, моря перескакивать, широкие раздолья промеж ног пушать. Ехал Святогор-богатырь три дня и доехал до Сиверных гор, до того до дерева великого и до той кузницы: в кузнице кузнец кует два тонких волоса. Говорит богатырь таковы слова: — А что ты куешь, кузнец? Отвечает кузнец: — Я кую судьбину, кому на ком жениться. — А мне на ком жениться? — А твоя невеста в царстве Поморском, в престольном во городе, тридцать лет лежит во гноище. Стоит богатырь, пораздумался: «Дай-ка я поеду в тое царство Поморское и убью ту невесту». Приехал он к царству Поморскому, ко тому ко городу престольному, приезжал к домишечку убогому, входит в избу; никого нет дома, одна только девка лежит во гноище: тело у нее — точно еловая кора. Вынул Святогор-богатырь кошель денег и положил на стол, взял свой вострый меч и бил ее мечом по белой груди, а затем и уехал из царства Поморского. Проснулась девка, смотрит: с нее точно еловая кора спала, и стала она красавицей — такой на свете не видано, на белом не слыхано, а на столе лежит денег кошель. На те деньги начала она торговать и наживала бессчетну золотую казну, строила кораблики червленые, накладала товары драгоценные и поехала по славну синю морю. Приехала она ко городу великому на Святых горах и стала продавать товары драгоценные. Слух про ее красоту прошел по всему городу и по всему царству. Пришел и Святогор-богатырь посмотреть на красавицу — полюбилась она ему. Стал ее сватать за себя, и она пошла за него замуж. Как поженился на ней, и легли спать, увидел он рубчик на ее белой груди и спрашивал жену: — Что у тебя за рубец на белой груди? Отвечала ему жена: — В наше царство Поморское приезжал неведомый человек, оставил в нашей избе денег кошель, а я спала крепким сном. Как проснулась — у меня рубец на груди, и точно еловая кора спала с тела, а до той поры-времени я лежала во гноище целых тридцать лет. Тут Святогор-богатырь дознал, что от судьбины своей никуда не уйдешь. ГРОБ ДЛЯ СВЯТОГОРА...Научил Святогор Илью Муромца
Этот былинный герой — старейший и сильнейший из всей дружины богатырской. Во всех былинах Святогор — мученик своей собственной силы. Заключена она в нем, что в душной темнице, день ото дня прибывает, а девать ее некуда: нет на свете богатыря под стать Святогору, не с кем силушкой померяться! Тяжести его не выдерживает земля. Святогор — воплощение неприменимой, бесполезной, слепой силы, образ древнего великана (например, он кладет себе в карман Илью Муромца вместе с конем — типичное деяние существа сверхъестественного), обреченного на гибель. Образом этой гибели стал гроб, который Святогор и Илья по очереди примеряют к себе, и он приходится в пору Святогору, не выпускает из своих тисков, как бы подчеркивая, что век древних БОЛОТОВ отошел в невозврат-ное прошлое. Перед смертью Святогор передает Илье лишь часть своей силы — той, которая нужна человеку, а не сверхъестественному существу и будет для человека смертельной. Гибель Святогора в каменном гробу опять же связана с землей: богатырь не может осилить землю, а земля не может носить его. |
||||||
|
|||||||
Copyright © 2000-2009. RUSSIA.YAXY.RU |
Российский фольклор |