Россия | Великая страна

История России

История России

География России

Этнография России

Российский фольклор


История России


 

Содержание раздела:

А.В.Поздняков

Cтратегические ориентиры развития России

1. Закономерности функционирования самоорганизующихся систем.

2. Инвариант социально-экономической системы “государство”.

3. О формировании государственной власти.

4. Внутренняя экономическая политика.

5. Саморегулирование по заданному состоянию.

6. Основные стратегические направления развития России.

Cтратегия развития регионов России полностью определяется стратегией социально-экономического развития России. Нельзя в отдельно взятой области организовать независимый социально-экономический процесс, ведущий к прогрессу. Государство - единый и живой организм, способный развиваться, если все составляющие его части работают на достижение одной генеральной цели. Однако при этом необходимо правильно выбрать эту цель. Именно перед такой задачей и стоит сейчас Россия.

1. Закономерности функционирования самоорганизующихся систем.

Социально-экономические системы, вне зависимости от их ранга, политической государственной организации, принципов социально-экономических функциональных отношений и производственной деятельности, представляют собой самоорганизующиеся диссипативные структуры, развитие которых подчиняется законам термодинамики и сохранения. Все они, как и целостные самоорганизующиеся структуры иной природы, имманентно обладают свойством направленного развития к достижению термодинамического равновесия в расходах вещества, энергии и информации. Однако сумма одновременных действий систем неаддитивна, что предопределяет постоянное изменение условий, всякий раз задающих новые цели их развития. Кроме того, развитие социосистем происходит при постоянном дефиците ресурсов - вещества, энергии и информации. Поэтому равновесие не достигается. Собственно, в этом состоит суть развития вообще, а в частности, этим определяется природа экономических отношений. Цель развития общества в целом и каждой его части (государства, предприятия, структур меньшего ранга) превращается в блуждающую по пространственно-временным координатам мишень-аттрактор. Траектории движения ее и динамика трудно прогнозируемы и кажутся случайными, но тем не менее на длительном отрезке временных событий они укладываются в тренд - цепочку направленных закономерных изменений. На настоящем, индустриальном, этапе развития цивилизации выигрывает то государство, социально-экономическая система отношений которого, образно говоря, наиболее удачно “поражает” эти мишени.

Функционирование и развитие самоорганизующихся диссипативных целостных структур подчиняется общей закономерности, согласно которой характеристики их параметров M (размеров, продуктивности, уровня социально-экономического состояния, например, ВНП и пр.) изменяются в течение времени пропорционально разности между объемами вещества, энергии и информации, необходимыми для собственного развития (F(t)-поток), и объемами, затрачиваемыми на противодействие (D(t)-поток) силам деградации и поддержание достигнутого уровня продуктивности:

dM/dt=F(t)-D(t,F).

При этом D(t,F) объективно стремится к F(t), поэтому развитие систем, включая и социально-экономические, осуществляется с насыщением, замедляясь, приближаются к некоему естественным образом формирующемуся пределу, в биологии известному как климаксное состояние, в косных системах - состояние динамического равновесия, в искусственных физических системах - состояние термодинамического равновесия, или автомодельного режима развития.

В социально-экономических системах это состояние можно назвать стагнационным, или состоянием конформного развития (Поздняков, 1998), когда система все свои ресурсы и возможности тратит на повторение себя по продуктивности, размеру, внутреннему содержанию и пр. Государства, приблизившиеся к этому уровню, не только не снижают количества используемых ресурсов, но объективно вынуждены увеличивать расходы, что связано с необходимостью замены устаревающих средств производства и ростом затрат на производство энергии, материалов и информации.

В допромышленный этап F(t)-поток (поток ресурсов, создаваемых средой, включая и социально-экономическую) практически не зависел от человеческой деятельности. Во всяком случае, он если и менялся, то исключительно узколокально, вызывая необходимость миграции населения на другие участки местности. Как только разница F(t)-D(t) на освоенном участке местности заметно уменьшалась и появлялся дефицит веществ, энергии и информации (MEI), так община вынуждена была осваивать новый участок. Тогда (и сейчас в реликтовых системах) преимущественно этим обусловливались социально-экономические коллизии, проявлявшиеся в войнах, которые ни в коей мере не угрожали существованию цивилизации. Это были типично междуусобные войны за ресурсы.

С вступлением в промышленный этап развития, в особенности с развитием индустриальных и информационных технологий, расходы вещества, энергии и информации в F(t)-потоке, извлекаемом из среды, стали расти с переходом на экспоненциальный характер. По экспоненте же и в глобальном масштабе растут расходы и в D(t)-потоке - на противодействие силам деградации. И в результате к настоящему времени на Земле практически отсутствуют не занятые территории (если не считать акватории), используя ресурсы которых можно было бы увеличить расходы MEI в F(t)-потоке.

Земля представляет собой естественным образом самоорганизовавшуюся целесообразно развивающуюся планетарную систему. По отношению к человеку и его деятельности - это, по существу, космический корабль: его емкость по условиям обитания, производственной деятельности и по запасам ресурсов может быть уменьшена, но не увеличена. Государства - подобие отсеков этого космического корабля, со своей конечной емкостью по размерам и запасам ресурсов. Улучшение условий проживания (уменьшение энтропии) в одном отсеке-государстве ведет к объективному ухудшению (увеличению энтропии) в других отсеках-государствах.

В конкурентной борьбе за нарастающее благосостояние общества выигрывает лишь то государство, которое функционирует на основе расширяющейся эксплуатации природных и трудовых ресурсов при минимально возможных затратах на их воспроизводство, то есть они черпают негэнтропию из среды, выделяя в нее энтропию.

В индустриально развивающихся социально-экономических системах принципиально невозможно свести к балансу производство энтропии и негэнтропии. С этой точки зрения социально-экономические индустриально развивающиеся системы, вне зависимости от их государственного устройства и организации экономических отношений, относятся к числу крайне нерентабельных.

Человечество за все время существования не открыло ни одного практически и теоретически возможного способа получения искусственным путем энергии в большем объеме, чем затрачивается на ее производство. Ядерные и термоядерные источники, к сожалению, могут играть лишь роль вспомогательных. Производство и использование их экономически невыгодно и требует эксплуатации базовых энергоносителей. Это не означает, что следует категорически отказываться от применения ядерной энергетики. В некоторых случаях (освоение полярных регионов, изучение космоса и пр.) она может снижать трудоемкость и существенно расширять возможности, в других - быть своего рода аккумулятором энергии. Однако надо иметь в виду, что затраты на ее концентрацию, использование, хранение и утилизацию отходов, не считая возникновения множества других сложных проблем, значительно выше прибылей. Это замечание относится и к использованию солнечной энергии.

На Земле, к счастью, кроме углеводородных носителей энергии существует достаточное количество неиссякаемых, экологически чистых их видов. Это кинетическая энергия рек, геотермальная энергия, энергия приливно-отливных явлений на морях, в меньшей мере энергия ветра. Пока же и, надо полагать, в ближайшие десятилетия определяющую роль в социально-экономическом прогрессе и в обороноспособности стран будет играть энергия, получаемая из углеводордных месторождений. Можно даже категорически утверждать, что только те страны выйдут на новый уровень социально-экономического развития (называемый постиндустриальным), которые сохранят лидерство в использовании углеводородного сырья, создавая за счет этого платформу для широкого использования чистых видов энергии и вывода страны на более высокий уровень гармонического развития, внося тем самым положительные моменты в глобальный социально-экономический и экологический прогресс.

В последние годы нарастает число публикаций, посвященных проблемам устойчивого развития. Однако концепции устойчивого развития утопичны, поскольку в их контексте так или иначе прослеживается мысль о неистощительности природных ресурсов и неограниченности физических и интеллектуальных возможностей человека.

Индустриально высокоорганизованное общество в современном его виде и общество с устойчивым развитием (в существующем его понимании, сводящемся к формуле: “овцы должны быть целы, а волки сыты”), - вообще говоря, несовместимы. Сейчас цивилизация находится на такой стадии закономерного развития, когда организация устойчиво развивающейся системы практически сводится к перетягиванию уменьшающегося в течение времени “одеяла” с одних систем (регионов, государств) на другие. Принципиально нельзя, в силу объективного действия законов развития материи, улучшить состояние среды и сохранить высокий уровень индустриального обслуживания общества в том или ином регионе, не ухудшив благосостояния общества и среды в других регионах планеты и даже окружающего ее космического пространства.

Эта задача тем более невыполнима в условиях экспоненциального роста численности людей, неотвратимо требующего экспоненциального же роста использования и диссипации природной энергии и вещества, вызывающих, в свою очередь, мультипликативный рост загрязнений и деградации среды.

2. Инвариант социально-экономической системы “государство”.

Социально-экономическая система, как и целостные самоорганизующиеся системы других генетических видов, представляет собой функционально упорядоченное единство составляющих ее систем. В структуре социально-экономической системы “государство” выделяются главные, базисные ее части, определяющие “лицо” государства, особенности его функционирования и развития. Это инвариантные, медленно меняющиеся или длительное время не изменяющиеся части структуры системы. Инвариант структуры государства составляют системы общегосударственного значения, позволяющие ему выбирать цель развития нации, стратегию развития и пути движения к ней, альтернативные варианты решения текущих задач. Инвариантом государства является та часть структуры системы, которая управляется его властью ради сохранения независимости, целостности государства, сохранения и улучшение здоровья людей, решения экологических проблем и пр.

В инвариант структуры государственной системы входят три его составляющие: идеологическая система, социально-экономическая система базовых отраслей экономики, административно-территориальная система.

Наивысшей по рангу составляющей инварианта структуры является идеологическая абстрактная самоорганизующаяся система. Идея общегосударственного социально-экономического развития создает теоретически возможный образ будущей структуры функциональных отношений в государстве, определяющий желаемое для большей части народа направленное целесообразное развитие. Идея, таким образом, объединяет в себе некую цель государственного развития и пути достижения ее, организацию социально-экономического процесса, предполагающего движение к этой цели. Естественно, что идеи общегосударственного развития могут быть утопическими, внешне красивыми, но внутренне состоящими из неразрешимых противоречий. Их необходимо отличать от идей, основанных на анализе реально существующих условий с учетом их изменения, позволяющих прогнозировать с достаточной точностью аттрактивные цели развития общества.

Прогрессивная идея государственного развития должна инициировать развитие и расширенное воспроизводство нравственности. Нравственные отношения есть производное самой системы, результат действия принципов ее функционирования, которые безусловно предполагают их развитие и воспроизводство. Значит, в таком государстве должны действовать конституционно закрепленные, законодательно поддерживаемые положения, предполагающие развитие высоконравственных отношений и демпфирующие развитие алчности. Однако какими бы сильными и действенными законы ни были, не вводя в систему функциональных отношений принцип равного вознаграждения за равный труд, добиться высокой нравственности невозможно.

Принцип равной оплаты за равный труд есть мера уровня развитости нравственных отношений и самая исчерпывающая интегральная характеристика государства как правового, социально справедливого общества. Поэтому, решая проблему высокоэффективной организации государства, необходимо, чтобы структура функциональных отношений предполагала жизненную реализацию данного принципа.

Идея мононационального развития, вообще говоря, не соответствует прогрессивному развитию общества, потому что не существует национальных особенностей самоорганизации социосистем. Самоорганизация индустриального информационного общества, вне зависимости от национальных различий, определяется всеобщими законами формирования и развития материи и природы в целом, конкретными природными условиями и, конечно же, технологией индустриального производства. Но совершенно не тем, кто на каком языке говорит, какой цвет кожи имеет и пр.

Не существует и русской национальной идеи государственного развития, “русского пути”, например, “через православие, ведущее к формированию восточно-славянской империи” и к“новому пришествию русских” (Подберезкин), либо через формирование “русского социализма” (Зюганов).

По сути, данные и подобные суждения нельзя считать идеей. Идея - предполагаемый, еще не проверенный порядок действий, ведущий к достижению некой цели. Идея и цель неразрывны, одна предполагает другую. Нельзя ставить цель развития той или иной системы, не построив системную модель, отображающую ход будущих событий, не определив их предполагаемую последовательность и направленность.

Структура функциональных отношений базовых отраслей экономики - вторая составляющая инвариант государства - в России в течение 70 лет формировалась как единый мощный инвариант структуры государства, действующий на принципах спрос-предложение-выход. Причем деньги практически представляли собой документ, свидетельствующий о мере вложенного труда и количестве произведенной общественно полезной продукции. В таких условиях инфляция не получала развития, и, следовательно, деньги в СССР в их рыночном понимании, по существу, отсутствовали.

Переводя на рыночные принципы регулирования инвариант структуры базовых отраслей экономики и, более того, пытаясь интегрироваться в мировую рыночную систему, мы тем самым разрушаем устои российского государства, подрываем основы целостности и независимости его. Российские промышленные предприятия базовых отраслей, т.е. относящиеся к инварианту, становясь независимыми друг от друга и тем более совместными с зарубежными фирмами, разрывают связи “спрос - предложение” внутри своего государства, и в результате куриные окорочка и многие другие виды продуктов питания, тракторы, автомобили, обувь и пр. “выгоднее” завозить из-за рубежа и “невыгодно” производить в своей стране.

Если в инварианте отношения “спрос - предложение” поставить в зависимость от свободно формирующейся (рыночной) цены (не от выходных характерстик) и дать возможность каждому из входящих в него предприятию свободно устанавливать связь “спрос - предложение” с другими социально-экономическими системами, в том числе и находящимися в иных государствах, то инвариант как таковой разрушится.

По этим же причинам сельскохозяйственные предприятия, потеряв связи “спрос - предложение” со своими базовыми отраслями (производство сельхозтехники, средств химзащиты и удобрений и др.), не получая в достаточном количестве топлива и не имея структур сбыта, закономерно переходят в состояние автаркии и работают преимущественно на себя, реализуя небольшие излишки для приобретения товаров первой необходимости. Если ранее в нашей стране численность населения, приходившегося на одного сельскохозяйственного работника, неуклонно росла, например, в 1989 г она составляла 15 человек - максимальную величину за всю историю развития России, то сейчас по этому показателю страна подходит к дореволюционному периоду. Таким образом, сельскохозяйственное производство теряет свойства базовой отрасли Российского государства.

В настоящее время развитые западные страны сформировали общий инвариант. Вначале он формировался на использовании собственных природных ресурсов, а затем, с их истощением, пришлось переключаться на ресурсы других стран. Но делается это по жизненной необходимости - для своего устойчивого развития.

Базовые отрасли, составляющие инвариант России, включая природные ресурсы, должны, следовательно, относиться к категории общегосударственного достояния, используемого на благо всего общества. Управление им должно осуществляться под контролем государственных органов.

Оптимальное функционирование социально-экономических целостных структур, независимо от ранга, невозможна в отсутствие в их собственности ресурсов, собственного поля действия и права свободно распоряжаться результатами своего труда. Проблема отношения к собственности на природные ресурсы для России особенно актуальна. Наиболее приемлемыми для нее, имея в виду исторический опты развития, являются возрождающиеся сейчас идеи Г.Джоржа - экономиста и философа XIX в., горячим сторонником которых был Л.Н.Толстой. Возрождение этих идей началось в США и Англии усилиями ученых Р.Анделсона, Ф.Харрисона, Н.Тидемана и др., получили развитие они и в России. Можно отметить работы, опубликованные фондом “Земля и благосостояние общества” (С.-Петербург): Д.Робертсон. На пути экономических преобразований”, 1999; М.Хадсон. Экономическая война против России, 1999; Ф.Харрисон, Г.Титова, Т.Роскошная. Мертвый груз экономики, 1999; наши труды: Поздняков, 1995, 1997; 1998 и др. Эти идеи не предполагают и не требуют обязательного проведения революций ради свержения существующего строя, экспроприации собственности, введения диктатуры вообще и какого-либо класса в частности. Суть их, в моей интерпретации, сводится к следующим фундаментальным положениям.

-- Все, во что не вкладывается труд человека, т.е. все то, что создано природой (земля, полезные ископаемые, вода и пр.), не может находиться в частной собственности личности, коллектива. Оно является общественным достоянием и должно служить во благо общества.

-- Все, что создано личным трудом человека, коллектива, является его собственностью, вместе с правом свободного распоряжения ею (естественно, в рамках закона, запрещающего ее использование во вред обществу и окружающей среде).

-- За пользование землей (включая недра) пользователь уплачивает государству налог-ренту, величина которого зависит от качества и количества природного ресурса, местоположения, спроса на него и величины затрат, которые необходимы для содержания государственных структур.

-- С прибыли, исчисляемой из разницы между суммарной стоимостью полученной продукции и рентой, государственный налог, в лучшем случае, не должен взиматься.

Данные принципы имеют фундаментальное значение и несут мощный заряд прогрессивного развития государства. На их базе можно строить различные варианты социально-экономической организации, применительно к конкретным природным условиям, особенностям исторического развития государства, народным традициям и пр.

Эта система принципов обладает множеством положительных моментов. Главные из них:

-- она разрешает проблему частной и общественной (государственной) собственности; владельцы земли выплачивают государству (и только ему) ренту, используемую им на нужды всего общества;

-- она не позволяет скупать землю в больших количествах с единственной целью сдавать ее в аренду, увеличивая тем самым прибыль, ибо земля есть собственность государства (общественная), и никто, кроме него, не может отдавать землю в аренду;

-- владелец земли может свободно, по рыночной стоимости продать вложенный им в землю труд, тогда как ее рентная стоимость, определяемая государственными органами, передается новому владельцу. Таким образом, частная собственность на землю отделяется от общественной;

-- эта система делает выгодным получать у государства землю с низким плодородием или малопригодную для хозяйственного использования, эксплуатировать небогатые месторождения полезных ископаемых. Устанавливаемая государством рента на такого сорта землю минимальна, равна нулю или отрицательна, так как государству (и обществу в целом) выгодно, чтобы “дурные земли” трудом человека превращались в плодородные, а небогатые месторождения давали нужный людям продукт. Поэтому такие земли налогом (рентой) не облагаются, на их использование даже может выделяться безвозвратная ссуда.

Необходимо различать следующие ранги собственности в социально-экономических системах (Поздняков, 1997):

-- общемировая: моря, океаны, атмосфера, околоземное космическое пространство, слои планеты, располагающиеся ниже земной коры; собственником должен являться Парламент Мира, взимающий ренту за их эксплуатацию с государств (сейчас это, по существу, ничейные ресурсы) и использующий ее для решения общемировых проблем цивилизации;

-- государственная: территория земли и земная кора в границах государства со всеми имеющимися ресурсами; часть пространства над поверхностью земли до высоты околоземного космического поля (200 км); производственные сооружения, средства производства предприятий общегосударственного значения; армия; получаемая государством рента за пользование землей, часть результатов труда народа и пр., что используется для решения общегосударственных проблем;

-- собственность субъектов государства - областей, республик, регламентирующих использование природных ресурсов на местах, представляя государственную власть.

-- коллективная: собственность самоорганизующихся производственных коллективов внутри государства (производственные здания, средства производства, земля, результаты собственного труда).

-- семейная собственность и индивидуальная собственность.

Таким образом полезные ископаемые (нефть, газ, рудные месторождения, земля и пр.) должны находиться в собственности государства, субъектов Российской Федерации.

Третья составляющая инварианта - административно-территориальная система. Государство - целостная самоорганизующаяся система, структура которой определяется строгими функциональными отношениями между составляющими это государство частями. В их качестве должны выступать территориальные социально-экономические единицы, наделенные, независимо от населяющих их народов, равными управляющими функциями. Отсюда следует, что разделение государства по национальным признакам есть не только незакономерный, архаичный процесс, не соответствующий общественным тенденциям развития, но и не отвечающий объективно действующим принципам самоорганизации и потому ведущий к деградации социосистем. Не существует законов природы, законов экономики и законов отношений общества с природой, определяемых национальными особенностями. Для природы, Земли в целом не важно, какой национальности человек взаимодействует с ней. Важно, в чем это взаимодействие заключается и соответствует ли его целесообразность целесообразности развития природы.

Исходя из данных положений, формирование территориальной структуры Российского государства, базируясь на демократических принципах и законах самоорганизации, предполагающих одновременное развитие различных форм собственности, рыночных и централизованных плановых отношений между ними, должно осуществляться путем деления государства на равноправные области (республики, области). Все области России должны иметь одинаковые политические и экономические права, равные республиканским.

Объединение равноправных административно-территориальных единиц в общегосударственную структуру на основе функциональных отношений, а также идей и целей развития сообщества, при всей его национально-языковой гетерогенности, будет препятствовать распаду России.

Сейчас, если судить по последним инициативам, начинается исправление допущенных ранее ошибок и просчетов. На мой взгляд, выбрано перспективное решение проблемы. Образование округов, объединяющих несколько областей и национальных республик в одну государственную структуру на основе функциональных (не национальных или природно-географических) принципов, будет иметь далеко идущие прогрессивные последствия в управлении социально-экономическими процессами России. Чтобы усилить положительные моменты данной инициативы, следует в каждой образуемой новой структуре организовать аналитические центры, призванные давать своевременную прогнозную оценку управляющих решений, как поступающих от Правительства и Президента РФ, так и выносимых на местах в каждой из областей и республик.

3. О формировании государственной власти.

Из теории циклического развития социально-экономических систем, следует, что революции - закономерный процесс, наступающий, когда потенциал старых идей истощается и самопроизвольно развиваются новые идеи (в основном как инстинкт самосохранения нации и государства). Носителями идей выступают личности, а их практическое претворение осуществляют партии (высшего ранга - см.: Поздняков, 1994, 1998). Новые идеи государственного развития возникают не потому, что появляется некая личность, жаждущая власти, но потому, что создаются определенные условия, предполагающие с необходимостью изменение существующего государственного строя, при котором “верхи не могут управлять по-новому, а низы жить по-старому”.

Причины распада СССР и образования на его поле независимых государств определялись этой же исторической закономерностью. Низы к этому времени заметно не хотели продолжения существующего положения, верхи не смогли предложить нечто новое; и так как принципиально новые и прогрессивные идеи развития государства отсутствовали, то лица, волею судьбы оказавшиеся у власти, предложили безнадежно устаревшие идеи. В этом и состояла беда России. Обращаю на это особое внимание, чтобы подчеркнуть существование следующей закономерности: если в цикле развития социально-экономической системы своевременно не самоорганизуется и не развивается новая, более прогрессивная идея ее структурной организации, плавно замещающая старую, то государство развивается по типу цикла эволюционных катастроф (традиционно называемых революциями). Россия до сего времени развивалась по типу эволюционных катастроф, когда последовательно один тип государственной организации силовыми методами удерживался до момента критического состояния, затем революционно заменялся другим. В 90-х годах Россия пережила очередную такую катастрофу. Застрахована ли она от этого в будущем? Пожалуй, нет. Но это вовсе не связано, как это нередко считается, с особым менталитетом российского народа, а обусловливается несовершенством политической организации государства и, в основном, недоразвитостью процесса формирования политических партий.

Цивилизация на пороге ХХI в., находясь в жестких границах направленных и необратимых изменений, вступает в этап качественно новых состояний. Волею объективных законов самоорганизации, мировое сообщество интегрируется функциональными отношениями в единую глобальную структуру, в которой известные и считающиеся самыми совершенными демократические методы формирования власти и управления государствами приходят в несоответствие с изменяющимися условиями и в скрытой форме, опосредованно несут опасность и для самих государств, и для цивилизации в целом.

Тренд развития цивилизации направлен на все более возрастающее разнообразие индустриальных форм преобразования вещества, энергии и информации и сопровождается нелинейным усложнением социальных противоречий и экологических проблем. В этих условиях однажды принятые ошибочные решения в управлении государством, на основе даже самых совершенных демократических процедур формирования государственной власти, могут привести к отрицательным последствиям.

Не учитывать в России этот фон глобальных изменений - значит, заведомо проиграть борьбу за право российского народа представлять цивилизацию в будущем. А Россия, обладая значительным, пока еще не истраченным нравственным и ресурсным потенциалом, может внести свои положительные моменты в развитие цивилизации, в решение глобальных проблем.

В настоящий момент Российское государство реформируется под известную модель, называемую рыночной экономикой и политическим плюрализмом. Эта модель основана на крайне упрощенной и примитивной идее: быстрое, по существу одномоментное искусственное создание класса богатых собственников - промышленников и банкиров, которые затем, как полагается, сынициируют процессы самоорганизации рыночных структур. Ошибочность этого подхода состоит не только в том, что данная идеология предполагает обворовывание народа и, как следствие, разрушение элементарных нравственных отношений в обществе, но прежде всего в том, что неуправляемая, свободная самоорганизация в нынешних условиях неприемлема, так как в принципе невозможно установить равные начальные условия для всех государств - нельзя вернуть время упущенных возможностей.

Демократия не является ни последней, ни наиболее совершенной формой политической организации государств и управления социально-экономическими процессами. Поэтому переход к новым, ноократическим формам - не только закономерное явление, но и веление времени. Ноократия формируется на основе достижений демократии и является высшей формой ее развития.

Ноократия (букв. с греч. власть разума) - власть людей, определяющих политику и функции государства на основе научного анализа социально-экономических и экологических ситуаций в своей стране и в мире, прогнозирующих политику развития государства как неразрывной части единой глобальной социальной эколого-экономической системы.

Чтобы перейти на длительно устойчивый режим развития российского государства и избежать возможных эволюционных катастроф, необходима организация постоянно действующего высшего государственного органа, например, Центрального Государственного Совета, ( Ранее я называл такой орган Конгрессом, Национальным Собранием) способного анализировать и обобщать складывающуюся ситуацию в мире и в стране и на этой основе разрабатывать прогноз развития социально-экономических и политических процессов; предлагать варианты конкретных организационных и управляющих мероприятий во внешней и внутренней политике. Мне кажется, что начало такому органу положено в виде Центра стратегических исследований. Для обсуждения можно предложить следующий вариант функционального соподчинения в государственной структуре этого органа.

Центральный Государственный Совет (ЦГС) формируется как самостоятельная государственная структура, не находящаяся в прямом подчинении ни Президента и Правительства, ни Парламента. Это относительно независимая организация, ведущая на научной основе стратегические исследования для решения упомянутых выше задач. Выводы ЦГС не являются обязательными для исполнения действующей властью. Эта политическая структура не ведет борьбу за власть, она призвана теоретически и на основе опыта совершенствовать ее, совершенствовать принципы функциональных отношений в государстве. Данный орган свои предложения должен внедрять в практику через Парламент и Конституционное Собрание, доказывая необходимость изменения основополагающих законов государственного устройства, принципов социально-экономического функционирования.

В компетенцию Центрального Государственного Совета должно входить рассмотрение программ кандидатов на пост Президента страны и Правительства. Персональный состав такого ЦГС должен быть представлен известными учеными - специалистами по теории управления сложными системами, известными учеными-правоведами, людьми, имеющими опыт управления крупными производственными предприятиями и достигшими высоких практических результатов. Было бы очень разумно, если бы членами ЦГС являлилсь экспрезиденты и экспремьеры (пожизненно), как политические деятели, обладающие опытом управления государством.

В связи с формированием территориальных округов было бы логичным образовать окружные центры стратегических исследований, подчиняющиеся непосредственно Центральному Государственному Совету.

В России прижилась крайне несовершенная процедура формирования государственной власти, во все исторические времена допускавшая и даже предполагавшая возможность ее получения людьми, не способными ею пользоваться во благо страны. Революции и государственные перевороты были следствием этого. До Октябрьской революции власть передавалась по наследству, вне зависимости от способностей человека, после революции - также фактически по наследству, только лицам, не находящимся в кровном родстве, а стоящим рядом с “троном”, и опять же не в соответствии с их способностями. И сейчас, когда впервые за всю историю России у нас начали применяться демократические способы формирования власти, стало казаться, что мы наконец-то избавились от несовершенства в этой процедуре.

Более действенной, отвечающей интересам России представляется следующая процедура формирования государственной власти.

К заявлению от гражданина России о желании баллотироваться на пост главы государства (субъекта Федерации, других государственных структур) должна прилагаться программа, включающая несколько обязательных моментов:

теоретически проработанный и подкрепленный фактическими данными анализ социально-экономической ситуации в России (в регионе, области или республике, иной государственной структуре) с непременной характеристикой общемирового (общегосударственного) политического и социально-экономического фона;

системный анализ причин, обусловливающих сложившуюся политическую и социально-экономическую ситуацию;

анализ путей, различных вариантов разрешения проблем, при этом непременно иметь в виду, что любое государство на Земле или субъект государства есть взаимосвязанная часть глобальной социально-экономической самоорганизующейся саморазвивающейся системы;

перспективное видение развития проблем цивилизации (России) и того, какую роль будет играть в их разрешении Российское государство ( а по отношению к государству - область, республика);

персональный список членов правительства, предлагаемых претендентом на пост главы государства (субъекта Федерации), с характеристикой их интеллектуальных, профессиональных и общечеловеческих качеств, обеспечивающих возможность разрешить круг предстоящих проблем.

Программы могут быть плодом коллективного сотрудничества будущих членов правительства во главе с лидером - руководителем коллектива, либо результатом плодотворной работы политика-одиночки. Программы представляются для их анализа в Центральный Государственный Совет и в Парламент (в регионах - в Окружной Центр стратегических исследований). Результаты анализа, развернутая оценка программ через СМИ доводятся до населения страны. После этого объявляются всеобщие выборы на известных демократических принципах. Государственный Совет не наделяется правом отвергать ту или иную программу, он лишь дает свое научно обоснованное заключение. Народ же сам, имея возможность познакомиться с программами и их анализом компетентным государственным органом, будет судить о претендентах достаточно объективно.

Сейчас можно определенно сказать так: если в России будет и далее развиваться разруха и обеднение народа, то демократия приведет к политической неопределенности, следовательно, и к слабости власти. Когда неопределенность достигнет максимума, наступит угроза диктатуры. Угроза в том отношении, что к власти может прийти случайная политическая группировка и ее лидер, не отвечающие чаяниям своего народа и действительно прогрессивному пути социально-экономического развития. Чтобы этого избежать, необходимо сформировать сильную власть - сильную умом и действенными законами. Власть, устанавливающую правила социально-экономического и политического функционирования, единственно необходимые в данных условиях, безусловно предполагающие выход из кризиса. Я такую власть назвал диктатурой демократии.

4. Внутренняя экономическая политика.

Будущее России определяется тем, возвратит ли она и будет ли стремиться удерживать статус великого государства, который дает возможность и предполагает практическую реализацию своих идей и оптимального использования ресурсов не только для собственного прогрессивного развития, но и для развития цивилизации.

Есть все основания определенно утверждать, что менталитет российского народа сохранил черты великого, по крайней мере, его мировоззрение отвечает этому. И в среде политиков тоже не наблюдается таких (во всяком случае, в открытой форме), которые бы стремились к превращению России в рядовое государство. Размеры территории, запасы природных ресурсов и их разнообразие достаточны для того, чтобы Россия развивалась в качестве великого государства в течение обозримого исторического периода. Россия лишь крайне бедна трудовыми ресурсами. По относительной численности населения (отношение общей численности населения к общей площади территории и общим запасам всех ресурсов) Россию можно отнести к беднейшим странам. Вероятно, поэтому нередки суждения, что наиболее выгодной политикой в экономике является продажа ресурсов зарубежным компаниям. Беда от этого не столько в том, что большая часть прибыли от эксплуатации ресурсов уходит в зарубежные банки, а решение проблем загрязнения среды остается России, сколько в том, что численность населения от этого не увеличивается, а безработица не сокращается. И мы оказываемся в состоянии, когда наше богатство не несет ожидаемого материального благополучия, а демографическая ситуация тем временем продолжает все более усугубляться. Мы не смогли использовать даже положительные моменты с беженцами русскоязычного населения из отделившихся республик; создалась ситуация, когда, при острейшем дефиците трудовой силы, невозможно обеспечить работой несколько миллионов желающих выехать из стран СНГ. Более того, тысячи россиян уезжают на заработки и постоянное жительство в зарубежные страны, и тысячи мечтают об этом. В связи с социально-экономической неопределенностью, ухудшением жизненных условий и направленной агитацией, в России падает рождаемость и растет смертность.

Тем не менее можно констатировать, что в России преобладает идея, согласно которой наша страна должна являться равноправным членом в ряду великих государств. Политические силы и народ едины в том, что таким государством оно станет за счет совершенствования и развития внутренних и внешних социально-экономических отношений. Однако нет единого мнения, каким путем этого можно достигнуть. Наибольшую известность имеют две практически взаимоисключающие точки зрения.

Согласно одной, формирующейся на основе коммунистической идеологии, Россия является самодостаточным государством (с этим нельзя не согласиться), способным развиваться независимо, строя “русский социализм”.

Но, пропагандируя идею коммунистического общества (“русского социализма”), необходимо знать, что единственный путь претворения ее в жизнь - через диктатуру. Этот вывод теоретиков коммунизма вполне логичен. В самом деле, чтобы заставить народ верить в необходимость единственной формы социально-экономической и политической организации и в единственную возможность ее достижения, без принуждения не обойтись. Достичь этого без насилия тем более невозможно, что идея требует полного упразднения частной собственности.

Идея организации коммунистического общества переходит в разряд религиозных: в нее необходимо просто верить и поступать согласно вере. Поэтому она и приобретает характерные черты религиозного учения: отношение к данному учению (идее) как к единственно верному, беспрекословное выполнение предписываемых им решений и постулатов; вера в непогрешимых богоподобных вождей, почитание обрядов и пр.

Любые другие принципы организации государства отрицаются, как ошибочные, противоречащие основам теории. Государство превращается в военную организацию, функционирующую на принципах армейского устава; принципы демократического централизма подавляются, разрушаются и перестают действовать.

При этом трудящиеся оказываются отчужденными от результатов своего труда. Общественная собственность в конечном счете становится ничейной, как по отношению к ней управляющих государственных органов, так и трудящихся. Такое государство теряет способность к самосовершенствованию; в нем получает закономерное развитие автаркия власти - она все более отдаляется от народа, замыкается в своих меркантильных интересах и неминуемо разрушается.

Согласно другой точке зрения, Россия может стать равноправным членом в ряду великих государств, если будет в социально-экономическом плане следовать принципу laizess-fair, организуя и развивая рыночную экономику в классическом ее виде, при минимальном вмешательстве государства. То есть предлагается модель рыночной экономики в развитых странах перенести в условия России.

При этом не учитывается одно из важнейших обстоятельств: все земные процессы, в том числе и социально-экономические, необратимы (опыт организации социально-экономических отношений одной страны, строго говоря, непереносим на другую) и направленны, т.е. имеют цель, задаваемую внешними и внутренними условиями развития системы. Каждое государство, в особенности великое, - единственное в своем роде, уникальное социально-экономическое образование. Россия - исключительно уникальное государство: по истории формирования, этосу, природным условиям, внешнему окружению соседями-государствами; она уникальна своим народом, говорящим на различных языках, но однородным по духовному содержанию и по отношению к русскому языку как к культурной ценности, объединяющей и обогащаюшей народы.

Может ли Россия, используя законы либеральной рыночной экономики, сохранить статус великого государства и повышать благосостояние народа? Теоретически, да. Для этого необходимо, например, разработать более совершенные модели автомобилей, радиоаппаратуры и прочей промышленной продукции; построить заводы по их производству, пригласив высококвалифицированных специалистов и рабочих из развитых стран, начать их производство в массовом масштабе, удовлетворяя внутренние потребности, инициируя спрос на внешнем рынке. Иначе говоря, Россия, вступая в игру по установленным правилам либеральной экономики, должна уметь обыгрывать развитые страны, т.е. поступать так же, как они поступают сейчас с нами. А пока в России заложены основы экономики, предполагающие ее специализацию на поставке в развитые страны высококачественных стратегически важных для любого государства ресурсов.

Социально-экономические системы, как и другие, движутся в своем развитии к некоторой цели, направляемые изменяющимися условиями. Сила человека состоит в том, что он, по мере расширения познания материальных законов развития природы и закономерностей своего взаимодействия с ней, может в некоторых пределах менять условия среды, или, другими словами, вводить ее элементы в состав своей структуры функциональных отношений, расширяя тем самым поле своей деятельности и, следовательно, прогнозируемое пространство событий. Так, в типично рыночной экономике производство любого конкретного вида продукции в течение времени затухает, так как предложение (Р) стремится сравняться со спросом (S), а цена (C) приближается к стационарной, т.е.

dC/dt=P(t)-S(t).

Тогда, чтобы не допустить приближающегося равновесия, на смену данному виду продукции приходит другой, и все повторяется. Таким образом, в рыночной экономике с равновесием в отношениях “спрос-предложение-цена” ведется постоянная борьба. Она всегда направлена на увеличение спроса путем изменения предложения P(t).

Механизм рыночного саморегулирования прост и давно изучен. Но в настоящее время стихийно происходящая саморегуляция проявляется лишь у рыночников-новичков. В странах с классически развитой рыночной экономикой процесс формирования спроса, предложения и цены управляемый. Управление осуществляется в основном за счет планируемого изменения предложения, а при необходимости и цены.

Эффективность рыночных либеральных отношений в социально-экономическом развитии зависит от некоторого критического состояния экономики государства или предприятия. Для включения рыночного механизма саморегулирования необходима конкуренция, а она развивается, когда несколько производителей, специализируясь на производстве каких-либо видов продукции, удовлетворяют спрос, опосредованно вынуждая других сосредоточиться на производстве иных видов продукции. В России же практически нет рынка. Российский рынок разрушается рыночной средой богатого внешнего окружения. Мы не можем организовать рынок ни по одному из видов выпускаемой продукции, потому что ни по одному из них не достигли необходимого предельного уровня производства. А пока развитие экономики социальной системы не достигнет некоторого необходимого предела, рыночные отношения будут им нести отрицательные эффекты, лишь усугубляя положение.

Ждать, когда российские предприятия в конкурентной борьбе с западными сравняются с ними, совершенно недопустимо, поскольку этот путь ведет только к превращению нашей страны в сырьевой придаток и ее обнищанию. В решении данной проблемы не может быть определяющим, как многим кажется, и привлечение иностранных инвестиций, поскольку они объективно предполагают отток капитала и ресурсов из страны.

Я предлагаю введение принципа заданного состояния для управляемого запуска механизма рыночного саморегулирования, доведения российских предприятий до конкурентноспособности с западными аналогами (Поздняков, 1995, 1998).

5. Саморегулирование по заданному состоянию.

В качестве заданного состояния в социально-экономических системах выступают их выходные характеристики (т.е. предложение под существующий спрос), связанные обратной связью переменного действия (отрицательной и положительной) с внутренними и внешними управляющими органами, и так, что при необходимости выходные характеристики демпфируют (тормозят) дальнейшее нарастание производства или, наоборот, инициируют производительность труда.

Заданное состояние должно формироваться под конкретные цели и быть реально выполнимым в данных условиях. Нет надобности прорабатывать его в деталях для каждого предприятия. Необходимо иметь типовые модели функционирования по заданному состоянию, основные требования по их внедрению в действие.

Рассмотрим основную модель функционирования социосистем по заданному состоянию, применительно к базовым отраслям, составляющим инвариант государства и обеспечивающим его независимость и устойчивость.

Цель - вывести предприятия на устойчивый рост производительности труда, не ограничивая количественными показателями.

Задача сводится к тому, чтобы стронуться с места, начать подъем развития социосистемы. Для этого необходимы следующие действия.

Предприятиям разрешается самостоятельно определять заказчика или потребителя на производимую продукцию, с которым оговариваются особенности исполнения продукции по качеству и количеству.

Каждым предприятием выбирается предприятие-аналог (вне зависимости от его государственной принадлежности и территориального положения), выпускающий такие же виды продукции, но с высоким качеством и в требуемом количестве. Таким образом, определяется цель развития предприятия - заданное состояние.

В заданное состояние, кроме этого, входит коллективный договор между трудящимися и руководством предприятия.

Дается объективная характеристика текущего состояния предприятия.

Оцениваются условия, при которых данное предприятие могло бы двигаться к выполнению договора с заказчиком и к показателям, характеризующим предприятие-аналог.

Взаимоотношения между предприятиями, составляющими инвариант структуры, основанные на принципах “спрос - предложение - цена”, заменяются на взаимоотношения по принципу “спрос - предложение - выход”, т.е. спрос и предложение меняются пропорционально изменению (динамике) самих взаимодействующих предприятий. Данная мера временная, но крайне необходимая, определяющая весь ход разрешения кризиса. Таким образом, цена продукции выполняет функции меры вложенного труда и количества произведенной продукции и не отражает конъюнктуру рынка, т.е. она, по существу, теряет регулирующие функции в отношениях “спрос-предложение”; эту роль выполняют выходные характеристики социосистемы.

Действие обратной отрицательной связи, регулирующей динамику предприятия, например по объему производимой продукции, осуществляется через соотношения заданного и текущего состояния социально-экономической системы: производительность социосистемы растет с насыщением и по мере приближения текущего состояния к заданному стабилизируется.

Формируется государственный управляющий орган. Его совместные с руководством предприятия обязанности:

выбор предприятия-аналога, выпускаемая продукция которого будет выступать в качестве промежуточного эталона, т.е. как заданное состояние по качеству, количеству и дизайну; российское предприятие должно выпускать продукцию не хуже аналогичной, производящейся на предприятии-аналоге;

определение срока достижения заданного состояния;

определение объема государственных инвестиций (не исключается возможность инвестиций зарубежных фирм), необходимых для начала производства продукции в соответствии с принятым заданным состоянием;

контроль за соотношением заданного и текущего состояний.

В действие вводится два вида налога: рента за землю, включая всю занимаемую предприятием территорию и полезные ископаемые, имеющиеся в земной коре данной площади, и управляющий налог. Налог-рента периодически пересматривается государством, например, раз в пять лет; в течение этого срока величина ее постоянная. Управляющий налог (n) изменяется в течение времени от своего максимального значения до некоторой установленной минимальной величины, обратно пропорционально разности заданного (z) и текущего t состояний:

D n(t)=1/D z-Dt.

Зарплата работающего персонала предприятия меняется пропорционально D z-D t, так что при D z - Dt®0 зарплата растет до максимума, а при Dt (t)< to (to- текущее состояние в начальный момент времени) она снижается ниже установленного начального минимума. Контроль за соотношением текущего и заданного состояний осуществляется совместно с коллективом предприятия - через коллективный договор.

Данный механизм несет выгоды и предприятию, и государству.

У успешно работающего предприятия будет расти прибыль за счет повышения производительности и объема продукции и за счет снижения налоговых отчислений. Государство будет получать ренту, суммарная величина которой равна минимально необходимым затратам на решение общегосударственных проблем, и дополнительно к этому доходы за счет управляющего налога, которые могут тратиться на инвестиции другим предприятиям, в свою очередь, переходящим на принцип регулирования по заданному состоянияю.

Преимущества управления на принципах заданного состояния состоят и в том, что оно не находится в зависимости от собственности и рыночных отношений. Этот механизм не требует экспроприации собственности. Он позволяет гибко, в зависимости от конкретных условий, сочетать государственное управление с частным. Вместе с введением ренты на землю и дифференцированным управляющим налогом данная система будет стимулировать развитие промышленности в Сибири и на Дальнем Востоке, где рента на землю может быть значительно ниже, чем в европейской части России.

Данная система упрощает проблему налогообложения: рентный налог прямо определяется размерами территории и ее качеством, которые в течение времени меняются медленно, а также степенью загрязнения среды; управляющий дифференцированный налог рассчитывается по интегральным выходным характеристикам предприятия.

Привязать к принципам заданного состояния можно занимаемые должности и зарплату в государственных органах. Например, на первом этапе показателями заданного состояния для Правительства, включая Президента, могли бы являться ВНП, количество безработных и минимальный прожиточный минимум. В таком случае зарплата государственных служащих менялась бы пропорционально разнице между заданным состоянием и текущим по выходным показателям.

6. Основные стратегические направления развития России.

Развитые западные страны в настоящее время подошли к состоянию, когда собственные природные ресурсы, в особенности энергетические и даже трудовые (спад рождаемости и рост продолжительности жизни ведет к преобладанию нетрудоспособной части населения), практически исчерпаны, и создающийся дефицит их может устраняться лишь за счет использования ресурсов других стран. Значительная роль в этом отводится России.

Экономическая прибыль в так называемом “взаимовыгодном обмене” товарами с другими странами, “экономическая помощь” слаборазвитым странам и инвестиции денежных средств в экономику других стран осуществляются за счет разницы энергетического содержания валют стран, участвующих в этом обмене, и энергетического содержания в обменивающихся товарах.

При продаже, обмене мерой стоимости выступают деньги. Но деньги - не объективная мера стоимости, поскольку они сами выступают в роли товара и цена их определяется соотношением спроса на них и предложения. Невозможно представить, чтобы меры веса, длины, силы и др. были бы зависимыми от спроса и предложения, от конъюнктуры и изменялись бы при сохранении номинала. Современное состояние развития цивилизаци достигло таких пределов, когда дальнейшее использование денежной меры, в ее установившемся виде, ведет к уродливым формам социально-экономических отношений. Цена продукции должна определяться исходя из соотношения затраченной энергии и полученной. Это наиболее полная и точная, не зависящая от времени и конъюнктуры рынка, количественная оценка стоимости производимой продукции.

Развитые страны поставляют на рынок преимущественно или исключительно конечные виды продукции. Увеличивая их разнообразие по форме и в меньшей мере по содержанию, делая их привлекательными, искусственно возбуждая спрос, они поставляют на рынок товар с меньшим энергетическим содержанием, чем получают в обмен. Россия же, специализируясь на поставке энергетически емких продуктов, к каковым однозначно относятся нефть, газ, уголь, кинетическая энергия воды, геотермальная энергия и пр., выходит в число развивающихся стран. Уместно заметить, что ядерная энергия и даже солнечная не относятся к энергетически емким, так как для использования необходима их предварительная концентрация, требующая затрат имеющейся энергии в большем количестве, чем они дают. Конечные виды продукции широкого потребления (к ним относится и вооружение) энергию выделяют в значительно меньших количествах, чем тратится при их использовании.

В экономику Китая развитыми странами были вложены сотни миллиардов долларов для производства товаров, по существу, разового пользования: одежды и обуви, радиоаппаратуры, алкоголя, детских игрушек, хлопушек и прочей мелочи, при использовании требующих практически немедленных затрат энергии. Ввоз в Россию из Китая и других стран этой продукции оказал разрушающее воздействие на социально-экономическое положение ее дальневосточных регионов. Кажется, что давно надо было бы сделать необходимые выводы о стратегии социально-экономического развития России в целом и сибирских и дальневосточных регионов в частности. Однако политический инфантилизм в России (Поздняков, 1997, 1998) продолжает развиваться. По радио и телевидению с огромным удовлетворением сообщается, что наконец-то удалось договориться о поставках из России в Германию электроэнергии; обсуждается вопрос о поставках электроэнергии в Турцию; не медля, сразу по окончании Байкальского экономического форума представители деловых кругов Сибири и Дальнего Востока выехали в Китай для заключения договоров строительства нефтепроводов; еще не полностью разведаны запасы газа на Кувыктинском месторождении Иркутской области, но уже заключается договор о строительстве газопровода в Китай. И при этом с восхищением обсуждается высокий экономический рост Китая, как показательный пример того, какие положительные моменты в экономику России, сибирских и дальневосточных регионов могут внести рыночные механизмы регулирования.

Современные стратегические тенденции экономического развития России с момента перехода на принципы функционирования либеральной экономики, безусловно, предполагают превращение ее в сырьевой придаток высокоразвитых стран. Более того, число стран, пытающихся использовать Россию в качестве донора природных ресурсов, имеющих стратегическое значение, расширяется. Естественно, что Сибирь и Дальний Восток в этом процессе играют определяющую роль.

Эту тенденцию необходимо изменить немедленно. Стратегия России должна быть направлена на использование первичных природных ресурсов, особенно энергетических, преимущественно внутри страны. Уменьшенный кратно вывоз природных ресурсов за границы государства должен предусматривать обмен их не на доллары, а исключительно на современные технологии, что будет не во вред, а на пользу как России, так и сибирско-дальневосточным регионам.

Стратегическими направлениями социально-экономического развития России в целом и сибирских и дальневосточных регионов в частности являются следующие.

Перевод всех видов природных ресурсов в собственность государства. Данное мероприятие вовсе не означает возврата к старым образцам управления народным хозяйством. Во-первых, собственником на природные ресурсы в лице государства выступают региональные, избираемые на демократической основе правительства. Во-вторых, государство (в лице Президента и Правительства), по согласованию с региональными органами власти, определяет величину рентных отчислений за использование ресурсов в казну для решения общегосударственных задач. В-третьих, передача в управление и использование природных ресурсов осуществляется на конкурсной основе и передается выигравшим конкурс на бесплатной основе; при этом члены коллектива обладают долей вложенного в предприятие труда, которую трудящийся имеет законодательно утвержденное право продать государству или предприятию.

Предприятия и транспортные артерии, составляющие инвариант государства, т.е. образующие его структурную основу, гарантирующую независимость его развития, необходимо приравнять к статусу природных ресурсов, т.е. считать их общенародным государственным достоянием. К таковым относятся: металлургические комбинаты, крупные заводы по производству продукции общего назначения, включая вооружения и др., железнодорожный, авиационный, морской и др. виды транспорта и транспортные пути, другие структуры, выполняющие системообразующие общегосударственные функции.

Международные торгово-экономические сделки предприятий, образующих базис государства, должны быть отменены. Это прерогатива государства. Однако при подписании договора экспортно-импортных сделок необходимо, чтобы в нем принимало участие и руководство предприятия, выпускающего продукцию на экспорт.

Сибирь и особенно Дальний Восток характеризуются острейшим дефицитом трудовых ресурсов. Сейчас, когда актуален вопрос о переселенцах из республик СНГ, просто грех не использовать эту ситуацию во благо как переселенцев, так и России и сибирско-дальневосточного региона. Необходимые меры для осуществления этого всем известны. Нужна только политическая воля, чтобы не на словах, а на деле предусмотреть и честнейшим образом выполнить необходимые льготные мероприятия по жизнеустройству переселенцев на просторах Сибири и Дальнего Востока.

Литература

Поздняков А.В. Экологический кризис и будущее России // Россия ХХI - 1994. - № 1-2. - С. 142-150.

Поздняков А.В. Динамическое равновесие природы и организация общества устойчивого развития // Закономерности социального развития: ориентиры и критерии моделей будущего развития. - Новосибирск, 1994. - Ч. 1. - С. 22-29.

Поздняков А.В. Взаимопереходы порядка и хаоса, циклы и история развития целостных систем // Проблемы самоорганизации. - Вып. 1. - Томск, 1994. - С. 5-22.

Поздняков А.В. Концептуальные основы решения проблемы устойчивого развития. - Томск, 1995. - 150 с.

Поздняков А.В. Устойчивое развитие и ноократическое движение // Образование и наука на пороге третьего тысячелетия: Матер. междунар. Конгр. - Новосибирск, 1995. - С. 14-15.

Поздняков А.В. Современные проблемы глобалистики и устойчивого развития России // Современное российское общество: осмысление прошлого, поиск достойного будущего. - Красноярск, 1995. - С. 433-436.

Поздняков А.В. Устойчивое развитие и новая парадигма развития цивилизации // Пробл. ноосферы и устойч. развития. - С.-П., 1996. - С. 299-301.

Поздняков А.В. Россия еще не сделала выбор // Панинтер. - 1996. - № 16 (ноябрь).

Поздняков А.В. К стратегии вывода России из социально-экономического кризиса // Экология и экономика: регион. пробл. перехода к устойч. развитию. Взгляд в 21 век. - Кемерово, 1997. - С. 3-20.

Поздняков А.В. Объективные законы самоорганизации и политический инфантилизм в сегодняшней России // Панинтер. - 1997. - № 4 (март).

Поздняков А.В. Стратегия российских реформ. - Томск, 1998. - 324 с.

Copyright © 2000-2009.

RUSSIA.YAXY.RU
All rights reserved

 

   Рейтинг@Mail.ru    Rambler's Top100

История России