Россия | Великая страна

Российский фольклор

История России

География России

Этнография России

Российский фольклор


Российский фольклор


 

Содержание раздела:

СЕРЕДА

«НА СИНЕМ МОРЕ СЕРЕДИНСКИЕ ДЕТИ ПОГОРЕЛИ!»

Одна молодка пряла допоздна в ночь на среду, устала до смерти и легла спать, не перекрестясь. Перед сном сказала:

— Матушка Середа, помоги завтра встать пораньше и допрясть! Еще до свету, сквозь сон, слышит — ходит кто-то по избе. Видит — лучина горит, женщина какая печку растапливает, вот подошла к хозяйке:

— Вставай поскорее.

— Да ты кто такая?!

— Я та, кого ты позвала: Середа. Холсты я и допряла, и выткала, теперь белить будем, да воды у тебя нет. Сходи на речку, — сердито отвечает гостья.

Сунула молодке ведра, та побежала на речку, и такой страх ее взял, что постучалась она к соседке: так, мол, и так.

А та была баба мудрая:

— Неладно это! Середа тебя либо на холстах удавит, либо живьем сварит в той же самой воде, которую ты принесешь. Ты вот что сделай: вернись да с крыльца кричи: «На синем море серединские дети погорели!» Она выскочит, а ты вбеги в избу да двери покрепче запри. Мелом кресты нарисуй и погромче молитву твори, но Середу нипочем не впускай.

Молодка так и сделала, и как ни билась в двери Середа, не впускала ее. Тут петухи пропели, Середа завизжала и пропала.

А холсты у бабы остались.

 

Середа — дух дня недели среды, символизировавший также середину, перелом жизни, своеобразное подведение итогов: «Неделя серединой крепка, а век половиною». Принято было в среду поститься, не прясть, чтобы не запорошить кострикою глаза мертвым родителям, соблюдать правила особенного благочестия. Это способствовало излечению от болезней и ладу в доме.

Представляли Середу в образе немолодой женщины в кичке, покрытой полотенцем. Она является в ночь на среду помочь запозднившим-ся рукодельницам, но все это хитрость, чтобы их погубить.

В среду на средокрестной (четвертой) неделе Великого поста пекли кресты на перелом поста, причем запекали в них разные предметы: уголь, или монетку, или деревянный крестик и т. д. Кому что вынется — то и сбудется. Обязательно запекали хлебные зерна — кто их найдет, должен будет бросить при посеве первую горсть.

Так что страх перед Середой смешивался с почтением к этому дню. Например, считалось, что корова, купленная или родившаяся в среду, будет давать много молока.

В страстную среду обливались для здоровья снеговой водой.

Сходна с Середой и Пятница, которая тоже запрещала пряхам работать в свой день.

Copyright © 2000-2009.

RUSSIA.YAXY.RU
All rights reserved

 

   Рейтинг@Mail.ru    Rambler's Top100

Российский фольклор